Самоменеджмент и его составляющая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время менеджмент стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Выделившаяся из широкой области менеджмента как науки и искусства управления тема самоменеджмента является весьма актуальной в настоящий момент времени.

Содержание работы

1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента
1.2 Концепции самоменеджмента
1.3 Слагаемые эффективного самоменеджмента
2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Этика и социальная ответственность менеджера
2.2 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед
3.ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах
3.2 Самоменеджмент в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.docx

— 85.65 Кб (Скачать файл)

АНОСПО Челябинский колледж

«Комитент»

 

 

 

 

 

 

                                         Курсовая работа

По дисциплине «Менеджмент»

Тема: Самоменеджмент  и его составляющие.

 

 

 

 

    Руководитель                                            Студентка

Жильцова Е.А.                                          Учайкина Анастасия

Оценка_________                                     Специальность «Гостинечный

«__»________2013г.                                 сервис»

_______________                                     Группа ГС-206

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Челябинск, 2013

 

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ  НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента

1.2 Концепции самоменеджмента

1.3 Слагаемые эффективного самоменеджмента

2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Этика и социальная ответственность  менеджера

2.2 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед

3.ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ  САМОМЕНЕДЖМЕНТА

3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах

3.2 Самоменеджмент в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

                                                       ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время менеджмент стал одним из важнейших атрибутов  новой жизни нашей страны. Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в  условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Выделившаяся из широкой  области менеджмента как науки  и искусства управления тема самоменеджмента является весьма актуальной в настоящий момент времени. Появление самоменеджмента как такового продиктовано объективно складывающейся управленческой средой в стране, ускоренными темпами жизни и усиливающимся давлением внешней среды управления, также можно отметить влияние постоянно обновляющихся технологий управления, методик, открытий в сфере психологической науки. Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач. Даже в ситуации цейтнота можно благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

Нельзя не принять во внимание тот факт, что изменения в повседневной жизни и в управленческой сфере  в частности повышают требования к управленческому персоналу, его  профессионализму, обучению и переподготовке. Организации не могут взять на себя развитие всех навыков у всех менеджеров. Как отметили М. Вудкок и Д. Френсис [4, с. 26], это привело бы к истощению ресурсов организации и подрыву ее стабильности. Поэтому поддержание своего постоянного роста и развития становится

 

4

необходимостью каждого  менеджера. Эту задачу и должен выполнять  самоменеджмент.

Самоменеджмент изучает способы и технологии повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. В его круг входит огромное количество направлений, связанных с планированием, использованием рабочего времени, проведением совещаний, способам самоконтроля и самомотивации и т.д. В данной работе акцент делается на изучении этики менеджера, правильном и действенном использовании рабочего времени, даются рекомендации по проведению выступлений, совещаний. Представляется, что данные вопросы будут занимать центральное место в планировании управленческой карьеры.

В настоящей работе рассмотрены  различные концепции самоменеджмента, такие как подход Зайверта [5, с. 7-4], на основе которого излагается сущность и функции самоменеджмента; исследована теория ограничений М. Вудкока и Д. Френсиса; дается анализ отечественных теорий; акцентируется внимание на концепции, направленной именно на карьеру, которая разработана немецкими авторами Швальбе. Слагаемые эффективного самоменеджмента раскрываются в работе К. Кинана «Самоменеджмент» [8, с. 38-49]. Этика и социальная ответственность менеджера проанализированы на основе исследований заслуженного деятеля науки России и профессора В.А. Абчука. Методы эффективного использования рабочего времени, организации выступлений и деловых совещаний подробно описаны Шейновым, Робинсом и Шипуновым. Далее в работе дается рассмотрение практического подхода к самоменеджменту, его недостатков и достоинств в зарубежных странах и России, дано описание применения приемов самоменеджмента на практике. Внимание уделено именно приему так называемого рефрейминга, психологическому методу решения проблем, а также даны советы, помогающие справляться управленцу справляться с негативной информацией.

5

Объектом исследования является менеджмент как наука и искусство  управления в современном мире. Предмет  исследования – это проблема самоменеджмента как нового направления в традиционном менеджменте.

Структура данной работы включает в себя такие разделы, как: современные  научные взгляды на сущность самоменеджмента (рассмотрены в отдельном порядке сущность, цели и функции самоменеджмента, концепции самоменеджмента, слагаемые эффективного самоменеджмента); основные составляющие самоменеджмента (дается изложение описания этики и социальной отвественности менеджера, эффективного использования рабочего времени, организации выступлений и проведения совещаний и приемов ведения деловых бесед); в практической части работы охарактеризованы особенности самоменеджмента в зарубежных странах, освещается самоменеджмент в России и значительный акцент сделан на практических приемах самоменеджмента.

Цель исследования – осуществление  помощи в закреплении навыков  и приемов эффективного самоменеджмента. Цель достигается за счет ряда задач, выполнение которых предусматривает:

- обоснование понятие  сущности и механизма функционирования  самоменеджмента;

- анализ современных зарубежных  и российских концепций самоменеджмента;

- выявление слагаемых  эффективного самоменеджмента;

- описание этики и социальной  ответственности менеджера;

- рекомендации по эффективному  использованию рабочего времени;

- советы, применимые к  организации выступлений, а также  к проведению совещаний и приемам  ведения деловых бесед;

- применение методов самоменеджмента на практике.

