Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:49, доклад
Школа предпринимательства возникла в 1950-х годах. Она относится к «нерациональным» школам.
«Нерациональные» школы базируются на теории познания, психологии человека и социума, теории обучения, культурологии, социологии, биологии, достижения которых используются в области стратегического управления.
Представители: основатель школы П. Друкер. Представители: Й. Шумптер, А.Коул, К.Найт,
Школа предпринимательства возникла в 1950-х годах. Она относится к «нерациональным» школам.
«Нерациональные» школы базируются на теории познания, психологии человека и социума, теории обучения, культурологии, социологии, биологии, достижения которых используются в области стратегического управления.
Представители: основатель школы П. Друкер. Представители: Й. Шумптер, А.Коул, К.Найт,
Основные особенности:
1.Основные характеристики:
Метафорические животные школ |
ШКОЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Волк |
Источники |
И. Шумпетер (Schumpeter, 1950), А. Коул (Соlе, 1959), работы в области ЭКОНОМИКС |
Базовая дисциплина |
Отсутствует (хотя ранние работы написаны представителями экономикc) |
Сторонники |
Популярная пресса по бизнесу, романтики-индивидуалисты, представители малого бизнеса повсюду, но особенно в Латинской Америке и среди китайцев, живущих за пределами Китая |
Подразумеваемая идея |
Предвидение |
Реальная идея |
Централизация (и надежда) |
Девиз |
«Скажите, кто ваш руководитель...» |
Ключевые слова |
Смелый ход, предвидение, озарение |
2. Характеристики содержания процесса:
Стратегия |
Личностный, уникальный взгляд (предвидение), поиск ниши |
Базовый процесс |
На основе предвидения, интуитивный, предначертанный (всеохватывающий, хотя частности определяются «по ходу») (описательный)
|
Изменения |
Редкие, умеренные, революционные |
Основное действующее лицо (актеры) |
Лидер |
Организация |
Податливая, простая |
Руководство |
Доминирует, интуитивное |
Внешняя среда |
Управляемая, множество ниш |
3. Контекстная характеристика
Ситуация, наиболее соответствующая окружению |
Динамическая, но простая (поэтому понятная руководителю) |
Форма организации (имплицитно предпочитаемая) |
Предпринимательская (простая, централизованная) |
Стадия развития организации (наиболее вероятная) |
Зарождение, реструктуризация, длительное время остается небольшой по величине |
Смысл создания школы предпринимательства заключается в том, что она рассматривает стратегический процесс сквозь призму действий одного человека, руководителя организации, и подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов - интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности.
В школе предпринимательства
понимание стратегии
По мнению приверженцев школы предпринимательства, организация целиком и полностью зависит от диктата индивида.
Внешняя среда организации превращается если не в вотчину ее руководителя, то в территорию, где он чувствует себя вполне свободно, как человек, который со знанием дела ведет свою компанию в некую защищенную нишу, надежное убежище.
Центральным понятием школы
предпринимательства является видение,
под которым понимается мысленное
представление стратегии, возникшее
или отображенное в сознании руководителя
фирмы. Поскольку видение представляет
собой некий призрачный образ, постольку
оно отличается гибкостью, и в
силу этого любой руководитель легко
адаптируется к своему опыту. Следовательно,
по мнению представителей данной школы,
любую предпринимательскую
Таким образом, представители
школы предпринимательства
Сторонники этой школы
считают, что ключевым, обеспечивающим
успех организации фактором является
персонализированное
Предпринимательство стало
описывать различные формы
В основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие посылки:
1) стратегия существует в сознании руководителя / лидера в виде пер-спективы, а именно интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего организации;
2) процесс формирования
стратегии можно назвать
3) руководитель целеустремленно,
даже одержимо продвигает свою
концепцию, лично контролируя
ее осуществление, чтобы в
4) следовательно, для
5) предпринимательскую
6) предпринимательская стратегия тяготеет к поиску и защищена от влияния прямой конкуренции в рыночной нише.
