Шпаргалка по "Стратегическое управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:23, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и сущность стратегического рыночного управления
2. Стратегическое мышление и его роль в современном управлении
3. Классификация (виды) стратегий в современном управлении
4. Классические военные стратегии и методы в современном
5. Школа дизайна в теории стратегического управления.
6. Школа планирования в теории стратегического управления.
7. Школа позиционирования в теории стратегического управления
8. Школа предпринимательства в теории стратегического управления
9. Когнитивная школа в стратегическом управлении
10. Школа обучения в стратегическом менеджменте

Файлы: 1 файл

1.doc

— 824.50 Кб (Скачать файл)

4) стратегическое руководство — управление процессом обучения.

11. Школа власти в теории стратегического управления.

Основатели: А. Макмиллан, Д.Сарразин, Э. Петигрю, Дж. Боуер

Школа власти трактует процесс разработки стратегии развития фирмы как процесс переговоров. Содержание данной школы раскрывается следующими основными положениями:

1. Процесс формирования стратегии развития любой организации определяется действием политических сил как внутри нее, так и во внешней по отношению к ней среде.

2. Стратегия развития организации носит, как правило, спонтанный характер.

3. Властные структуры на уровне организации рассматривают процесс разработки стратегии как взаимодействие, основывающееся на методах убеждения и переговоров, а в отдельных случаях и прямой конфронтации.

4. Властные структуры на макроэкономическом уровне рассматривают организацию как стремящуюся к своему благополучию посредством контроля над действиями других агентов рынка или путем кооперации с ними. В этом случае компании опираются как на стратегическое маневрирование, так и на коллективные стратегии в различного рода союзах.

Школа власти внесла значимый вклад в развитие арсенала стратегического управления, раскрыв такие понятия, как «коалиция», «политические игры» и «коллективная стратегия». Кроме того, она обратила внимание на важность использования политических методов для осуществления стратегических перемен.

Школа власти утверждает, что процесс формирования или изменения стратегии связан с открытой борьбой за власть и влияние, при этом используются политические методы. Существует микровласть — соотношение политических сил внутри организации, и макровласть — использование властных рычагов самой организации. Любой человек в организации, имеющий притязания на власть, должен предложить какой-нибудь план. Это и рождает стратегию. Те, кому удается одержать верх, устанавливают свою стратегию, например, группа исследователей, которая открыла новую формулу, два соперничающих лагеря, выступающих «за» и «против» новых технологий, менеджер по сбыту, который является сторонником снижения цен. Организация также пытается утвердить свою власть во внешней среде посредством создания стратегических альянсов, поглощения конкурентов, влияния на поведение заинтересованных групп (поставщики, СМИ и т.д.)

Процесс формирования стратегии: конфликтный, агрессивный, а сама стратегия выступает как образцы действий и технологии борьбы.

Основные посылки:

1) формирование стратегии определяется властными и политическими силами;

2) стратегии носят спонтанный характер и принимают формы позиции или маневра;

3) микровласть рассматривает создание стратегии как взаимодействие, основывающееся на методах убеждения, переговоров, а иногда и прямой конфронтации в виде политических игр;

4) макровласть рассматривает организацию как стремящуюся к благополучию за счет контроля над другими участниками рынка

12. Школа культуры в стратегическом управлении.

Основатели: Д.Джонсон, Дж.Спендер, К.Рот, Д.Дикс,Ф.Ригер

Школа культуры сформировалась в сфере стратегического управления в 80-х годах XX века благодаря успехам японских корпораций. В качестве основных положений школы культуры можно назвать следующие:

1. Согласно представлениям школы культуры процесс формирования стратегии рассматривается как процесс социального взаимодействия, основанный на общих для членов организации убеждениях и понимании.

2. Верования каждого индивида представляют собой результат процессов приобщения к определенной культуре или социализации.

3. Члены организации оказываются способными лишь отчасти охарактеризовать убеждения, на которых базируется их культура.

4. Основной характеристикой стратегии развития организации представители школы культуры считают ее предначертанность, даже если она не вполне осознанна.

5. Культура, включая идеологию, содействует не стратегическим изменениям, а сохранению текущей стратегии.

