Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:00, контрольная работа
Угрозы и возможности могут проявляться в семи областях внешнего окружения, соответственно им группируются и факторы, которые подвергаются анализу. Исследование этих групп факторов позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации.
1.Схема проведения анализа внешней среды предприятия.
2.Структура и процесс стратегического планирования.
3.Основы выполнения стратегии.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружения; непосредственного окружения; внутренней среды организации.
Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение. Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадровый потенциал; организация управления; финансы; маркетинг; организационная структура и т.п.
Разработка и анализ стратегических
альтернатив, выбор стратегии. Выработка
стратегии осуществляется на высшем
уровне управления. На этой стадии принятия
решения необходимо оценить альтернативные
пути деятельности фирмы и выбрать
оптимальные варианты для достижения
поставленных целей. На основе проведенного
анализа в процессе разработки стратегии
происходит формирование стратегического
мышления путем обсуждения и согласования
с управленческим линейным аппаратом
концепции развития фирмы в целом,
рекомендация новых стратегий развития,
формулирование проектов целей, подготовка
директив для долгосрочного
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель — выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководства при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента. Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: «снизу вверх», «сверху вниз», во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями). Формирование стратегии фирмы в целом приобретает все большее значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий.
Реализация стратегии. Выполнение стратегического плана является критическим процессом, поскольку в случае реального плана приводит фирму к успеху. Часто бывает и наоборот: хорошо проработанный стратегический план может “провалиться”, если не принять мер по его реализации. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому, что, либо неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не осуществляется и потому, что управление не может должным образом привлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию человеческого потенциала. Успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований: цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы, доведены до работников и восприняты ими; необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.
Оценка и контроль стратегии. Оценка и контроль реализации стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
Основные задачи любого контроля следующие: определение того, что и по каким показателям проверять; оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями; выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки; осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы.
3.Основы
выполнения стратегии.
Выполнение стратегии влечет за собой
преобразование стратегического пла-
на компании в конкретные действия и затем — в результаты. Как и процесс разработки стратегии, это работа для всей управленческой команды , а не только для нескольких старших менеджеров. Тогда как за успешное выпол –нение стратегии отвечают руководители организации и ее структурных подразделений (хозяйственных, функциональных и основных производствен- ных единиц), сам процесс реализации стратегии затрагивает обычно каждый элемент организационной структуры, начиная с крупнейших производствен- ных подразделений и заканчивая небольшими рабочими группами, находя - щимся на передовой. Каждый менеджер должен продумать ответ на вопрос : «Что должно быть сделано на моем участке, чтобы реализовать нашу часть стратегического плана, и что лично я должен сделать, чтобы это выполнить?» В этом смысле все менеджеры являются исполнителями стратегии в рамках своих полномочий и ответственности, и все сотрудники являются участника-
ми этого процесса.
Каждый менеджер играет активную роль
в процессе внедрения и реализации стратегического
плана фирмы. Одним из факторов, способствующих
реали –зации стратегии , является
коммуникация. Руководство компании
должно настолько четко и убедительно
сформулировать необходимость организа
–ционных изменений,чтобы все независимо
от занимаемой должности почувст
вовали свою ответственность за осуществление
стратегии и достижение пос- тавленных
целей. В идеале менеджеры превращают
реализацию стратегии в крестовый
поход всей компании. Когда достигнуты
стратегические цели , а также выполнены
финансовые и производственные задания,
можно считать, что процесс реализации
прошел успешно.
Управление выполнениемк стратегии —
это больше искусство, чем наука к
сожалению, нет четких руководств (где
все расписано последовательно по шагам),
нет проторенных дорожек и существует
очень мало конкретных ди –ректив для
того, чтобы можно было энергично взяться
за работу: выполнение стратегии — это
наименее формализованная часть стратегического
управле-
ния и наиболее неопределенная
с точки зрения ее конечного результата.
