Шпаргалка по "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

.Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение входе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующих в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Файлы: 1 файл

Шпоргалки по теории менеджмента.docx

— 48.79 Кб (Скачать файл)

1.Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение входе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующих в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. История менеджмента. Основоположник менеджмента Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915) подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что технико-организационные нововведения не должны быть самоцелью. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометраж, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации, новую структуру функционального администрирования, — которые не по отдельности, а вместе способны гарантировать рабочему, что повышение им производительности труда не будет уничтожено произвольно администрацией через понижение расценок. Сначала администрация должна научиться управлять по-новому, а затем уже требовать добросовестного труда. Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Его дифференциальная система оплаты —- успевающий дополнительно вознаграждается, а лодырь депремируется (политика кнута и пряника) — предполагала, что в научно организованном производстве человек не может получить незаработанные деньги. Тейлор предполагал, что основной критерий эффективности производства применительно к фирме состоит в уменьшении себестоимости продукции. Труд в его системе является главным источником эффективности, а цех — основным звеном применения его системы. Рассматривая процедуру измерения трудовой деятельности в качестве важнейшего средства совершенствования производства, Тейлор пытался решить эту проблему путем точного и детального определения стандартов времени, движений, затрачиваемых для выполнения каждой операции производственного процесса, а также пересмотра оплаты труда в свете полученных данных. Сделан вывод, что рабочие увеличивают свою отдачу при условии выполнения работы наилучшими приемами из всех возможных. Тейлору приписывается открытие модели «экономического человека», который якобы в работе не видит иного смысла, как получение денег. Индивидуальные особенности работника подлежали унификации и нивелировке с тем, чтобы оказывать лишь минимальное субъективное воздействие на производственный процесс, построенный на строго объективном основании научного знания.

 

2. Функции менеджмента — это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации. Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента. На сегодняшний день к функциям менеджмента относится : планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование.

 

3. Японская модель.

Очень древняя, постоянно  воевала, сильно развита в индивидуальном развитии.

- Коллективизм(коллективное  принятие решения),

- Ответственность(коллективная  похвала0;

-Продвижение по карьерной лестнице;

-Отношение к людям –  социальное,

-Мотивация сотрудников  (элементы материальной мотивации);

-Степень образования,  степень специализации – широкое;

4.Американская  модель менеджмента

  • Люди единоличные при принятии проблем;
  • Ответственность единоличная(отвечает начальник);
  • Продвижение по карьерной лестнице – быстрое;
  • Отношение к работникам – экономичное;
  • Мотивация сотрудников(денежная);
  • Степень образования – степень специализации – узкая.

 

5. Влияние национальных особенностей на  модель менеджмента.

– в настоящее время  многие организации активно взаимодействуют  с зарубежными фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия могут  возникать проблемы, связанные с  тем, что его участники действуют  в соответствии с традициями, принятыми  в их культуре; 
 
– опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах. Особенно это важно в связи с формированием мировой экономики и усложнением связей между экономиками отдельных стран; 
 
– менеджер может найти работу за границей. Естественно, ему потребуются хотя бы некоторые знания о том, как принято управлять деятельностью людей в данной стране. То же касается и обмена между предприятиями.

 

6. Школа научного управления

Представители: Тейлор и Форд.

Тейлор предлагал:

  • Весь персонал надо обучать – приводило к большому кол-ву ошибок;
  • Ввел научный подход к обучению – сам писал обучающие книги, с различными примерами, чтобы было быстрее;
  • Сотрудник должен подобраться под должность исходя из его умений, способностей, навыков – если тяжелая работа, надо набирать сильных работников и опытных, иначетерянтся много времени и сил;
  • Разделение производственного и управленческого труда – полномочия и ответственность, каждый отвечает за свои ошибки и подразделения;
  • Была введена материальная мотивация сотрудников – из материальных фондов д/успешных и хороших сотрудников доплачивалась сотруднику за хорошую работу;
  • Отделения непосредственного производственного труда от вспомогательного – отделения отвечающие и отделения должно быть выполнимым;

Форд предлагал:

    • Стал обращать внимание на дисциплину – борьба за дисциплину, найти человека, который будет доносить;
    • Черный ящик – мог работник предполагать свою идею если понравилось, то применяли эти идее;

 

7. Классическая (административная) школа управления.

Эта школа рассматривалась  с администрацией, а потом уже  с рабочими – чтобы эффективность повышалась, а задач было меньше.

8. Поведенческая  школа управления

Основана на том, что каждая:

    1. Поступал – каждый чел. Индивидуальность

Теория Макгрегера:

Х: люди безынициативные, люди ленивые, материальная мотивация

У: все люди инициативные, люди не ленивые трудолюбивые, позитивная мотивация.

    1. Человеческие отношения:

Теория Эйона Мэно, Фоллет

      • Человек  -существо социальное;
      • Работника надо устроить;
      • Соц. Удовлетворенность от работы;

 

9.Ситуационный  подход в управлении.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого  приложения науки к конкретным ситуациям  и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. 
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепция традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.

 

10. Системный подход  в управлении.