Необходимо отметить, что особое развитие получила шведская ветвь школы культуры стратегического управления. Наиболее яркими ее представителями и лидерами являются Э. Ренман и Р. Норманн. Ключевую роль в процессе изучения организации они отводят изучению понятия «соответствия».

В работах сторонников школы культуры стратегического управления раскрывается четыре основных механизма достижения такого соответствия:

1) составление карты или схемы, отображающей окружение организации;

2) приведение в соответствие (дополнение внешней среды);

3) совместные консультации;

4) доминирование (способность организации переносить свое отображение на внешнее окружение).

Представители школы культуры ввели понятие «стратегических ресурсов», обеспечивающих получение устойчивых выгод в условиях конкуренции.

Главным фактором, который обеспечивает фирме преимущество, основанное на ресурсах, является невозможность его имитации. Причем наиболее эффективным препятствием на пути имитации является культура

школа культуры (С. Фельдман, Дж. Барни, М. Фирсироту, Ф. Ригер и др.) исходит из того, что главной задачей стратегического управления является формирование внутриорганизационной культуры, развитие идеологии для всего персонала компании в целом, вовлечение каждого работника в создание сильной конкурентоспособной организации;

 

13. Школа внешней среды в теории стратегического управления.

Основатели: М.Ханн, Дж.Фримен, У.Эстли, К.Оливер

Школа внешней среды объединяет зарубежных исследователей, которые отводят организации пассивную роль, заключающуюся в реакции на происходящие во внешнем окружении события. По их мнению, формирование стратегии представляет собой некий процесс отражения.

Эта школа дает общее представление о процессе формирования стратегии, раскрывая особую роль внешнего окружения, под которым понимается определенный набор неких «внешних сил», не являющихся организацией.

По своему содержанию школа внешней среды основывается на «теории ситуационных факторов», которая описывает взаимосвязи между конкретными измерениями окружения и определенными признаками организации.

В качестве важнейших принципиальных положений школы внешнего окружения можно назвать следующие:

1. Внешнее окружение организации рассматривается как главный элемент процесса формирования организационной стратегии.

2. Организация должна адекватно реагировать на изменения внешнего окружения.

3. Руководство организации рассматривается как пассивный элемент стратегического процесса, главной задачей которого является обеспечение адаптации организации к действию внешних сил.

Вместе с тем существенным недостатком теории ситуационных факторов применительно к стратегическому управлению можно считать то обстоятельство, что описание характера изменений внешнего окружения является весьма абстрактным и расплывчатым, а стратегию развития фирмы следует формировать исходя из определенных позиций (установок).

Школа внешней среды утверждает, что стратегическое управление — это не столько управление ситуацией, сколько реагирование на нее, организации отводится пассивная роль.

Задача организации: реагировать на события, происходящие во внешнем окружении. Фирма практически не имеет стратегического выбора, не свободна в своих решениях. Среда трактуется как совокупность неопределенных внешних сил. Среда толкает фирму в определенную нишу, где фирма вступает в конкурентную борьбу с подобными организациями. Адаптация к среде может выступать как изоморфизм, то есть стирание различий. В организациях, функционирующих в похожей среде, устанавливаются похожие структуры и порядки, одинаковые защитные механизмы. Принудительный изоморфизм — нормы, правила, регулирующие поведение (законы, стандарты). Подражательный изоморфизм состоит в заимствовании и имитации, копировании подходов конкурентов (бенчмаркинг). Нормативный изоморфизм связан с профессиональной компетенцией (например, выпускники юридического факультета, поступающие работать в разные фирмы, используют полученные знания и образцы, что приводит к некоторой стандартизации договоров, выпускники-маркетологи, поступая на работу, используют полученные на занятиях шаблоны действий, что приводит к одинаковым подходам организаций к маркетингу).

Стратегический процесс: пассивный, продиктованный извне, стратегия — адаптация.

Основные посылки:

1) внешнее окружение является основным фактором, влияющим на процесс создания стратегии;

2) организация должна адекватно реагировать на внешние факторы;

3) главная задача руководства — обеспечить адаптацию.

14. Школа конфигурации в стратегическом управлении.

Основатели: П.Хандавалла, Д.Миллер, П.Фризен, Р.Майлз

школа конфигурации (Д. Миллер, П. Хандвалла и др.) рассматривает стратегическое управление как деятельность по переводу организации из одного стабильного состояния в другое в соответствии с изменениями условий бизнеса. Главная цель стратегического управления, по мнению адептов этой школы, состоит в обеспечении стабильной деятельности организации. Основное внимание в данной школе уделяется вопросам реализации стратегии, теории и практики переходных процессов в организации.

Школа конфигурации стратегического управления основывается на двух важнейших положениях - конфигурации и трансформации. Причем под конфигурацией понимаются устойчивые структуры и внешнее окружение, а под трансформацией - процесс разработки стратегии развития фирмы. Процесс разработки стратегии имеет своей основной целью изменение ориентиров деятельности организации, результирующие стратегии призваны стабилизировать ее движение в выбранном направлении.

Школа конфигурации стратегического управления описывает последовательную реализацию стратегии внутри устойчивых состояний, нарушаемых действием случайных факторов. Для этих целей в рамках рассматриваемой школы, во-первых, анализируется взаиморасположение различных измерений организации в определенных условиях; во-вторых, рассматривается временная последовательность смены различных состояний развития организации. Вместе с тем достижение стабильного состояния организации предполагает наличие устойчивой схемы поведения.

В качестве принципиальных положений школы конфигурации стратегического управления следует назвать такие:

1. Любая организация на протяжении достаточно длительного периода времени может быть описана как некая устойчивая конфигурация ее составных частей, т. е. принимает четко определенную форму структуры, что, в свою очередь, обусловливает ее поведение и присущий ей набор стратегий.

2. Периоды стабильного развития организации прерываются скачками в иную конфигурацию.

3. Чередование периодов устойчивого состояния конфигурации и переходного процесса трансформации постепенно выстраивается в определенную последовательность (концепция жизненных циклов организаций).

4. Основной целью стратегического управления является поддержание стабильности организации на относительно продолжительных отрезках времени, т. е. обеспечение управления процессом перехода и сохранение жизнеспособности организации.

5. Содержание процесса формирования стратегии развития организации предполагает разработку концепций или формальное планирование. При этом обязательным условием является своевременность предпринимаемых действий и их адекватность.

6. Результирующие стратегии принимают формы планов или схем, которые на протяжении определенного периода времени поддерживают себя сами.

Представители школы конфигурации стратегического управления предложили выделить определенные стадии, или этапы, в развитии организации:

стадия развития;

стадия стабильности;

стадия адаптации;

стадия борьбы;

стадия революции.

Кроме того, исследователи определили основные схемы, по которым с течением времени определенные стадии развития организации сменяют друг друга:

-периодические встряски, когда длительные периоды стабильности время от времени сменяются «революционными потрясениями»;

-сдвиги туда-сюда, когда периоды адаптированной конвергенции в стабильную среду

сменяются стадиями борьбы за осуществление изменений;

-жизненные циклы, когда стадию развития сменяет стадия стабильности и т. д.

- регулярный процесс, когда организация находится в более или менее постоянном процессе адаптации.

Большинство представителей школы конфигурации рассматривают перемены в организации как квантовый скачок, который означает одновременное изменение множества организационных компонентов. Причем при квантовом скачке изменения являются «революционными», т. е. мгновенными. Такой подход предполагает, что организации поочередно устраняют силы, которые противостоят то изменениям, то последовательному выполнению действий. Другими словами, организация фактически предпринимает попытку совершить скачок в новое устойчивое положение, с новым набором стратегий, структур и принципов культуры, т. е. с новой конфигурацией.

 

15. Стратегическая разведка, ее назначение, методы и средства.

Компании всегда думали о тенденциях развития. Некоторые, использовали группы стратегического планирования, разработки которых ложились в основу сценариев и стратегических планов корпорации. Другие, и прежде всего производители потребительских товаров, полагались на обзоры и прогнозы потребительских вкусов и перспектив развития рынков, которые готовили службы маркетинга.

Информация о работе Шпаргалка по "Стратегическое управление"