Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

менеджмент шпоры1.docx

— 71.36 Кб (Скачать файл)

17.Процессуальные теории мотивации. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Имеется две основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости.Теорию ожидания В. Врума можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что окончание колледжа позволит им получить лучшую работу и что, если работать с отдачей, можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда — результаты; результаты — вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Ожидания в отношении затрат труда — результатов (3-Р) — это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Так, например, коммивояжер может ожидать, что если он обзвонит на 10 человек больше в неделю,  чем обычно, объем продаж возрастет на 15%. Менеджер может ожидать, получит высокую оценку своей деятельности, если затратит дополнительные усилия и напишет все справки и отчеты, требуемые начальством. Ожидания в отношении результатов — вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Продолжая приведенные выше примеры, отметим, что при повышении объема продаж на 15% коммивояжер может ожидать 10% премии или права выступить в привилегированный клуб. Менеджер может ожидать, что в результате предпринятых им усилий, он будет оценен руководством как высококвалифицированный специалист и получит продвижение по службе и связанные с этим льготы и привилегии.

16.Содержательные теории мотивации Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга, Дэвида МакКлелланда.Иерархия потребностей по Маслоу. Маслоу выделил пять уровней потребностей: физиологические, безопасности, социальные, самовыражения, самореализации.Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивацию начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной.Методы удовлетворения потребностей высших уровнейСоциальные потребности. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться Создавайте на рабочих местах дух единой команды. Проводите с подчиненными периодические совещания. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок. Потребности в уважении. Предлагайте подчиненным более содержательную работу. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия Продвигайте подчиненных по служебной лестнице-Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности Потребности в самовыражении Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

29.Процесс принятия упр. решения. Управление - это непрерывный процесс функц-ния всей управляющей системы. Процесс упр.- совокупность целенапр. действий рук-ля и аппарата упр. по согласованию совместной деят-сти людей для достижения опред-х целей. Этапы процесса управл. опред-тся его содержанием, последовательным выполнением операций, присущих управл-кой деят-сти.Можно выделить след. его этапы: определение цели, анализ ситуации, выявление проблемы и ее решение. Процесс управления можно разделить также на след. стадии: целеполагание,информац.работа,аналитическ работа, выбор вариантов действия и стадия организ-нно-практической работы в управляемой системе. Эти стадии представляют собой более детальную группировку операций управления по их специфике и значимости при нормальном протекании процесса управления.Операция управл. - простейшие действия рук-ля и аппарата управл., последовательность и сочетание которых составляет процесс управл-я.Этап решения явл-ся переходом к практической организ-ной деят-сти рук-ля, знаменующей собой реальное его воздействие на коллектив, объект упр-ия. Это – закл.этап процесса упр-ия, на кот. он переходит в процесс производства.В процессе достижения целей рук-ль, так же как и организация, может сталкиваться с различными проблемами. При этом под целью понимается желаемое, необходимое и возможное состояние объекта управления или результата деят-сти, а проблема может возникать в двух случаях:- во-первых, при отклонении хода процесса достижения цели от заплан-ного, т. е, проблема рассматривается как отклонение от нормы;- во-вторых, при возникновении не учтенных ранее возможностей достижения цели, т. е. проблема рассм-тся как предост-ся возможность.Любая проблема может иметь несколько способов разрешения или альтернатив.Выбор единственной альтернативы из всего их множества и является принятием решения, т. е. управл-го решения. Управл-ское решение - это мыслительный, эмоциональный и правовой акт по выбору одной из множества альтернатив, совершаемый руков-лем в пределах своих полномочий.Управл. решение - это результат конкретной управл.деят-сти менеджера. Принятие решений явл.основой управления.Выработка и принятие решений-что творческий процесс в деят-сти рук-лей любого уровня.Методы принятия решений, направл-ных на достижение намеч.целей, м.б.: 1. Эвристические методы основаны на логике, здравом смысле и теоретических рассуждениях. Одной из основных причин использования эвристич. методов явл. наличие большого числа ограничений и неопределенностей, влияние кот. аналитически оценить практически невозможно или экономически нецелесообразно.В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера.Интуиция - один из широко используемых эвристических методов выработки и принятия решения.Он основан на суждениях руководителей о решаемой задаче, базирующихся на полученных ранее знаниях и опыте.Преимущество - решение принимается оперативно.он ограничен прежним опытом, может упустить новую альтернативу,.Имитационное моделирование в случае применения эвристических методов рационально использовать, если имеется возможность в модели проблемной ситуации достаточно точно и адекватно реальному состоянию отразить основные свойства и взаимосвязи между элементами проблемы.Тогда с помощью имитации выявляется воздействие возможных альтернатив на достижение целей решений.2. Колич.методы принятия решений.В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации.Аналит. методы используются при решении хорошо структуризованных проблем, в которых зависимости между элементами ситуации имеют численные значения. Аналитич.методы позволяют находить оптимальные решения путем экономико-матем-еских систематизированных расчетов,т.е. с помощью соответствующего алгоритма.Методы исследования операций базируются на положениях системного подхода, где определяющими являются выявление взаимосвязей между элементами объекта исследования и условиями его жизнедеятельности, а также на использовании математических моделей имитационного моделирования и других видов моделей. В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают: линейное программирование (используются линейные зависимости); вероятностно-статистические модели (реализуются в методах теории массового обслуживания); теорию игр (моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых происходит при несовпадении интересов различных сторон) и др.3 Качественные методы: экспертные методы, методы синтеза, аналогий и др.Экспертные методы предполагают следующую процедуру их использования: выбор состава экспертов из числа специалистов, имеющих опыт решения подобных проблем; выбор процедуры и методов выявления мнений экспертов, основываясь на специфике принимаемого управленческого решения; выбор окончательного варианта управленческого решения, исходя из обобщенных суждений экспертов-участников процесса принятия управленческого решения. Наиболее известные из них:метод «мозговой атаки» — предназначен для выявления новых идей и способов решения проблем в ходе их обсуждения при благоприятной атмосфере для генерирования инноваций;метод Дельфы - используется для принятия решений группой экспертов в несколько туров. После каждого тура анкетирования эксперты знакомятся с оценками коллег и в результате вырабатывают консолидированное мнение, учитывающее суждения членов всей группы.Метод аналогий используется при принятии управленческих решений по схожим ситуациям.выделены две основные формы собственности: государственная и частная. Особую роль играет общая долевая собственность.