Теория систем была впервые  применена в точных науках и в  технике. Применение теории систем в  управлении в конце 50-х годов явилось  важнейшим вкладом школы науки  управления. Системный подход - это  не есть набор каких-то руководств или  принципов для управляющих - это  способ мышления по отношению к организации  и управлению. Чтобы осознать, как  системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более  эффективно достичь целей, определим  сначала, что такое система. 
 
• Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. 
 
Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимосвязаны.

 

11. Понятие миссии. Сущность и назначение.

Миссия организации является  важнейшей  составляющей  стратегического  плана развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы.  Компания,  как правило,  начинает свою   деятельность   с   определения   четкой   миссии, устанавливаемой высшим руководством.  Однако  с  течением  времени,  миссия постепенно  затирается,  так  как компания  разрабатывает  новые  товары  и завоевывает новые рынки.

Сущность и назначение.

Миссия выражает понимание  менеджментом того, чем именно занимается организация. С формальной точки  зрения, миссия представляет собой  одну из разновидностей цели, однако от цели она отличается тем, что она  формулирует некоторые общие  направления, в которых должна двигаться  данная организация, в то время как  цели обычно представляют собой характеристики конкретных показателей, которые необходимо достичь. Долгосрочные, среднесрочные  и краткосрочные цели всегда формулируются  на основе определенной миссии.

В назначении миссии предшествует формирование стратегического видения. Стратегическое видение – это  понимание того, кто мы, чем мы занимаемся и чего хотим достичь. Иногда это понятие заменяют более  общим термином «предназначение  компании». Стратегическое видение  предполагает скорее рассмотрение настоящего, чем отдаленного будущего: это  скорее определение, что есть наш  бизнес, нежели того, чем он станет через 10 лет. Выражением стратегического  видения является миссия. Миссию не следует формулировать в терминах прибыли, поскольку это ничего не говорит об индивидуальности нашей  организации. Нужно говорить о том, что мы предпринимаем, чтобы получить прибыль, как мы ее собираемся получить и для кого.

 

12. Цели и задачи организации. «Древо целей»

 Невозможно переоценить  значимость целей для организации.  Они являются исходной точкой  планирования; цели лежат в основе  построения организационных отношений;  на целях базируется система  мотивирования, используемая в  организации; наконец, цели являются  точкой отсчета в процессе  контроля и оценки результатов  труда отдельных работников, подразделений  и организации в целом.

Для выполнения уставных целей  Организация решает следующие задачи:

-осуществляет координацию деятельности всех заинтересованных сторон в реализации общероссийской программы развития и внедрения высоких стандартов качества, в распространении идей качества; -содействует повышению качества отечественной продукции и услуг, их конкурентоспособности; -участвует в разработке международных и национальных стандартов на методы и системы управления качеством; -содействует разработке предложений и рекомендаций органам управления различных уровней, руководителям по мерам повышения качества; -поддерживает перспективные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие научно-технические работы в области управления качеством, стандартизации и сертификации, а также проводит эти работы; -оказывает помощь в создании новых методов и эффективных систем управления качеством, в том числе во внедрении международных стандартов на системы качества, а также проводит эти работы; -распространяет и пропагандирует результаты научных исследований в области качества, содействует внедрению передовых методик и программ; -развивает сотрудничество с российскими и зарубежными общественными объединениями по качеству, научно-исследовательскими учреждениями, разрабатывает и осуществляет конкретные мероприятия по развитию сотрудничества с международными партнерами; -содействует своим членам в решении общих для них проблем в области качества продукции и услуг; -осуществляет информационное взаимодействие своих членов по вопросам стандартизации, сертификации, и управления качеством, метрологии и другим, связанным с проблемой качества, вопросам; -поощряет членов Организации и других лиц за активную работу по выполнению уставных задач Организации, вносит предложения по награждению их государственными наградами и присвоению почетных званий; -решает иные задачи в соответствии с уставными целями.

13. Внешняя среда организации: характеристика, влияние.

Под внешней средой организации  понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие  оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Основные характеристики внешней среды:

  1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
  2. Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию.
  3. Подвижность: скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
  4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.

Поскольку факторы внешней  среды имеют различную силу влияния  на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю  внешнюю среду на среду прямого  и косвенного действия.Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми  организацией товарами или услугами. Известный специалист в области  управления П. Друкер считал, что единственная подлинная цель любого бизнеса - это  создание потребителя. Необходимость  удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет, в конечном итоге, необходимые  производственные ресурсы, а характеристика потребителей (какие они) - необходимый  ассортимент товаров и услуг  и их качество. Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие группы:

  • конечные потребители, или население;
  • промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства;
  • посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;
  • государство, как хозяйствующий субъект.

Важной составляющей внешней  среды являются конкуренты. Каждый руководитель должен осознавать, что  если он не будет удовлетворять своих  потребителей также эффективно (с  определенными качеством и ценой), как и его конкуренты, то долго  предприятие в рыночных условиях существовать не сможет. Под конкурентами подразумеваются не только те компании, которые предлагают такие же товары, но с другой маркой, но и компании, выпускающие заменители. Таким образом, у любой организации существуют два вида конкурентов:

  • прямые конкуренты - производители аналогичных товаров (например, Coca-Cola и Pepsi-Cola);
  • косвенные конкуренты - производители заменителей (например, Coca-Cola и пиво Балтика).

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджмент"