Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 10:07, шпаргалка
Вопрос 1 1. Понятие и сущность менеджмента туризма. 2. Структура и виды менеджмента. 3. Функции менеджмента в туризме.
Вопрос 2 1. Развитие менеджмента туризма в России. 2. Особенности туризма как объекта управления. 1. Развитие менеджмента туризма в России
Вопрос 3 1. Понятие и классификация методов менеджмента. 2. Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма.
Вопрос 4 1. Рыночная модель социально-экономической системы туризма.
Вопрос 5 1. Внешняя среда туристского бизнеса. 2. Внутренняя среда туристского бизнеса.
Вопрос 1.
1. Понятие и сущность менеджмента туризма.
2. Структура и виды менеджмента.
3. Функции менеджмента в туризме.
1. Понятие и сущность менеджмента туризма.
Долгие годы управление в нашей стране было связано с командно-административной системой, являлось одной из основных форм реализации ее господства над всеми сторонами жизни общества и, прежде всего, над хозяйственной сферой. В этих условиях оно представляло собой деятельность, закрепощавшую людей, ограничивающую их естественное стремление к поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы.В противоположность этому менеджмент ассоциируется со свободой, с правом и обязанностью принимать самостоятельные решения, и в этом смысле действительно является для нас чем-то новым, необычным, важным и нужным для успешного строительства новой жизни.
Термин «менеджмент» (от англ. тапаgетеп) не переводится на другой язык дословно. Само понятие "менеджмент" смысле близком к современному появилось с началом промышленной революции XVIII--XIX вв. Англии, а затем распространилось по всему миру. Рождением своим оно было обязано росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных, и вынуждены были нанимать для этого специальных людей - менеджеров, профессиональных управляющих, реализующих одну или несколько управленческих функций. Группы таких людей, занимающих высшие должности в фирме, и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство». В настоящее время понятия «менеджмент» и «управление» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые слова. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и англоязычным «менеджмент». Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов.
Менеджмент- это самостоятельный вид деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материально-технических, финансовых, информационных и трудовых ресурсов. Он изучает наиболее рациональные технологии управления различными организационными единицами: предприятиями, фирмами, корпорациями, группами и т.д. Менеджментом называется также и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.
Можно сказать, что сущность менеджмента заключается в воздействии одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включающей управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Прибыльность предприятия свидетельствует об эффективности его производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда и др.) и максимизации доходов от результатов производства (выпуска продукции и услуг). Менеджмент имеет несколько объектов, к которым можно отнести: производство, материально-техническое снабжение, и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, эккаунтинг (деятельность по учету и анализу хозяйственных процессов).Менеджмент призван создать условия для успешного функционирования предприятия, исходя из того, что прибыль не причина существования предприятия, а результат его деятельности, который в конечном итоге определяется рынком.
Таким образом, менеджмент
и управление в современной управленческой
литературе рассматриваются как взаимозаме
И, наконец, менеджмент представляет
собой совокупность научных знаний
и практического опыта
2. Структура и виды менеджмента.
Структура менеджмента – это единый узел, включающий в себя цели, функции, управление, взаимодействие между подсистемами (управляющей и управляемой).
Структура менеджмента подразделяется на структурные отделы, уровни и связи (горизонтальные и вертикальные).
Структура менеджмента имеет свои требования: оптимальность (рациональность при малом количестве уровней управления), оперативность (своевременное принятие управленческих решений), надежность (бесперебойное и достоверное отражение информации), экономичность (максимальный эффект при минимальных затратах), гибкость (способность к постоянным изменениям), структурная устойчивость структуры системы (неизменность и целостность системы при различных внутренних и внешних воздействиях на нее).
Структура организации
управления использует для решения
своих задач следующие
Малый бизнес формирует сущность менеджмента по определенным заданным признакам: по виду деятельности, управленческим функциям, виду продукции, различным этапам технологического производственного цикла, уровням подчиненности и месторасположению.
В настоящее время распространены две модели управленческих структур: механистическая и органическая модели.
Высочайший уровень
эффективности в
Органическая модель также стремится к обеспечению высокого уровня эффективности производства и относительно проста, поскольку значительно снижает роль специализации, расширяет диапазон выполняемых работ; менее децентрализована, не делает упор на управление; сориентирована на создаваемый продукт и его потребителя.
Структуры организации управления могут быть: линейные, многофункциональные; линейно-штабные.
Структура менеджмента помогает в обеспечении достижения производственных целей, в достижении эффективности процесса управления и его взаимодействия с внешней средой (покупателями), правильно распределяя и мотивируя усилия сотрудников на удовлетворение своих личных и производственных потребностей.
Виды менеджмента:
1. Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно - правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.
2. Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.
3. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.
Помимо приведенных
видов специального менеджмента
в настоящее время
• менеджмент социальной сферы;
• банковский менеджмент;
• налоговый менеджмент;
• организационный менеджмент;
• международный менеджмент;
• кадровый и др.
3. Функции менеджмента в туризме.
Речь идет о функциях
менеджмента, которые являются
составными частями любого
- планирование;
- организовывание;
- мотивация;
- контроль;
- координация.
Рассмотрим содержание каждой функции менеджмента.
Функцией менеджмента «номер один» общепризнано считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.
План становится основой деятельности предприятий всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность работающих на предприятии.
Сам процесс планирования
позволяет более четко
Органической составной частью планирования при этом становиться составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы на будущее и стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.
Реализацию планов берут на себя другие функции и, прежде всего, функция организовывание. Задачей этой функции является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.
В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организовывания, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.
Второй, не менее важной задачей данной функции является создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно - техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное - это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем предприятия.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике важную функцию менеджмента - мотивацию.
«Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Однако, чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.
Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.
Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию.
Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.
Важнейшей функцией менеджмента является контроль.
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.