Шпаргалка по "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

.Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение входе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующих в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Файлы: 1 файл

Шпоргалки по теории менеджмента.docx

— 48.79 Кб (Скачать файл)

14. Анализ внешней среды организации: факторы косвенного воздействия (PEST-анализ)

PEST-анализа – это изучения  внешней среды предприятия, определение  ключевых компонентов, а так  же оценка внешней среды предприятия. Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияет на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако руководству необходимо учитывать их. Среди косвенного воздействия обычно сложнее, чес среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы. Посколку на среду работы предприятия напрямую влияют политические факторы, то в результате анализа определяются факторы влияния политической ситуации на деловую активность, инвестиционный климат,  стабильность и перспективы развития.

15. Анализ внешней среды организации: факторы прямого воздействия (конкурентный анализ).

Факторами прямого воздействия  являются: поставщики, потребители, конкуренты, законодательство и органы государственного и муниципального управления. 
Поставщики оказывают непосредственное влияние на деятельность любой организации. С позиций системного подхода организация представляет механизм преобразования входов в выходы. Основными разновидностями входов организации являются поступления всех видов ресурсов для обеспечения её хозяйственной деятельности. Зависимость организации от поставщиков, обеспечивающих поступление указанных ресурсов из внешней среды для обеспечения деятельности организации, один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операционную деятельность организации и успешность этой деятельности.  
Наиболее очевидно это в отношении материалов, капитала и трудовых ресурсов. 
Сырьё и материалы – это важнейший компонент предпринимательской деятельности, а значит, и менеджмента. Во-первых, должно быть обеспечено высокое качество сырьевых ресурсов и материалов в требуемых объёмах. Во-вторых, необходимы гарантии поставок сырья и материалов в требуемые сроки. То и другое достигается созданием системы входного контроля качества поставок, тщательной подготовкой и отработкой системы снабжения предприятия, транспортировки соответствующих грузов, складирования, а также путём дублирования поставок из нескольких независимых источников. Потребители являются вторым главным фактором , определяющим успешную деятельность организации. В качестве потребителей продукции организации выступают как граждане, нуждающиеся в удовлетворении своих потребностей, так и предприятия, чьи потребности связаны с осуществляемым ими бизнесом. Удовлетворение требований и конкретного спроса покупателей определяет цель и содержание бизнеса. Выживание и результативная деятельность организации зависит от её способности находить своего потребителя и удовлетворять его запросы. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации её главную цель и политику. 
Конкуренты являются внешним фактором, влияние которого невозможно оспаривать. Если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию невозможно долго продержаться на рынке. Во многих случаях именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену запросить. Они также могут вести конкурентную борьбу за капитал (инвестиции), трудовые ресурсы, сырьё и материалы и право использовать определённые технические нововведения. Конкуренция влияет также на условия работы и оплату труда внутри организации, на характер отношений руководителей с подчиненными. Законы и государственные органы также оказывают  влияние на организации. Трудовое законодательство непосредственно отражается на деятельности организации и должно учитываться при управлении. Наибольшее влияние оказывают налоговое законодательство, регулирование внешней торговли (экспорта, импорта), таможенное регулирование, обеспечение экологической безопасности и другие. Число и сложность законов, имеющих отношение к бизнесу, в настоящее время сильно возросло. 

 

 

 

16.Анализ внутренней  среды организации.

Для принятия эффективных  управленческих  решений,  руководство  фирмы

должно понимать и анализировать  внешнее окружение. Для сканирования  внешней

среды компании могут использовать исследования и сбор  информации,  изучение

потребительского рынка  с помощью рыночных исследований  (surveys)  и  фокус-

групп (focus groups). Более  того,  компании  должны  постоянно  отслеживать

события и тренды, происходящие во  внешней  среде,  наряду  с  отслеживанием

действий конкурентов (competitor intelligence). Отслеживание  внешней  среды

включает в себя сбор информации о социальных,  культурных,  демографических,

экономических, политических, государственных и технологических  трендах.  Для

данной  цели  работники  компании   могут   использовать   как   собственные

наблюдения,  так  и  другие  информационные  ресурсы,  такие  как   журналы,

периодические  издание  и  газеты.  Для  оптимального  изучения  компонентов

внешней  среды,  в  современных  исследованиях  стратегического  менеджмента

выделяют общую и конкурентную среду.

 

17. Выявление сильных и слабых сторон организации, угроз и возможностей (SWOT-анализ, SNW-анализ).

SNW-АНАЛИЗ - это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW - Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW - АНАЛИЗ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что "зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S".

SWOT-анализ помогает ответить  на следующие вопросы: 
 
использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать? Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений? Какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? 
 
Заметим: Благоприятные возможности без способов их реализации - иллюзия. Сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм.

