Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка
Первое значительное проявление интереса к менеджменту было отмечено в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», что традиционно считается началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. В труде описывалась теория научного управления: применение научных методов для определения одного, наиболее эффективного способа выполнения работы.
1. Причины и предпосылки возникновения менеджмента как науки
2. Возникновение менеджмента. Школа научного управления. Ф.Тейлор.
3. Школа административного управления. А.Файоль.
4. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты.
5. Поведенческий подход в менеджменте. Бихевиоризм. Теории мотивации. Теории стилей руководства.
6. Развитие менеджмента во 2-й половине XX века. Кибернетика. Системный подход. Количественный подход.
7. Развитие менеджмента во 2-й половине XX века. Процессный подход. Проектный менеджмент. Ситуационный менеджмент.
8. Понятие организации. Виды организаций.
9. Макросреда организации.
10. Микросреда организации.
11. Основные подсистемы организации. Производственная подсистема.
12. Основные подсистемы организации. Финансовая подсистема.
13. Основные подсистемы организации. Маркетинговая подсистема.
14. Основные подсистемы организации. Система управления организации.
15. Функции управления. Исследования и анализ.
16. Основные методы исследования в менеджменте.
17. Функции управления. Планирование.
18. Методы и приемы планирования.
19. Функции управления. Организация.
20. Организационные структуры управления.
21. Функции управления. Мотивация.
22. Функции управления. Контроль.
23. Стратегическое и оперативное управление.
24. Управленческие решения. Понятие, виды, методы принятия.
25. Внутренние и внешние коммуникации в менеджменте.
26. Административные, экономические и социально-психологические методы управления
27. Организационная культура.
28. Стили руководства.
29. Оценка эффективности управления.
30. Особенности современного менеджмента.
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Причины и предпосылки возникновения менеджмента как науки
2. Возникновение менеджмента. Школа научного управления. Ф.Тейлор.
3. Школа административного управления. А.Файоль.
4. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты.
5. Поведенческий подход
в менеджменте. Бихевиоризм.
6. Развитие менеджмента во 2-й половине XX века. Кибернетика. Системный подход. Количественный подход.
7. Развитие менеджмента во 2-й половине XX века. Процессный подход. Проектный менеджмент. Ситуационный менеджмент.
8. Понятие организации. Виды организаций.
9. Макросреда организации.
10. Микросреда организации.
11. Основные подсистемы
организации. Производственная
12. Основные подсистемы
организации. Финансовая
13. Основные подсистемы
организации. Маркетинговая
14. Основные подсистемы
организации. Система
15. Функции управления. Исследования и анализ.
16. Основные методы исследования в менеджменте.
17. Функции управления. Планирование.
18. Методы и приемы планирования.
19. Функции управления. Организация.
20. Организационные структуры управления.
21. Функции управления. Мотивация.
22. Функции управления. Контроль.
23. Стратегическое и оперативное управление.
24. Управленческие решения. Понятие, виды, методы принятия.
25. Внутренние и внешние коммуникации в менеджменте.
26. Административные, экономические и социально-психологические методы управления
27. Организационная культура.
28. Стили руководства.
29. Оценка эффективности управления.
30. Особенности современного менеджмента.
1. Причины и предпосылки |
2. Возникновение менеджмента. |
3. Школа административного Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики – «классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единогласия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. |
4. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты. Авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческое отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой. Двух ученых – Мери Паркер Фоллет и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти усилия руководителя. |
5. Поведенческий подход в |
6. Развитие менеджмента во 2-й половине XX века. Кибернетика. Системный подход. Количественный подход. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными. Влияние количественного подхода. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористкого подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемой человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследований операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у очень немногих руководителей было образование достаточное, для понимания и применения сложных количественных методов. |
7. Развитие менеджмента во 2-й половине XX века. Процессный подход. Проектный менеджмент. Ситуационный менеджмент. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций. В системном подходе Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. |
8. Понятие организации. Виды Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации. |
9. Макросреда организации. внешняя среда включает институты и факторы, которые находятся вне пределов организации и потенциально влияют на результаты ее деятельности. Внешнюю среду разделяют на общую внешнюю среду и специфическую внешнюю среду. Общая внешняя среда включает все, что выходит за пределы организации: экономические, политические и социокультурные условия, проблему глобализации и технологические факторы, охватывает условия, которые могут влиять на организацию. Например, появление новой технологии, благодаря которому мы имеем возможность разместить содержание целой книжной полки на одном маленьком цифровом универсальном диске (DVD), – это пример фактора общей внешней среды, в которой работает издательство Simon & Schuster. Специфическая внешняя среда – элемент внешней среды, которая непосредственно влияет на достижение организацией намеченных ею целей. Он содержит в себе факторы, способные положительно или негативно влиять на уровень эффективности организации. |
10. Микросреда организации. Микросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.
