Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Файлы: 1 файл

управление_персоналом.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Структурная безработица связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы либо к переобучению персонала.

Вынужденная безработица связана с сокращением объемов производства.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.

Сезонная  безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства, относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Застойная безработица: в любом обществе существует прослойка людей, которые не хотят работать.                                                                                                                         Оптимальная безработица – это безработица, уровень которой равен естественной, нормальной. Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства.

 

9.    Система управления трудовыми ресурсами. Законодательная, исполнительная власти, судебные органы. Цели МОТ.

Трудовые ресурсы - это часть населения трудоспособного  возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как  занятых, так и потенциальных  работников.

Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, регулирующих трудовые отношения, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающей вопросы мотивации и оплаты труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и методологии разрешения конфликтных ситуаций. Законодательная власть. Как установлено в Конституции Российской Федерации, законодательная власть обеспечивает принятие законов и других нормативных актов, устанавливающих правила в области трудовых отношений, формирования и воспроизводства трудовых ресурсов, и контролирует их выполнение.

Органы  исполнительной власти. На органы исполнительной власти возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Систему органов исполнительной власти образует Правительство Российской Федерации, обеспечивающее на практике соответствие Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации в области социально-трудовых отношений. Правительство разрабатывает программы социально-экономического развития страны, формирует федеральные отраслевые министерства, ведомства как специализирующиеся на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами, так и обладающие прочими не менее важными полномочиями. Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство проведением единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в стране, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Судебные  органы. Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебную власть представляют суды: Конституционный, Верховный, Высший, Арбитражный, федеральные суды, Министерство юстиции.

 

10.  Методология управления персоналом организации. Административные, экономические, социально-психологические методы управления.

Методы  УП – способы воздействия на коллективы и отдельных работников в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработала три группы методов УП: административные, экономические и социально-психологические.                                        Административные базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута. Эти методы отличает прямой характер воздействия, соответствие правовым нормам (утверждение административных норм, правовое регулирование, издание приказов и распоряжений, должностные инструкции, утверждение методик, установление санкций и т.д.) Т.е.:

  • организационное регламентирование (чем должен заниматься работник)
  • организационное нормирование (установка нормативов)
  • организационно-методическое инструктирование (указания, приказы, инструкции)
  • распорядительное воздействие

Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как методы пряника. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе экономические методы управления.                                           Социально-психологические основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как методы убеждения, базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей (социологические методы – анкетирование, интервью, социометрический метод, наблюдение, собеседование) и отдельные личности (психологические методы).

 

11.  Сущностные цели кадрового планирования персонала.

  Сущность кадрового планирования заключается в предоставлении людям рабочих мест в нужный момент времени и необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства.

Основные задачи кадрового  планирования:                                               - определение источников кадрового обеспечения организации - кадровая адаптация (разработка мероприятий по мотивации и закреплению кадров) - Профессиональный и должностной рост управленческого персонала (система подготовки и переподготовки, повышение квалификации, критерии оценки кадров, должностные инструкции) - формы и методы использования управленческих кадров в соответствии с полученными образованием и квалификацией)

Цель КП: обеспечить фирму необходимой рабочей силой и определить неизбежные при этом издержки.

3 этапа кадрового планирования:

- Информационный этап (сбор статистических данных, обработка, анализ)

- Этап разработки проектов кадрового плана (исследование альтернативных проектов кадрового планирования и их влияние на достижение целей – очень трудоемкий)

- Этап принятия решений (утверждение одного из вариантов плана организационной деятельности кадровой службы)

 

12.  Уровни кадрового планирования.

Кадровое  планирование – целенаправленная, научнообоснованная деятельность орг-ии, имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени в необходимом количестве в соответствии со способностями работников и требованиями орг-ии. Цель КП: обеспечить фирму необходимой рабочей силой и определить неизбежные при этом издержки.

Уровни  кадрового  планирования:

1)стратегическое  планирование ( долгосрочное)3-10лет  является  составной частью стратегического  планирования орг-ции. Стратегические  планоые решения  явл.  Основополагающими   и руководящими решениями и становятся  основой для тактического планирования(6*8% всего времени).