Таким образом, школа предпринимательства выдвинула на первый план такие важнейшие аспекты разработки стратегии, как упреждающий характер этого процесса и та роль, которую играют в нем индивидуальное руководство и стратегическое видение. Однако при этом процесс формирования стратегии сводится к поведению одного человека - руководителя. В силу этого ключевые решения относительно стратегии и управления принимаются руководителем. Подобная централизация, по мнению представителей школы предпринимательства, в определенной мере гарантирует, что стратегические реакции будут отражать всю полноту знаний руководителя о данной сфере деятельности.
Особенности, характеризующие подход предпринимателя к созданию стратегии (Г. Минтцберг):
1. Как правило, предприниматель делает акцент не столько на построе-нии стратегии, сколько на активном поиске новых возможностей. П. Друкер пишет: "Предпринимательство предполагает, что несколько энергичных индивидов сконцентрированы на поиске и использовании возможностей, не растрачивая силы на решение проблем".
2. В предпринимательской
организации власть
3. Создание стратегии
в предпринимательском стиле
характеризуется решительным
4. Развитие - главная цель
предпринимательской
Сильные и слабые стороны школы предпринимательства:
Достоинства:
Школа выдвинула на первый план такие важнейшие аспекты формирования стратегии, как упреждающий (проактивный) характер этого процесса и ту роль, которую играют в нем индивидуальное руководство и стратегическое видение. Такой стиль управления особенно эффективен в первые годы существования организации, когда происходит выбор направления ее развития.
Недостатки:
Школа предпринимательства полностью сводит формирование стратегии к поведению одного человека, но практически никак не объясняет сам стратегический процесс, остающийся находящимся в глубинах познавательной способности человека "черным ящиком". Единственный совет, который может дать школа предпринимательства испытывающей трудности организации, - поиск нового руководителя-провидца.
Предпринимательский подход
предполагает, что ключевые решения
относительно стратегии и управления
принимаются лидером
Роль харизмы в способности к видению сильно преувеличена, и попытки подменить сущность харизмой, как правило, носят разрушительный характер. В организации функция лидера как катализатора принятия единой концепции может быть реализована с помощью широкого разнообразия стилей управления.
Активное применение достижений
Школы предпринимательства
- она сводит формирование
стратегии к поведению одного
человека, в то время как расширение
бизнеса требует расширения
- такая непосильная ноша часто приводит к патологии лидерства, ко-гда стратегическое управление приобретает параноидальные черты (авторитарный стиль руководства, пренебрежение неформальным полем организации и т. д.);
- снижает "иммунитет"
компании к кризисным
- часто отрицательно отражается
на мотивации подчиненных из-
Примеры.
История канадской сети розничных магазинов Steinberg's, оборот которой составлял несколько миллиардов долларов, начиналась в 1917 г. в крошечной бакалейной лавке в Монреале, и все шестьдесят лет в ней царил ее владелец и лидер Сэм Стейнберг. Он встал за прилавок рядом с матерью в одиннадцать лет и через два года принял решение расширить дело.
Во многих отношениях компания Steinberg's как нельзя лучше соответствует предпринимательской модели управления. Если говорить о «смелых ходах» предпринимателя, то за шесть десятков лет С. Стейнберг только дважды переориентировал свою стратегию: в 1930-х гг., когда в компании осваивались принципы самообслуживания, и в 1950-х гг., когда создавались первые торговые центры. Весьма показательна история перехода к системе самообслуживания
В 1933 г. один из магазинов компании «стал неожиданно барахлить», убытки достигли «непозволительных» размеров ($ 125 в неделю). Его закрыли в пятницу вечером, а уже в понедельник во вновь открывшемся магазине начала действовать система самообслуживания (новация для того времени). Старую вывеску «Магазины Стейнберга» сменила «Оптовая бакалея самообслуживания». Цены в магазине были снижены на 15-20 %, о чем жителей окрестностей уведомляли разосланные по почте рекламные листки. Вот что такое стратегическое изменение! Как только стало попятно, что перемены оправданы, самообслуживание было введено и в остальных семи магазинах компании.
Таким образом, нам представляется
более удачным выражение «