Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 17:06, реферат
1. Понятие менеджмента и управленческого труда.
2. Эволюция развития представлений о менеджменте.
3. Содержание работы руководителя. Факторы, влияющие на поведение лидера.
4. Понятие и виды власти.
5. Источники власти. Лидерство и власть.
6. Виды и содержание стилей управления.
7. Подходы к определению лидерства.
8. Цели в менеджменте. Взаимосвязи целей. Миссия организации.
9. Содержание общих и конкретных функций менеджмента.
10. Понятие и основные черты организации. Эволюция и становление организации.
Экзаменационные вопросы по дисциплине "Менеджмент"
1. Понятие менеджмента и
2. Эволюция развития
3. Содержание работы
4. Понятие и виды власти.
5. Источники власти. Лидерство и власть.
6. Виды и содержание стилей управления.
7. Подходы к определению
8. Цели в менеджменте.
9. Содержание общих и конкретных функций менеджмента.
10. Понятие и основные черты организации. Эволюция и становление организации.
11. Понятие и требования к
организационной структуре
12. Виды организационных структур.
Линейная и функциональная
13. Виды организационных структур.
Линейно-функциональная структу
14. Виды организационных структур.
Матричная структура
15. Понятие и принципы
16. Факторы проектирования
17. Факторы проектирования
18. Факторы проектирования организации. Стратегический выбор.
19. Элемента проектирования
20. Элементы проектирования
21. Элементы проектирования
22. Элементы проектирования
23. Элементы проектирования
24. Элементы проектирования
25. Элементы проектирования
26. Элементы проектирования
27. Содержание процесса
28. Понятие, условия и принципы делегирования полномочий.
29. Виды организационных
30. Коммуникационные сети. Виды коммуникационных сетей.
31. Содержание процесса
32. Виды коммуникаций. Вербальные и невербальные коммуникации.
33. Содержание организационных коммуникаций.
34. Понятие и виды управленческих решений.
35. Особенности управленческих решений:
36. Модели принятия
37. Методы, используемые для выработки решения.
38. Процесс принятия
39. Понятие и содержание риск-
40. Классификация рисков.
41. Способы управления риском.
42. Количественная оценка риска.
43. Процесс выделения
44. Этапы проектирования работы. Анализ работы.
45. Метод функционального анализа работы. Описание работы.
46. Этапы проектирования работы. Понятие параметров работы.
47. Этапы проектирования работы. Восприятие работы. Характеристики, влияющие на восприятие работы.
48. Технология проектирования работы. Взаимозависимость работы.
49. Модели проектирования работы. Количественные модели.
50. Модели проектирования работы. Качественные модели.
51. Модель обогащения работы. Диагностика работы.
52. Сущность и виды эффективности управления. Критерии и показатели эффективности.
53. Методы расчета экономической эффективности управления.
54. Значение управления
55. Сущность и методы мотивации.
56. Содержательные теории
57. Процессуальные теории
58. Значение методов социологии
в менеджменте.
1. Управление-функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение ее структуры и поддерживает режим ее деятельности. Управление касается следующих классов систем: в неживой природе: -управление производственно-техническими процессами, механизмами, машинами. –в живой с-ме: - управление процессами, протекающими в живых системах, связанные с жизнедеятельностью. Менеджмент- вид профессиональной деятельности по руководству людьми в любой отрасли экономики, направленное на получение конечного результата и касающегося любого вида деятельности. М. можно рассматривать в разрезе след. аспектов: 1. Взаимодействие науки и практики управления- область науки, позволяющая осуществить функцию управления. Сложились концепции М: -научное управление (Тейлор), -админ-ое упр-е (Файоль), -упр-е с позиции повед-х наук (Ареджерес). 3 подхода к управлению: -поведенческий , -системный, -ситуационный. 2. Организация управления- установление постоянных или временных взаимосвязей м\у элементами предприятия и определение порядка и условий их функц-я. При этом каждому подразделению ставится в соответствие функция и их деятельность осознанно направляется на достижение конкретной деятельности предприятия. 3. принятие управленческих решений- м. направлен на поддержание непрерывности произв. процесса в условиях наличия типичных или непредвиденных ситуаций, касающихся внутр. и внеш. среды деят-ти предприятия.
2. Массовое произ-во до 20г.: развитие индустрии, разграничение отраслей, неогр-ый спрос, гл. стремление производ-ей поглотить соперников, поэтому цены снижаются. Задачи: создать и внедрить новые промышленные технологии, за счет расширения снижают его издержки. Гос. орг. не вмешив-ся. С 20 по 50 годы массовый сбыт: пересмотр отн-ия к экономному развитию, как к главному двигателю соц-го прогресса, снижение значимости произ-ва и ориентация его на потребителя. Возникает необх-ть в внешотраслевых связях, переструктуризация спроса, развитие межд-ых связей. Задачи: балансировка противоречивых требований пр-ва, появление маркетинга, обеспечение произ-ых прорывов, больше удил-т внимание соц-м факторам. С гос. орг.:начало полит-го и соц-го влияния на произ-во, начало борьбы с инф-цией. Постинд-ая эпоха до 70: нехватка произ-х ресурсов, индивид-зация спроса, межд-ная конкуренция Задачи: ориентация на ресурсы, выполнение задач соц-о-этичес-го маркетинга. С гос. орг.:усиление соц-но-полит-х связей и гос-ва. Школа Научного м. кон.19 нач.20. Тейлор. Научная организация труда, повышение его производительности, рациональности. Методы: - расчленение производ. операций на соответствующие элементы, - управление, - разделение управленч. труда, - выделение планирования в кач-ве особой функции управления, -метод введения карт-инструкций, -метод введения оплаты труда, - метод введения иерархии подчинения, - метод тесного сотрудничества администрации и работников. Ф. и Л. Джилберты. Использование наблюдений, замер, анализ, для совершенствования ручного труда, введен хронометраж и методы изучения движений работников с пом. камеры. Эмерсон. Определение производительности соотношения м\у затратами и результатами. Классическая административная. Файоль. Координация отношений по вертикали (иерархия организации). Ввел функции м.: -прогнозирование, -планирование, -организация, -координация, -контроль. Вебер. Проблемы лидерства и власти. Предложил 3 типа организации: - Харизматическую –Традиционную -Идеальную (бюрократическую). Школа человеческих отношений нач. 20в. Мэйо. Необходимость в организации отношений по горизонтали. Маслоу .Высказал теорию о том, что мотивами поступков людей явл. не экономич. интересы, а различные потребности. МакГрегор. Предложил 2 подхода к организации управления: 1. С пом. принуждения и поощрения 2. На основании стимулирования работников, поощрения их инициативы. Школа науки о поведении 50-е г. 20 в. Арджирис, МакГрегор Исследовали соц. Взаимодействие, мотивацию к труду, хар-р власти и авторитет, связи в организации. Основной постулат- осознание работником своих возможностей. Эмпирическая Миллер, Друкер. Основным направлением этой школы явл. изучение труда рук-ля и превращение его в особый специфический вид деят-ти. Школа социальных систем Карнеги Явл. развитие чел. отношений, работник рассматривается как социально- ориентированное существо. Новая школа Люс, Форстер. кон 50-х. Развитие современных количественных методов, обоснование управленческих решений, внедрение в науку управления точных наук и компов, разработаны алгоритмы выработки решений с применением статистики. Современное направление. 70-е Организация- открытая система, которая приспосабливается к многочисленным изменениям ,происходящим внутри и вне. 70-80е Поиск взаимосвязей м\у типом среды и различными формами управления. 90-е Возрастание значения орг. культуры.
3. Основные функции руководителей организации – планирование, организация деятельности, мотивация, контроль, коммуникации, принятие решений, лидерство. Но в обстановке всеобщей конкуренции от руководства требуется нечто большее, чем простое выполнение этих функций. Руководители должны заботиться о производительности и о том, чтобы их организация работала как можно эффективнее и производительнее, чем ее конкуренты. Производительность пронизывает весь управленческий процесс. Воздействие, которое руководители могут оказать на производительность, наиболее четко проявляется в двух областях управления: людскими ресурсами и непосредственными операциями (производственной деятельностью организаций).
4. Способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Обладание властью- возможность влияния на удовлетворение потребностей. Власть- функция взаимозависимости: чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того ,и у другого. Власть, основанная на принуждении Рук-ль имеет возможность наказать подчиненного (увольнение, понижение в должности, лишение ден. вознаграждения).Влияние через страх. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить потребность или доставить удовольствие. Влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Действенна всегда при условии, что рук-ль сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением. Законная (традиционная) Эта власть присуща всем рук-лям, т.к. они наделены полномочиями управлять другими людьми. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг-подчиняться им. Влияние через традицию. Традиция- самый распространенный инструмент влияния. Действенна только при условии, что исполнитель уже освоил ценности, которые дают ему возможность поверить, что рук-ль способен удовлетворить его потребности. Эталонная власть Рук-ль явл. эталоном, примером для подчиненных, кот. хотят стать такими же как он. Эта власть построена на силе личных качеств или способностей лидера. Харизматическое влияние, кот. происходит от отождествления исполнителя с лидером или влечения к нему ,а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. Экспертная власть. Рук-ль имеет влияние через веру подчиненных в его компетентность. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя. Рук-ли обычно добиваются этого типа власти, благодаря своим видимым достижениям.
5.Основа власти- то, откуда она происходит, а источник власти- то, через что данная основа используется. Личностная основа. Экспертная власть- способность руководителя влиять на поведение подчинённых в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта. Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение подчинённых благодаря его привлекательности, с которой он демонстрирует имеющиеся у него навыки и умения. Власть информации базируется на возможности доступа к нужной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Данный источник власти проявляется в следующем: даче настойчивых советов и стремлении оказать помощь; вызове эмоций у других; укрепление своей репутации. Организационная основа. Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение. Вознаграждая подчиненного: в зависимости от ожидаемого уровня компенсации подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения или распоряжения. Принуждение как источник власти строится на реализации рук-лем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов. Организация для своего функционирования нуждается в различных ресурсах. Регулирование доступности ресурсов образует источник власти. В организации поток распределения ресурсов обычно имеет направленность сверху вниз. Этим достигается соответствие м\у поставленными задачами и требуемыми для их реализации ресурсами. В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе. Лидерство- способность ситуационно эффективно использовать все имеющиеся источники власти. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации в целом. Сущ. существенные различия м\у лидерством и властью: -совместимость целей: для сущ-я власти не требуется совместимость целей, для реализации лидерства требуется определенное соответствие между целями лидера и целями тех, кто за ними следует; -лидерство предполагает использование власти, в то время, как сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации; -эффективность лидерства зависит от типа власти, которые лидер использует.