 

56?Факторы обеспеч.эффек-сти управл.решений.Факторы,опред-щие эффектность и кач-тво управл. решений могут классиф-ся по разл. признакам.Как внутр. факторы (связанные с управл-ой системой) и внешн факторы влияющ. окружающей средой.-Законы объективного мира связанные с принятием и реализации управления,-Четкость формулирования цели для чего принимается управленческих решений.-Объем и ценность располагаемой информацией для успешного принятия управленческих решений главным является не объем информации а ценность, определенного уровня опыта, профессиональных кадров,-время разработки управленческого решения как правило,-организация структуры управления,-форма и методы осуществляется управленческую деятельность,-методы разработки и реализации управленческих решений,-субъективность оценки варианта выбора решений,-состояние внутренней структурой организации,-система экспертных оценок уровня качества и эффективности управленческого решения,-управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития с другой стороны Управленческое решение зависит от множества субъективных факторов логика разработки решений качества оценки ситуации уровня культуры управления Четыре базовые модели оценки эффективности управления организацией.1Модель, ориент-я на внутренние факторы производства – механизм, предст-ий собой комбинацию осн пр-х факторов: средств пр-ва, раб силы, сырья и материалов. Она базируется на механистическом подходе и рассматривает орг-цию как закрытую систему. Поэтому менеджмент организации концентрирует внимание на оперативном управлении. Внимание состредотачивается на выпуске продукции или услуг. Организации детально анализируют экон рез-ты производственной деятельности, сопоставляя объемы пр-ва с использованием пр-х ресурсов. 2Модель, ориентированная на человека базируется на определении организации как коллектива людей, выполняющих общую работу, используя принципы разделения и кооперации труда и основывается на теории чел отношений и поведенческих наук, рассматривая организацию как закрытую систему. Осн элементами модели явл такие составляющие как: внимание к работающим, их мотивация. коммуникация, лояльность. участие в принятии решений, т.е. моделируется система поддержания чел отнош в орг-ции. Контроль сосредотачивается на внутренних процессах, обусловливающих ту ил иную производительность, эфф-ть. Методология эфф-ти оценки базируется на системе управления труд ресурсами, включ пок-ли ихформирования,  повышении кач-ва труд жизни. В связи с этим орг-ция осущ планирование потребности в работающих, отбор и расстановка персонала, разработка стимулироющих систем оплаты труда, обучение.  Большое внимание уделяется кач-ву труд жизни: степень удовлетворения личных потребностей членов орг-ции посредством работы в ней, а также стилю руководства и его влиянию на пок-ли пр-ти и удовлетворенности работников своим трудом. 3Модель открытой  системы представляет орг-цию в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением. Гл идея – признание взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы организации в целом от внешней среды во многом предопределяющей ее структуру и систему управления. Ключевые факторы успеха деят-ти орг-ции находятся в 2 сферах: во внешней среде, из кот орг. получает все виды ресурсов, включая инфо, и внутренней среде, сильные и слабые стороны которой созд предпосылки для исп возм-тей и ликвидации угроз. При оценке эфф-ти гл внимание уделяется способности орг-ции получать все необходимые для пр-ва ресурсы из окружающей среды и способности удовлетворять потребности внешней среды своей продукцией. 4Модель заинтересованности групп представляет организацию как открытую систему и общ-й институт, стремящ-ся к балансу интересов, связ-х с ним разл-х групп как внутри орг., так и вне ее. В этой связи цели орг-ции трактуются не только в плане пр-ва и сбыта продукции и получении прибыли, но и с позиций удовлетворения различных запросов, связанных с ними групп как субъектов влияния: потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, общества. Каждая орг-ция явл центром пересечения интересов субъектов влияния, а ее менеджмент направляет усилия на координацию этих интересов и достижения баланса между ними. Число внешних субъектов влияния довольно велико. но и управл интересами внутри групп не менее сложно. Наличие в составе крупных организаций функц-х подсистем (маркетинг, упр персоналом и др) означает. что у них есть свои целевые установки, в соотв-вии с к-ми и оценивается их работа и которые могут не совсем совпадать друг с другом. В целях эфф-ти  необходим баланс между этими интересами. Оценка эфф-ти базируется на выборе возможностей и определении полит ориентации орг-ции, увязке собств-х интересов с интересами партнеров по бизнесу, а также приведение в соотв-е соц-культурной политики нормам и ценностям кол-ва и общ-ва в целом. Эфф-ть упр-я оцен-ся степенью удовл-я ожиданий как внешних, так и внутр-х субъектов влияния.

57.+Лидерство как и упр-е явл. искусством, это тип управленческого взаимодействия. Эффективное лидерство предполаг. всесторонний самоанализ, задают себе вопрос: "Что у меня хорошо получается?", и т.п. Лидерство – не управление, т.к. упр. концентрир. внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – чтобы делали правильные вещи. Менеджер: администратор, работает по целям других, план – основа действий, полагается на систему, исп. доводы, контролирует, поддерживает движение, профессионален, принимает решение, делает дело правильно, уважаем. Лидер: инноватор, раб. по своим целям, видение – основа действий, полаг. на людей, доверяет, энтузиаст, превращ. решение в реальность, делает правильное дело, обожаем. Для исследов. лидерства исп. 2 переменные: -динамику поведения; -уровень ситуационности. ДП отраж., то как рассм. лидер: в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образцов поведения). УС – степень принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода к изучению лидерства.

14.Сущность теории  управления административной школы.Разновидностью классической школы управления является административная школа. Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Одним из разработчиков этой идеи был А. Файоль. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация и контроль.Теория администрирования Файоля содержит две части: первая посвящена рассмотрению функций управления, вторая — принципам менеджмента.В 1920-е гг. на основе первой части этой теории была сформирована структурно-функциональная система организации. Управленческие функции, по Файолю, — несущий элемент, база организационной структуры, т.е. именно функции определяют структуру организации. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, администрирования (отсюда и название «административная школа»).Их суть сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация менеджеров одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.

18. Сущность системного  и ситуационного подходов в  менеджменте.

Cистемный подход в менеджменте связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия  для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

В 1970-е гг. появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне, и имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления); систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия; систему власти; систему логического принятия решений.

Ситуационный  подход. Его суть состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать именно ситуация — конкретный набор обстоятельств, сильно влияющих на организацию в данное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся условий, в которых эта цель должна быть достигнута. То есть пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в сложившейся ситуации.

 

23. Функция планирования, ее сущность и виды.

Планирование как функция  менеджмента необходимо в процессе управления организацией для определения ее целей и наилучших путей их достижения. В процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться. Планирование — это функция менеджмента, которую менеджер любого уровня управления реализует ежедневно. Планируя, менеджер реально сопоставляет будущие проблемы, возможности и принимает решение, на каком участке следует предпринять наиболее значимые усилия. За качество планирования ответственны все менеджеры — от генерального директора (главы фирмы) до менеджера низшего уровня управления. Поэтому и ответственность за выполнение принятого плана лежит на каждом из них.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"