К микросреде относятся следующие элементы:
- организация (предприятие);
- поставщики;
- маркетинговые посредники;
- клиентура;
- конкуренты;
-контактные аудитории. |
11. Основные подсистемы Основу всей деятельности предприятия составляет производственный процесс, представляющий собой совокупность отдельных процессов труда, направленных на превращение сырья и материалов в готовую продукцию. Основными характерными чертами производственной подсистемы являются: • производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство, воплощенное в наличии единого руководства, плана, учета; • экономическое единство, выступающее
как общности материальных, финансовых
и технических ресурсов, а также
экономических результатов |
12. Основные подсистемы Финансовая Социальная Иновационная Маркетинговая Производственная Административная |
13. Основные подсистемы Финансовая Социальная Иновационная Маркетинговая Производственная Административная |
14. Основные подсистемы Существует
несколько подходов к В систему управления персоналом включаются следующие элементы кадровой работы: кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, адаптация, обучение, карьера, оценка, мотивация, нормирование труда. Это лишь
неполный перечень 1) технологии формирования
персонала, к которым 2) технологии развития
персонала, объединяющие 3) технологии рационального
использования персонала, вклю |
15. Функции управления. Исследования и анализ. Функции управления — это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Классификация функций управления: · по стадиям управленческого цикла (планирование, организация, мотивация, контроль); · по составу (функции менеджмента – функции, относящиеся к системе управления и бизнес-функции – функции, относящиеся к объекту управления); · по функциональной области (функциональная область – совокупность функций управления, выполняемых конкретным подразделением для предприятия в целом, например, управление маркетингом, управление финансами, управление персоналом и т. д.); · по направленности (внешние и внутренние). Основная цель исследования функций управления – определение их адекватности целям и стратегии организации. Для этого изучаются: · система функций управления организацией; · взаимосвязи функций; · распределение функций по подразделениям; · содержание работ по функциям на различных уровнях управления; · полнота реализации функций; · технология реализации каждой функции. |
16. Основные методы исследования в менеджменте. 1. Теоретические: а) методы дедукции и индукции – получение знаний об объекте путем логических умозаключений: от частного к общему (индукция) или от общего к частному (дедукция), или третий метод – от частного к частному (трансдукция), но он часто базируется на интуиции и должен быть подкреплен в качестве промежуточных или обосновывающих методами индукции и дедукции; б) методы анализа и синтеза – разделение объекта на отдельные составные части с дальнейшим объединением некоторых из этих частей на основании других группировочных признаков. 2. Эмпирические: а) метод
сравнения – сопоставление |
17. Функции управления. Планирование. Планирование -- один из экономических
методов управления, выступающий
как основное средство использования
экономических законов в |
18. Методы и приемы планирования. Планирование -- один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов: Формы планирования в зависимости от длительности планового периода: перспективное планирование (прогнозирование); среднесрочное планирование; текущее (бюджетное, оперативное) планирование. |
19. Функции управления. Организация. Основными функциями управления организацией являются: организация; нормирование; планирование; координация; мотивация; контроль; регулирование. Организация-Объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определённых процедур и правил.Функция организации – это те задачи, которые должен выполнять менеджер в процессе организовывания работы, то есть: · формирование, или уточнение структуры организации; · определение способов управления; · установление параметров организации, режимов работы ее подразделений и отношений между ними; ·
обеспечение организации · создание внутренней культуры. |
20. Организационные структуры Организационная структура управления — совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений. Технологическая структура
— структура организации, определяющаяся
характером материально-энергетических
процессов, типом используемого
оборудования, специализацией используемых
мощностей. Производственная структура
— структура, показывающая упорядоченную
совокупность производственных подразделений,
элементов производственно-
Финансовая структура — структура, описывающая упорядоченную совокупность финансовых отношений в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации, обеспечивающая ее эффективное функционирование и развитие. Финансовая структура является результатом реализации концепции управления по центрам ответственности. |