Шпаргалка по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 03:22, шпаргалка

Описание работы

Экономическая теория - наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Файлы: 1 файл

otvety_po_mikroek-ke_zachet (3).docx

— 741.07 Кб (Скачать файл)

8)Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения; 

  9)Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;   

10)Неспособность структурных изменений производства, организации денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем;  

11)Нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам;  

12)Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и т.д.

 

«Фиаско рынка» — ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора так, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов.

Резкие нарушения функционирования рынка обусловлены внешними или  побочными эффектами, когда рыночная система не в состоянии произвести оптимальное количество определенных товаров и услуг, а также необходимостью создания общественных благ, выпуск которых  экономически оправдан, но невозможен посредством только рыночного механизма. Фиаско рынка порождает необходимость  государственного регулирования рыночной экономики.

 

    1. Товарное производство как основа рыночной экономики. Товар и его свойства. Теория трудовой стоимости и предельной полезности.

Товарное  производство - тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному производству присущи основные черты: 

1. Это хозяйство является  открытой системой организационно-экономических  отношений. Здесь работники создают  полезные продукты не для собственного  потребления, а для продажи  их другим людям. Весь поток  новых вещей устремляется на  рынок к покупателям. 

2. Производство товаров  основано на разделении труда.  Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация  работников, предприятий на выпуске  отдельных видов продуктов или  частей сложных изделий. 

3. Товарному хозяйству  присущи косвенные, опосредованные  связи между производством и  потреблением. Они развиваются по  формуле: производство - обмен - потребление.  Изготовленная продукция сначала  поступает на рынок для обмена  на другие изделия и лишь  затем попадает в сферу потребления.

 

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.

 

Потребительские свойства товара: 
1. Свойства социального назначения: востребованность товара потребителями, зависит от платежеспособности и общественных норм потребления. Кроме того, от сезона, стиля и моды.

2. Функциональные свойства: способность удовлетворять потребности покупателя. Делятся на три группы:

Показатели совершенства выполнения основной функции - полезный эффект потребления (качественные и количественные показатели); 
Показатели универсальности - широта диапазона применения товара; 
Показатели выполнения вспомогательных функций - характеристики товара при транспортировке, хранении, обслуживании и ремонте.

3. Надёжность товара  в потреблении: способность товара полноценно выполнять свои функции в течение срока службы. Группы показателей надёжности:

Безотказность - способность непрерывно сохранять работоспособность в течение срока службы или наработки; 
Показатели долговечности - срок службы и ресурс; 
Ремонтопригодность - приспособленность изделия к обнаружению и ликвидации возможных повреждений и отказов. Во многом зависит от унификации применяемых компонент. 
Сохраняемость - способность сохранять работоспособность после хранения или транспортировки (в днях и т.п.). Важна для определения срока гарантии.

4. Эргономические свойства: удобство и комфорт эксплуатации изделия на всех стадиях в системе "человек - товар - среда". Группы показателей эргономических свойств:

Гигиенические - влияние товара на человека в процессе эксплуатации: освещённость, запылённость, температура, влажность, гигроскопичность, шум, вибрация, возможность содержания товара в чистоте. 
Антропометрические - соответствие товара и его элементов форме и массе человеческого тела: размер, вес. 
Физиологические и психофизические - соответствие товара силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, вкусовым, звуковым, вкусовым и обонятельным возможностям человека. 
Психологические - соответствие товара имеющимся и формирующимся навыкам человека, т.е. его восприятию, мышлению и памяти.

5. Эстетические свойства: способность товара выражать свою социокультурную значимость, степень полезности и совершентсва в воспринимамых человеком признаках, такие как соответствие формы содержанию, стилю, моде, окружающей среде, пропорциональность и пр. 
6. Экологические свойства: уровень вредных или полезных воздействий товара на окружающую среду при хранении, транспортировке и потреблении. 
7. Безопасность потребления: характеризует безопасность использования товара. Виды безопасности: электрическая, химическая, механическая, пожарная, биологическая, транспортных средств. 
8. Экономические свойства: расход материала для создания товара и топлива и энергии - в процессе потребления.

 

Трудовая  теория стоимости (ТТС) — экономическая теория, в соответствии с которой товары обмениваются между собой в таких количествах, чтобы обеспечить равенство затрат труда (количества рабочего времени), общественно необходимого для их производства в данных социально-экономических условиях. Эти пропорции обмена обуславливают стоимость товаров.