Потенциальные внутренние сильные  стороны (S): 
-Четко проявляемая компетентность. 
-Адекватные финансовые источники. 
-Высокое искусство конкурентной борьбы. 
-Хорошее понимание потребителей.

Потенциальные внутренние слабости (W): 
-Потеря некоторых аспектов компетентности. 
-Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии. 
-Рыночное искусство ниже среднего.

Потенциальные внешние благоприятные  возможности (О): 
-Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей. 
-Расширение диапазона возможных видов услуг. 
-Благодушие конкурентов.

Потенциальные внешние угрозы (Т): 
-Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов. 
-Ожесточение конкуренции. 
-Появление иностранных конкурентов с видами услуг по низкой стоимости. 
-Неблагоприятный сдвиг в курсах валют.

 

18.Основные организационно  правовые формы предприятия.

Организационная форма характеризует  порядок первоначального создания имущества предприятия и процесс  использования полученной прибыли. Данный порядок включает в себя перечень учредителей предприятия, форму  объединения их капиталов, способы  распределения прибыли и др.

Под правовой формой подразумевается  комплекс юридических, правовых, хозяйственных  норм, определяющих характер отношений  между собственниками, а также  между предприятием и другими  субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти. Правовая форма характеризует права  и ответственность собственников  в ходе функционирования, ликвидации или реорганизации предприятия.

Унитарные предприятия

В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия.

Хозяйственные товарищества

Одной из распространённых форм предприятий выступают хозяйственные  товарищества, которые могут создаваться  в виде полного товарищества и  товарищества на вере (коммандитного  товарищества). Товарищества, как правило, представляют собой объединения  лиц.

Потребительское общество (кооператив)

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение  граждан либо граждан и юридических  лиц на основе членства с целью  удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами  имущественных паевых взносов.

Организационно-правовые формы коммерческих предприятий

Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права,

зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой  продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения  в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.

Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий

Некоммерческие организации  – это юридические лица, у которых  извлечение прибыли не является основной целью, а полученная от предпринимательской  деятельности прибыль не распределяется среди участников, а направляется на достижение основных целей деятельности: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, а также на охрану здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и иные общественные блага.

 

19. Организационные структуры

Организационная структура (англ. Organizational structure) — совокупность способов, посредством которых процесс труданачала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке»). По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде организационно - программы (англ. organigram) — графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).

Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.

 

20. Характеристика бюрократических и адаптивных организационных структур.

Характеристика бюрократической организационной структуры:

-Четкое разделение труда,  что приводит к появлению высококвалифицированных  специалистов в каждой должности;

-Иерархичность уровней  управления, при которой каждый  нижестоящий уровень контролируется  вышестоящим и подчиняется ему;

-Наличие взаимосвязанной  системы обобщенных формальных  правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и различных задач;

-Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица  выполняют свои должностные обязанности;

-Осуществление найма на  работу в строгом соответствии  с техническими квалификационными  требованиями. Защищенность служащих  от произвольных увольнений.

Характеристика  адаптивных организационных структур:

для адаптивных (гибких, органических) организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации  деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам  работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация  принятия решений, индивидуальная ответственность  каждого работника за общие результаты деятельности.

  • способностью сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к изменяющимся условиям;
  • ориентацией на ускоренную реализацию сложных проектов, комплексных программ, решение сложных проблем;
  • ограниченным действием во времени, т. е. формированием на временной основе на период решения проблемы, выполнения проекта, программы;
  • созданием временных органов управления.

 

21. Характеристика линейно-функциональной и штабной организационной структуры.

Характеристика  линейно-функциональной структуры:

• улучшение координации  деятельности в функциональных областях;

• адекватная и эффективная  производственная реакция организации;

• уменьшение дублирования в функциональных областях.

Недостатки линейно-функциональной структуры:

• отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне;

• размывание разработанной  стратегии, поскольку подразделения  могут быть заинтересованы в реализации своих локальных целей

и задач в большей степени, чем задач всей компании в целом;

• слабая инновационная предпринимательская  реакция организации.

Классические линейно-функциональные структуры характерны только для  мелких и немногих средних компаний. В современном менеджменте для  крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к организационным  структурам управления.

Характеристика  штабной организационной структуры:

Достоинства линейно - штабной  структуры: 
-более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;  
-некоторая разгрузка высших руководителей;  
-возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;  
-при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления. 
Недостатки линейно - штабной структуры:  
1.     нарушение принципа единоначалия; 
2.     сложность согласования производственных заданий и программ штаба; 
3.     возникновение в коллективе социально-психологических проблем; 
4.     преобладание организационно-распорядительных методов управления над экономическими.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджмент"