Самоменеджмент и его составляющая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время менеджмент стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Выделившаяся из широкой области менеджмента как науки и искусства управления тема самоменеджмента является весьма актуальной в настоящий момент времени.

Содержание работы

1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента
1.2 Концепции самоменеджмента
1.3 Слагаемые эффективного самоменеджмента
2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Этика и социальная ответственность менеджера
2.2 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед
3.ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах
3.2 Самоменеджмент в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.docx

— 85.65 Кб (Скачать файл)

Наряду с необходимостью соблюдения этических норм важнейшей  нравственной задачей, решаемой менеджером, является проблема его социальной ответственности.

Социальная ответственность  менеджера (менеджмента) предполагает выполнение его организацией определенных обязанностей перед обществом, необходимость добровольно участвовать в решении социальных проблем населения той страны, в которой он работает. Поскольку социальная ответственность является сугубо добровольной, она существенно отличается от нормативной, законодательно закрепленной юридической ответственности менеджера. Рассмотрим ее основные отличительные качества.

1. Сложность. Поскольку социальная ответственность в отличие от юридической не имеет строгой нормативной регламентации, реализация ее слабо разработана, во многом носит вкусовой характер, менеджер к ней плохо подготовлен.

2. Неясные последствия. Многие важные акты проявления социальной ответственности не имеют достаточной законодательной базы (например, меценатство, благотворительность) и поэтому их экономические последствия порой не ясны менеджеру. Это вызывает у него опасения и как следствие – отказ от их осуществления.

3. Потеря конкурентоспособности. Расходуя средства на социальные программы, менеджер вынужден включать дополнительные издержки в цену товаров и услуг, давая тем самым преимущества своим конкурентам.

4. Отступление от главной цели менеджмента. Занимаясь бесплатными социальными программами, организация вынуждена отклоняться от своей главной рыночной задачи – максимизации прибыли. Это может привести к

27

необходимости частичного отказа от производства высококачественных товаров, ухода с выгодных рынков сбыта  и т. п.

5. Моральное давление. Реализация социальной ответственности инициируется и сопровождается моральным давлением общества. При этом нарушается важнейший принцип рынка – рыночная свобода. Организация в ряде случаев теряет возможность принимать экономические решения исключительно по своей воле.

6. Дополнительный маневр ресурсами. Социальные программы дают возможность использовать для них ту часть ресурсов организации, которая в данный момент не выгодна для целей бизнеса.

7. Возможность получения государственных льгот. Социальная деятельность организации, как правило, встречает ответную реакцию государства в виде всевозможных льгот и других форм поддержки (преимущество в госзаказах, освобождение от части пошлин, арендной платы и т. д.).

8. Благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат. Социальная деятельность организации поднимает ее авторитет в глазах общества и предпринимательских кругах, что в стратегическом плане создает благоприятные условия для инноваций и бизнеса.

9. Возможность выбора программ. Будучи добровольной, социальная деятельность предоставляет менеджеру свободный выбор объектов социальной поддержки, ее характера, не требующий какого-либо отчета.

            2.2 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед

Деловое совещание - один из самых ответственных видов деятельности руководителя и важный фактор организации управления.

Совещание - это форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.

Эффективность совещаний  зависит от того, как ими руководят. Для повышения эффективности  совещаний необходимо учитывать, что  в

28

зависимости от степени плановости, характера рассматриваемых вопросов, назначения, психологических особенностей проведения и продолжительности  совещания могут быть различного типа:

- плановые и неплановые;

- текущие (для обсуждения  ряда взаимосвязанных вопросов) и целевые (по одному или  группе взаимосвязанных вопросов).

По назначению различают

- информационные, оперативные  (для обмена информацией в целях  оценки действительного положения  на объекте управления и выработки  решений по дальнейшему управлению);

- дискуссионные (с целью  коллективного обсуждения возникших  проблем);

- учебные (с целью сообщения  дополнительных знаний и информации);

- разъяснительные;

- проблемные (для выработки  метода решения существующих  проблем).

При подготовке любого совещания  необходимо:

четко и однозначно определить тему совещания и ее цель;

тщательно разработать повестку дня, выбрать наиболее целесообразную последовательность вопросов;

заранее познакомить участников с теми фактами, которые могут  обсуждаться в ходе дискуссии;

как можно раньше послать  приглашение участникам;

выбрать помещение для  заседаний с удобной планировкой;

На сегодняшний день существует множество видов совещаний. Например, в Японии «совещания без совещаний», телевизионные совещания в Западной Европе и США.

Шипунов предлагает 5 основных приемов деловых бесед, которые  могут быть применены в любой  ситуации [16, с. 220]. Итак, менеджеру в  целях осуществления успешных переговоров  необходимо:

29

1. привлечь внимание собеседника;

2. пробудить в собеседнике заинтересованность, и тогда он будет слушать вас (передача информации);

3. убедить собеседника в правильности наших предложений и идей (аргументация);

4. выявить интересы и устранить сомнения собеседника в реализации наших идей (нейтрализация, опровержение замечания);

5. преобразовать интересы собеседника в окончательное решение (принятие решения).

Наряду с этими пятью  принципами ведения деловой беседы предлагается помнить о пяти важных рекомендациях, которые носят универсальный  характер:

1. Изучите своего оппонента. Соберите как можно больше информации об интересах, целях и намерениях вашего собеседника. Понимание позиции оппонента позволяет лучше понять его поведение, предсказать его реакцию на те или иные предложения с вашей стороны и выработать решения с учетом интересов другой стороны.

2. Начните с позитивного шага. Уступки имеют тенденцию приводить к взаимности, и, в конечном итоге, к соглашению.

3. Сосредоточьтесь на проблеме, а не на личности. Концентрируйте внимание на важнейших моментах беседы, а не на личностных качествах собеседника. Когда беседа становится жесткой, не атакуйте оппонента. Помните, что вы не согласны с его идеями, а нес ним лично.

4. Стремитесь к взаимовыгодным решениям. Относитесь к исходным предложениям как к отправному пункту.

5. Создавайте атмосферу доверия и взаимопонимания. Менеджеры, часто и успешно участвующие в переговорах, как правило, хорошие слушатели; они задают много вопросов, четко формулируют свои аргументы, редко занимают оборонительную позицию.

30

                 3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ

                                     САМОМЕНЕДЖМЕНТА 

 

3.1 Особенности  самоменеджмента в зарубежных странах

Одна из главных задач  самоменджмента – это, прежде всего, обеспечение надлежащей корпоративной культуры и социальной гармонии со стороны не только руководителя, но и при участии каждого работника организации. Некоторые исследования отмечают, что выполнение этой задачи – только голубая мечта собственников и представляющих их интересы менеджеров, а за патерналистской игрой на психологии наемных работников стоит лишь один из методов интенсификации труда – прямое давление или либерализм, к которым испокон веку прибегает собственник в борьбе за свои интересы.

Отношения между наемными рабочими и хозяевами с одной  стороны и рабочими и менеджерами  с другой стороны часто обостряются. Улаживая какой-либо конфликтный вопрос, каждая сторона пытается как можно  больше ранить другую. Наряду с этим возникают особые отношения между хозяевами и менеджерами, если последние не являются собственниками. В сознании руководителей зарубежных корпораций доминирует убеждение: текущая прибыль – любой ценой, числа важнее людей.

Достижение внутреннего  совершенства корпоративного управления и стихийность, неопределенность, непредсказуемость  внешней среды социально-экономической  среды индустриально развитых стран  находятся в объективном противоречии, и это еще раз подтвердилось  теперь уже на примере так называемых образцовых корпораций. До сих пор  применяемый в США управленческий инструментарий толкает руководителей-собственников  и менеджеров к рационализму, недооценке нововведений в производственных системах.

31

 

31

Самоменджмент предполагает со стороны руководителей организации не только достижение материального благополучия фирмы и сотрудников, а также самого управленца, но и облегчение процесса приспособления работников к своей деятельности, их адаптацию к условиям труда и правилам поведения в организации. Однако было обнаружено, что большинство бизнесменов и менеджеров оказались не в состоянии освободиться от тирании, сверханализа и узкого рационализма. В последнее время американские менеджеры все больше полагались на высокую оценку аналитической беспристрастности и методологической элегантности в ущерб интуиции, опирающейся на опыт. Профессиональный менеджер часто видит себя в роли судьи, который говорит либо «да», либо «нет» по поводу возникающих идей. Руководитель высшего звена считает, что его работа состоит в том, чтобы выносить суждения, наложить вето на новую идею, так как она якобы всегда непрактична, скорее сформулировать негативный довод, чем выдвинуть конструктивный.

Японские и западногерманские  менеджеры по профессионализму, гибкости, предприимчивости и решительности  начинают обходить своих американских коллег. Причины отставания американцев  в том, что в школах бизнеса  их пичкают ненужными знаниями; профессиональным менеджерам не хватает ясной перспективы; менеджеры не идентифицируют себя с  тем, что делает их фирма; они не проявляют  достаточного интереса к своим сотрудникам; высшие руководители и их аппарат  замкнулись на аналитических вопросах и недооценивают воздействия внешней среды.

Самоменеджмент предполагает идентификацию себя как настроенного на работу и в группе, и в индивидуальном порядке. На Западе, как и в России, существует кластерная система деловых организаций, т. е. замкнутых групп. Однако в развитых странах такая группа - сплоченная команда.

Когда человек устраивается на работу, важно понять, видит он в группе защиту или идет в нее  как в команду единомышленников. Это должен

32

анализировать руководитель, чтобы у него с группой не возникло конфликта. Среди важнейших функций  руководителя выделяется умение четко  делегировать обязанности между  сотрудниками. На зарубежных организациях можно отметить четкую структурированность, формализованность заданий, оценку каждого отдельного работника, возможность быстро выявить индивида, который плохо или хорошо что-либо делает, так как в основе работы – индивидуальное задание и индивидуальная ответственность. Поэтому работа в группе более эффективна.

Эффективный самоменджмент невозможен без принятия на себя определенных обязательств и ответственности отдельными работниками. И это работа прежде всего в интересах системы, а не своих личных. У американцев преобладает желание взять на себя ответственность. Очень важно создать в системе такую среду, в которой безответственный человек чувствовал бы себя неуютно. Предприниматель, тот, кто создавал фирму (а создать ее нельзя, если не взять на себя ответственность), знает, как это делается, у него есть практический опыт. И его долг - помочь своим подчиненным научиться созидать. Обучение происходит в основном на работе. Нормальный руководитель до 40% времени тратит на работу с людьми, на обучение подчиненных. Ведь ответственность возможна только тогда, когда человек обучен, компетентен и не боится принимать решения.

Одним из ярких показателей  успешности менеджмента и всей организации  является самомотивация сотрудников - их способность во многих сложных и ответственных ситуациях длительное время обходиться без внешнего положительного подкрепления. Часто для таких людей главным стимулом является самореализация, соответствующая их «карте мотиваторов», которая означает свой для каждого человека набор личных приоритетов. С одной стороны, это может быть удобно руководителю: ему не надо прикладывать значительных усилий для дополнительной мотивации; но с другой -

 

33

сотрудник часто становится плохо управляемым, особенно при  частичной или полной потере интереса к работе, он легко покидает компанию в ситуации, когда самореализация становится невозможной.

В практике западных компаний существуют некоторые управленческие приемы, способствующие развитию навыков  самомотивации у сотрудника таким образом, что они будут играть в его жизни положительную роль.

3.2 Самоменеджмент в России

Прежде всего в российской практике самоменеджмента необходимо сказать о плохой структурированности работы в группе; руководитель далеко не всегда обладает навыками эффективного расписания обязанностей и функций каждого работника. Преобладает опасение, что кто-то «прокатится зайцем» за счет других, хотя, в принципе, русские любят работать вместе. Кроме того, руководитель часто не тратит свое время на делегирование полномочий и рабочих функций людей, работающих в группе. Он предпочитает «бросать» задание в группу, вследствие чего начинаются разборки, что нужного эффекта, конечно, не дает, хотя работа в группе сегодня эффективнее, чем при любой другой организации труда. Говоря об ответственности - важнейшей составляющей эффективного самоменеджмента, нужно признать, что под участием в управлении в России понимают такое положение дел, при котором человек пытается пролезть наверх и дать какие-то предложения, чтобы заявить о себе, не собираясь при этом брать на себя ответственность за реализацию хотя бы их части.

Информация о работе Самоменеджмент и его составляющая