 

6

            1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ

                                       САМОМЕНЕДЖМЕНТА 

           1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента

Начало научного осмысления проблемы самоменеджмента в отечественной управленческой и социологической литературе можно отнести к середине 90-ых годов. В одной из первых публикаций на эту тему В. Карпичевым была предпринята попытка «введения в проблему» самоменеджмента, выдвинуты на обсуждение некоторые контуры модели самоменеджмента. Несколько ранее понятие «самоменеджмент» было введено в научный оборот Л. Зайвертом, руководителем Института рационального использования времени в Германии. Интерес к этой проблеме не случаен. Он обусловлен логикой развития управленческих знаний.

Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:

возрастание масштабов и  динамизм изменений в предпринимательстве  и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков  управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности  саморазвития;

нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных  формах жизнедеятельности организаций  и связанных с этим стрессов требуют  от менеджеров умения управлять собой;

превращение творческого  потенциала работника в самый  ценный капитал организации выдвигает  требование сохранения и развития этого  потенциала, в том числе и самими работниками;

исчерпание возможности  многих традиционных школ и методов  управления ставит менеджеров перед  необходимостью освоения современных  управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его  развитием.

 

7

Очень важным фактом является то, что потребность в мотивации  творческого потенциала каждого  работника и невозможность удовлетворить  ее в рамках традиционного менеджмента  и усилиями самих организаций  вызвали к жизни процесс социологизации и психологизации менеджмента, на волне которого и возникло направление самоменеджмента, открывающее перспективы для исследования и практической реализации индивидуальной деловой карьеры.

Теперь необходимо определить сущность самого понятия «самоменеджмент». Самоменеджмент - это последовательное и направленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального, осмысленного использования своего времени.

Соответственно основная цель самоменеджмента - максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

На самоменеджмент возлагается выполнение определенных функций, в виде которых представлено ежедневное решение разного рода задач и проблем. Функции находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, реализуются в определенной последовательности.

Подобный процесс самоменеджмента представлен как своего рода круг правил, наглядно демонстрирующих связи между отдельными функциями самоменеджмента (рисунок 1)

Для каждой функции разработаны  рабочие приемы и методы ее реализации, а также ожидаемый результат  в виде выигрыша во времени. Все они  составляют технику самоменеджмента.

Как видно из схемы, изображены два круга, включающие функции самоменеджмента, – внутренний и внешний.

самоменеджмент деловой этика

 

8

 

Рисунок 1.1 – Круг правил

Во внешнем круге обозначены пять правил:

1 – постановка целей  (анализ и формирование личных  целей);

2 – планирование (разработка  планов и альтернативных вариантов  своей деятельности);

3 – принятие решений  (принятие решений по предстоящим  делам);

4 – реализация и организация  (составление распорядка дня и  организация личного трудового  процесса для осуществления поставленных  задач);

5 – контроль (самоконтроль  и контроль итогов (в случае  необходимости – корректировка  целей)).

Во внутреннем круге размещена  функция 6 – информация и коммуникация (поиск и обмен информацией, осуществление  коммуникационных связей, необходимое  на всех фазах процесса самоменеджмента).

 

9

1.2 Концепции самоменеджмента

Первая концепция, рассматриваемая  в данной работе, разработана Л. Зайвертом. Он выделяет 6 вышеуказанных функций самоменеджмента (постановка целей, планирование, принятие решений, реализация и организация, контроль, информация и коммуникация). Составлены методические рекомендации по использованию приемов и методов реализации каждой из этих функций.

К преимуществам самоменеджмента Зайверт относит:

1.  выполнение работы с меньшими затратами;

2.  лучшая организация труда;

3.  лучшие затраты труда;

4.  меньше спешки и стрессов;

5.  больше удовлетворения от работы;

6.  большая мотивация труда;

7.  повышение квалификации;

8.  меньшая загруженность работой;

9.  меньше ошибок при выполнении своих функций;

10.  достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Главным преимуществом Зайверт считает рациональное использование и сбережение самого дефицитного и важного личного ресурса – собственного времени.

Оценивая полезность этой концепции самоменеджмента, стоит сразу оговориться, что проблемы карьеры в ней не рассматриваются. Вместе с тем ее практическая полезность для осуществления деловой карьеры не вызывает сомнения и состоит в следующем:

1. дает целостное представление о сущности самоменеджмента, начиная от его определения, через выделение функций, целей, техники самоменеджмента, и указывая на преимущества;

10

2. нацеливает на индивидуальную управленческую деятельность в каждом из основных составных элементов самоменеджмента – постановке целей, планировании, принятии решений, реализации и организации, контроле в сочетании с информацией и коммуникацией в каждом из элементов, т. е налицо опора на классическую теорию менеджмента, его индивидуализация;

3. ориентирует на самооценку потенциала менеджера в каждой из функций, позволяет сравнить результат с требуемой нормой, рекомендует, как практически улучшить результат;

4. предлагаемая логика реализации самоменеджмента рассчитана на самообучение рациональному использованию времени, целеустремленной плановой, уверенной работе с уменьшением угрозы стрессов и ежедневным достижением успеха, эквивалентом которого может служить высвобожденное личное время.

Как итог эта концепция  и техника менеджмента может  быть использована для самоменеджмента деловой карьеры в той его части, где речь идет о самооценке своих деловых качеств и их саморазвитии как предпосылке достижения успеха на каждом месте работы, о сокращении времени освоения работы (очередной ступени карьеры). Вместе с тем деловая карьера – это специфический объект управления (и самоуправления). Поэтому универсальные методы и приемы самоменеджмента не в состоянии обеспечить его эффективность в данном случае, поскольку не опираются на знание сущности и социальных механизмов деловой карьеры. Кроме того, фактор времени не всегда пригоден в качестве интегрального критерия успеха деловой карьеры: как известно, стремительная вертикальная карьера таит в себе опасность срывов и падений.

Информация о работе Самоменеджмент и его составляющая