Базой для принятия решения о том, делать
что-то или нет, являются личный опыт,
накопленная информация и результаты
анализа существующей ситуа – ции. Однако,
изучая имеющуюся информацию или анализируя
сложившуюся ситуацию, можно прийти
к противоречивым выводам, которым
не будет соответствовать личный опыт.
То, что было хорошо для одних менеджеров,
на практике оказалось недостаточно для
других. Это и понятно. Некоторые менеджеры
не только более эффективно, чем другие
, используют те или иные рекомендуемые
подходы к организационным изменениям,
но в каждом отдельном случае реализация
стратегии осуществляется в различной
обста -новке. Различные условия конкуренции
и деловая практика , различные культура
и рабочая окружающая среда, различная
политика, разные системы вознаграждения,
различные пути развития организации
и личностные харак-теристики сотрудников
— все это требует индивидуального
подхода к реализации стратегии,
подхода, базирующегося на конкретной
ситуации и особенностях организации,
учитывающего здравый смысл исполнителя
и его возможности по использованию определенной
техники изменений должным образом.
^ Основные задачи
В то время как подходы менеджеров
к реализации стратегии должны соответствовать
каждой конкретной ситуации, существуют
определенные базовые требования, которые
выполняются независимо от особенностей
организации. Они включают в себя:
Эти управленческие задачи неоднократно
возникают в процессе выполнения
стратегии независимо от специфики
конкретной ситуации и определяют
приоритеты в повестке дня исполнителя
стратегии (рис. 1).
Рис.1. Восемь основных управленческих
составляющих процесса выполнения стратегии
Одна или две из этих задач обычно
не выполняются , будучи менее
критичными для компании или требующими
больше времени для решения, что зависит
от финансовых и конкурентных возможностей
организации , от природы и степени
проводимых стратегических изменений,
от условий создания соответствующего
конкурентного преимущества, от прочности
устоявшихся моделей поведения , которые
необходимо изменить, от того, есть ли
у компании слабости , от которых следует
избавиться, или необ – димо поднять
уровень компетенции в каких-либо
областях , от истори-чески сложившихся
личных и организационных связей на
фирме, от воз -можного давления на исполнителей
с целью получения быстрых результатов
и от многих других факторов.
Разрабатывая план действий , исполнитель
стратегии должен начать
с определения того, что организации необходимо
делать иначе и лучше, чтобы успешно реализовать
стратегию, а затем продумать, как осуществить
требуе-емые внутренние изменения настолько
быстро, насколько это необходимо (практически
возможно). В первую очередь действия
исполнителя стратегии должны быть направлены
на приведение в соответствие того, как
органи-зация осуществляет виды
деятельности, составляющие цепочку ценностей,
и внутреннее руководство бизнесом с
тем, что представляется первоклас
-сным выполнением стратегии.
Необходимо обеспечить ряд таких«соответствий»,
Необходимо, чтобы существующая в компании
система поощрений, ее политика, информационные
системы, производственная практика
способ –ствовали реализации стратегии,
а не играли пассивную роль или, что еще
хуже, не были помехой. Так же важно,
чтобы стиль и манера работы
менеджеров создавали и развивали рабочую
обстановку и корпоративную культуру,
поддерживающие стратегию. Чем сильнее
такие соответствия, тем выше шансы для
успешного исполнения стратегии. Систематические
усилия менеджеров по обеспечению соответствия
того, как организация осуществ –ляет
свой бизнес, с тем, что требуется для
хорошего выполнения стратегии, помогают
объединить организацию в единую команду,
прилагающую усилия для достижения запланированных
результатов. Преуспевающие исполнители
стратегии профессионально ставят диагноз:
что нужно их организации для четного
выполнения избранной стратегии. Они творчески
подходят к выбору вариантов эффективного
осуществления видов деятельности, являющихся
ключевыми в цепочке ценностей.
Информация о работе Схема проведения анализа внешней среды предприятия