Логичным следствием трудовой теории стоимости является признание  труда единственным источником богатства.

 

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

График показывает предельную полезность (измеряется в единицах полезности) алмазов и воды как функцию  объема потребления. (зел-вода, син-алмазы)

 

 

    1. Спрос, закон спроса, неценовые факторы спроса.

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

 

Различают:

  1. индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
  2. рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

 

       Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.  

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1)Уровень доходов в обществе;

2)Размеры рынка;

3)Мода, сезонность;

4)Наличие товаров-субститутов (заменителей);

5)Инфляционные ожидания.     

 При изменении прочих  факторов и постоянной цене  товара произойдет изменение  самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

 

    1. Аномальный спрос. Эффект Гиффена и Веблена.

Эффект Гиффена (парадокс Гиффена) — снижение цены на отдельные виды товара приводит к снижению на них спроса. Справедливо и обратное: повышение цены на отдельные виды товара приводит к повышению на них спроса.

Эффект Гиффена относится к реакции покупателей на экономическую или политическую ситуацию ираспространяется на товары первой необходимости. Различное поведение покупателей в отношении товаров, позволило сформулировать разделение товаров на две группы: обычные товары и "товары Гиффена".

Товар Гиффена — товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены. Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на товар, люди начинают покупать этого товара больше. В этом заключается парадоксальный эффект Гиффена. Характерными примерами товаров Гиффена можно считать: рис, макароны, хлеб, кратковременный эффект наблюдается при повышении цен на бензин.

Характеристика  товаров Гиффена:

---малоценный товары;

---занимают в потребительском бюджете значительное место;

---отсутствует равнозначный товар-заменитель;

---потребители товара, в большой мере, люди с низким и средним достатком.

Основной закон  спроса/предложения провозгласил постулат: "увеличение цены товара, при прочих равных условиях, ведет к снижению спроса на него и наоборот". Однако явление Гиффена не является исключением из совокупности всех экономических законов. Эффект Гиффена не противоречит основному закону спроса/предложения, поскольку для его наступления должны измениться в худшую сторону  внешние условия.  Эффект Гиффена наблюдается в неблагоприятных экономических условиях, когда люди скупают товары, опасаясь их дальнейшего удорожания, но, при этом, сокращая расходы на более дорогие продукты в пользу дешевых. Например, приобретают больше хлеба и макаронных изделий, при снижении покупок мяса и фруктов. Другими словами, наблюдается эффект замещение одних товаров - другими (как правило на товары из потребительской корзины).

Эффект Веблена (парадокс Веблена) – ситуация, когда покупатели воспринимают снижение цены товара как сигнал о снижении его качества или престижности, а повышение цены, наоборот, делает товар более привлекательным. Такой тип покупательского поведения назван парадоксом потому, что противоречит основному закону спроса, согласно которому увеличение цены товара приводит к снижению его потребления. Все товары Веблена относятся к премиальному сегменту, и по мере роста цены на них растет и желание целевой аудитории ими обладать. Ярчайший пример – произведения современного искусства.

    1. Эластичность спроса: виды эластичности, коэффициенты эластичности.

Эластичность  спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижения цен.

Выделяют  следующие виды эластичности:

  1. эластичность спроса по цене;
  2. эластичность спроса по доходу;
  3. эластичность предложения по цене;
  4. перекрестная эластичность спроса по цене;
  5. точечная эластичность спроса;
  6. дуговая эластичность спроса;
  7. эластичность соотношения цен и заработной платы;
  8. эластичность технического замещения;
  9. эластичность прямой линии.

Коэффициент эластичности

Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%.

Эластичность спроса или  предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какой-либо детерминанты.

Детерминанты — это факторы оказывающие воздействие на спрос или предложение.

Различные товары различаются  между собой по степени изменения  спроса под воздействием того, или  иного фактора. Степень реации спроса на эти товары поддается количественному  измерению с помощью коэффициента эластичности спроса.

Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка  к изменению основных факторов (ценой  товара, ценой товара аналога, дохода потребителя).

Методы подсчета коэффициента эластичности

При подсчете коэффициента эластичности используют два основных метода:

Эластичность по дуге (дуговая эластичность) — применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов.

Информация о работе Шпаргалка по микроэкономике