6. Различают 3 стиля руководства: авторитарный, демократический, пассивный. Характерные черты. 1. Авторитарный: преимущественное использование командных методов управления, ориентация на задачу или на себя, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, минимальное информирование, предпочтение наказаниям, грубость. Дост.- обеспечивает четкость и оперативность выполнения. Недост.- подавляет инициативу, не создает эффективных стимулов к труду, вызывает недовольство персонала. 2. Демократический: упор на социально-психологические и экономические моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий, полное информирование, предпочтение поощрениям, забота, помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость. Дост.- создает условия для творческой инициативной работы. Недост.- активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации. 3. Пассивный: бессистемность в методах, ориентировка на себе, не использование полномочий, самотек в организации дел, бесконтрольность подчиненных, уход от принятия решения, безразличие к критике. Дост.- абсолютная свобода исполнителей. Недостаток - тот же, потому что она почти всегда вредна.
7. Лидерство – это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Существует три подхода к определению лидерства. 1. подход с позиции личных качеств. Согласно личностной теории лидерства лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств (это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). 2. Согласно поведенческому подходу эффективность определяется манерой поведения по отношению к подчиненным. 3. Ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию. Результаты исследования указывают что различные способы руководства должны выбираться – в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. (были разработаны четыре ситуационные модели: модель руководства Фидлера, подход Митчела и Хауса «путь-цель», теория жизненного цикла Херси и Бланшара и модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона).
8. На орг-цию оказывают влияние группы (акционеры, потребители, менеджеры, сотрудники, го-во и т.д. ) у кот свои ожидания и кот предъявл-т орг-ции разл-ные требования. Для разреш-я этих треб-ний одним из м-дов явл-ся опред-ные миссии. Мисся орг-ции- это предназначение, в кот проявл-ся ее отличие от др, сформулир-ное в форме утверждения о том для чего существует орг-ция. Миссия предназначена для реш-я след задач: 1. представить в явном виде, для чего существует орг-ция, 2. установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости целей, 3. определить чем компания отлич-ся от др. , 4. создать критерий для оценки всех действий орг-ции, 5. согласовать интересы лиц связанных с орг-цией. 6. способность созданию корпоративного духа. Отличие миссии от цели орг-ции заключ-ся в том что миссия направлена на общ-во, а цель внутри орг-ции, миссия опред-ся на более длит-ный период, в идеале на весь срок деят-ти компании. Миссия сост-т из след-щих эл-тов: 1. Определение области конкуренции (отраслевое направление, перечень сфер хоз-ной деят-ти), 2. Стратегическое намерение или ведение (пок-ли, кот предприятие хочет достичь в буд-щем), 3. Компетентность персонала и конкурентное преимущество (навыку и умения персонала). 4. Осн-ные заинтересованные групы, т.е. влияние на те группы, кот несет процветание компании. Цели в отличии от миссии х-ют конкретные конечные состояния, к кот стрем-ся орг-ции своей миссии. Цели орг-ции вытекают исходя из миссии с учетом х-к орг-ции. Цели должны быть: 1. соподчиненными, 2. развертываемость, т.е. каждая общая цель конкретизируется неск-кими локальными (по времени, по ур-ню и по содержанию), 3. гибкость (должна иметь возможность коректироваться в соотв-вии с проходящими изм-ниями), 4. совместимыми, приемлимыми для осн-х групп влияния. Классиф-ция: 1. по срокам установления: краткосрочн, долгосрочн и среднесрочные. 2. в зав-ти от специфики отрасли. 3. в краткосрочном плане эти цели могут быть выражены в след виде: прибыльность, положение на рынке, фин ресурсы, изм-ния в орг-ции и управл-нии, чел-кие ресурсы, отн-я с общ-вом, работа с покупателями, мощности орг-ции. Все цели орг-ции образуют иерархию целей, кот устанавливает связанность орг-ции и ориентир-т все подразделения на достижение целей орг-ции. Иерархия целей представляет собой дерево целей, схема в видле пирамиды: главная или корневая, подцели или цели 1-го уровня, задачи или подцели 2-го уровня, инф-ция или данные для решения задачи. Этот м-д подразумевает стр-ризацию и выд-ние взаимосвязей м/у целями и средствами их достижения. Взаимосвязь целей с эл-тами предприятия: схема: посередине цели, вокруг: люди, технологии, задачи упр-ния, стр-ра органов упр-ния.