2)тактическое  планирование (среднесрочное)1-3лет  должно быть  строго  ориентированы  на цели, поставленные стратег.  кадровым планированием. Реализуется среднем руководящим звеном орг-ции (50*8% всего времени ). Тактическое кадровое планирование может рассматриваться как своеобразный мостик  между глобальным долгосрочным стратегическим планированием и оперативным планированием.

3)Оперативное   с кадров. планиров. до 1 года ориентирована на достижения  отдельных  оперативных целей. Оперативный  план  содержит точно обозначенные цели и  конкретные мероприятия для достижения этих  целей, а такие материальные средств, указание  их вида, количества и времени.

 

13.  Маркетинг и лизинг персонала.

Маркетинг персонала — вид деятельности по изучению рынка рабочей силы с целью удовлетворения потребности организации в персонале, выявлении круга источников и путей обеспечения этой потребности. Маркетинг персонала является условием роста человеческого ресурса организации за счет внешних источников.

Предпосылками маркетинга персонала являются состояние  человеческого ресурса организации, ее имидж и наличие вакансии.

Маркетинг персонала  включает:

•  исследование рынка рабочей силы;

• сегментирование рынка рабочей силы (руководитель, экономисты, рабочие; уровни оплаты труда; учебные заведения, выпускающие и переподготавливающие специалистов; демографическая ситуация; национальные и культурные особенности и т. п.);

•  исследование качеств кандидатов и их потребностей;

• реклама вакансий;

• создание базы данных о кандидатах;

•  выявление  потенциальных кандидатов в резерв внутри организации.

Анализ кадровой ситуации особенно важен на стадии формирования организации и бизнес-планирования. Формирование в составе службы управления персоналом самостоятельного подразделения маркетинга целесообразно для крупных организаций.

Лизинг персонала характерен для современного инновационного управления персоналом и означает подбор кадров на временные рабочие места за счет кратко- или среднесрочной аренды персонала другой организации.

Лизингом персонала  занимаются рекрутинговые агентства. Лизинг обусловливается краткосрочной  потребностью организации в определенных кадрах.

В России лизинг персонала появился в середине 90-х гг. Предприниматели, и не только агропромышленники, охотно принимают «сезонных» работников, готовых работать на временной основе. Заказчик при этом получает персонал, с которым юридически не связан, ответственность за работу предоставленных работников несет кадровое рекрутинговое агентство. Отношения между заказчиком и агентством оформляются договором.

В странах с  развитой рыночной экономикой идея лизинга  персонала получает все более  широкое распространение и активное развитие.

 

14.  Подбор и найм персонала.

Подбор персонала  включает в себя:

1. Требования к кандидату на занятие должности. В этих целях могут заблаговременно отрабатываться: должностные инструкции, квалификационная карта, карта компетентности.

Должностные обязанности  являются своего рода функциональными характеристиками рабочего места и регламентируют порядок выполнения работником обязанностей, за результаты которых он несет ответственность перед линейным руководителем.

Должностные обязанности:

    • права;
    • обязанности;
    • юридическая ответственность.

На практике: общий  блок – за что отвечает, частный  блок – что обязан.

Должностные обязанности  составляет линейный менеджер, рекомендует  отдельные позиции руководитель линейного менеджера; подписывает  линейный менеджер.

Квалификационная карта:

Составляется заблаговременно  в ОС под конкретную должность, это  документ, в котором отражены некоторые  параметры. Она включает:

    • образование работника;
    • стаж работы на соответствующей должности до найма в ОС;
    • возраст;
    • принадлежность к полу;
    • профессия и квалификация.

 

Карта компетентности:

    • технология реализации на конкретном участке профессиональных навыков работника;
    • личные качества работника;
    • темперамент;
    • качество лидера;
    • коммуникабельность;
    • технология адаптации в коллективе;
    • национальная принадлежность;
    • религиозная принадлежность.

 

2. Привлечение кандидатов.

Привлечение кандидатов в ОС может осуществляться следующим  образом:

    1. Поиск внутри ОС.
    2. Подбор с помощью сотрудников.
    3. Подбор с помощью самопроявившихся кандидатов.
    4. Объявление в СМИ и реклама.
    5. Государственные и частные агентства.
    6. Интернет.
    7. Работа в ВУЗах города.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"