Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 19:07, реферат
Основные принципы и институты современного государственного управления в Великобритании складывались на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому отличительной особенностью этой системы является ее архаичность, влияние авторитета традиций и норм, не имеющих законодательного оформления, однако влияющих на реальный процесс управления страной.
Введение 3
1. Глава государства - монарх 4
2. Парламент – Палата общин и Палата лордов 6
3. Правительство 9
4. Судебная система 16
5. Местное самоуправление 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Великобритания (официальное название
государства – Соединенное
Основные принципы и институты современного государственного управления в Великобритании складывались на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому отличительной особенностью этой системы является ее архаичность, влияние авторитета традиций и норм, не имеющих законодательного оформления, однако влияющих на реальный процесс управления страной.
Великобритания — унитарное государство с конституционной монархией. Королева Елизавета II является главой государства Соединённого Королевства и ещё пятнадцати независимых стран Содружества. Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение». Великобритания не имеет конституции как единого документа, как и всего лишь у трёх стран в мире — Новой Зеландии, Израиля и Сан-Марино. Конституция Великобритании состоит в основном из собрания различных письменных источников, включая статуты, судебных прецедентов и международных договоров, наравне с конституционными обычаями.
Глава государства – монарх.
По форме правления Великобритания является ограниченной монархией. Монарх официально является главой государства и олицетворяет единство страны. Формально монарх обладает значительными полномочиями (назначает премьер-министра и членов правительства, судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служителей англиканской церкви, созывает и распускает парламент по представлению премьер-министра, обладает правом законодательного вето, является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет право помилования и т.д.) и еще большим влиянием на функционирование органов государственного управления.
Большинство полномочий британского монарха определяется понятием «королевская прерогатива», другие полномочия закрепляются законом. Королевская прерогатива – это совокупность полномочий монарха по общему праву. Своеобразие исторического развития страны выразилось в том, что с конца XVII века происходил процесс передачи королевских прерогатив (законодательных и исполнительных) парламенту и правительству. В настоящее время любая из королевских прерогатив может в случае необходимости стать предметом законотворчества парламента. Если парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым.
В британском праве различают два вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические. Личные прерогативы сводятся к ряду неписанных правил обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Примерами подобных личных прерогатив являются правила «монарх никогда не умирает» (по британскому общему праву междуцарствия быть не может, так как существующая система престолонаследия обеспечивает постоянное функционирование института монархии) и «монарх не может поступать неправильно» (закрепляет личный судебный иммунитет монарха). Политические прерогативы британского монарха достаточно обширны и закрепляют его полномочия в сфере внутренней и внешней политики. Во внутренней политике королевские прерогативы сводятся к полномочиям в области управления (право монарха назначать и увольнять министров; руководство вооруженными силами; управление собственностью Короны; назначение епископов; жалованье почетных званий; чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны), полномочиям в судопроизводстве (право помилования), и полномочиям в законодательстве (право созывать и распускать парламент; право подписи законопроектов, принимаемых палатами парламента). Во внешней политике королевские прерогативы сводятся к праву объявления войны и заключения мира, праву заключения международных договоров, праву решения по аннексии и уступке территории, праву направления и аккредитации дипломатических представителей, праву на признание зарубежных государств и правительств. Политические прерогативы монарха осуществляются по совету и при участии министров правительства.
В системе государственного управления Великобритании можно выделить два элемента: функционирующий, связанный с реальными полномочиями в сфере управления, которыми обладают премьер-министр и члены правительства и стабилизирующий, которые выражается в формальной прерогативах британского монарха направленных на обеспечение преемственность власти. На протяжении прошлого столетия британские монархи не раз способствовали решению проблем британской политической системы в целом, и системы государственного управления в частности. В частности это касалось конвенционной нормы британского общего права, согласно которой монарх имеет право назначать премьер-министров, но не правомочен отвергать их советы по вопросам государственной политики.
Парламент – Палата Общин и Палата лордов
Палата лордов имеет четыре вида членства: 1) духовные лорды (епископы англиканской церкви, архиепископы Кентерберийский и Йоркский); 2) лорды-юристы; 3) наследственные пэры; 4) пожизненные пэры. Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 года. В соответствии с ним лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в палате лордов. Титул даруется монархом по рекомендации премьер-министра.
После реорганизации палаты лордов в 1999 году в ней насчитывается 674 члена, причем только 92 из них являются наследственными (до этого в палате было 1165 членов, из них 650 – наследственные пэры). Несмотря на многочисленный состав, активное участие в работе палаты принимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего три человека.
Функции палаты лордов распадаются на три основные группы: а) законодательные; б) контрольные; в) судебные. Законодательные функции осуществляются путем участия в законодательном процессе в следующих формах: внесение поправок в законопроекты, принятые палатой общин; отклонение законопроектов, принятых палатой общин; внесение законопроектов, предусматривающих одобрение международных договоров Великобритании или принимаемых в рамках правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС; г) изучение частных биллей и актов делегированного законодательства, издаваемых правительством. Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции.
Во главе палаты лордов стоит лорд-канцлер, входящий в состав кабинета и назначаемый монархом по предложению премьер-министра сроком на пять лет. Лорд-канцлер осуществляет важнейшие функции в различных областях государственного управления. Лорд-канцлер: а) имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени правительства, когда палата лордов заседает как комитет всей палаты; б) оценивает в предварительном порядке запросы пэров, направляемые в комитет по привилегиям; в) является главным советником правительства по вопросам правосудия и применения конституции; г) возглавляет судебную власть, председательствуя в палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе; д) является председателем Апелляционного суда и председателем канцлерского отделения Высокого суда; е) играет определяющую роль в назначении судей, а также в деятельности комиссий по реформе правовой системы Великобритании; ж) издает приказы о созыве на сессию палаты лордов и проведении парламентских выборов.
Законодательный процесс в парламенте заключается в рассмотрении в соответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат. Исключение составляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в палату общин. Законопроекты, рассматриваемые в палатах парламента, называются биллями. Условно их можно разделить на три группы:
Наряду с законодательными полномочиями и полномочиями по принятию бюджета парламент выполняет и другие функции, в том числе функцию контроля за действиями правительства.
Во взаимоотношениях
между палатами британского парламента
доминирует нижняя палата. Это в
первую очередь относится к
Правительство
Для понимания особенностей организации исполнительной власти в Великобритании следует указать, что ее довольно часто, хотя и весьма неточно, обозначают термином «Корона». Отсюда и архаическое определение членов правительства как «слуг Короны». Термин «Корона» иногда употребляется и для обозначения института монархии в целом, позиций монарха в государственном механизме и его функций, однако не относится к общепринятым.
Основу правительства Великобритании составляет Кабинет министров, который представляет собой группу министров, приглашаемых премьер-министром для обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. Кабинетная модель организации правительства, берущая начало именно в британской политической практике, состоит в том, что реальное правительство включает не всех политических руководителей министерств и ведомств, а только тех, кто возглавляет важнейшие из них. Правительства как коллегии всех министров просто не существует. Поэтому понятия «правительство» и «Кабинет» можно считать синонимами. Вопрос о численном составе Кабинета премьер-министр решает самостоятельно, обычно это около 20 человек. Так в 2002 году состав Кабинета министров выглядел следующим образом:
Статус собственно министров существенно отличается от статуса министров – членов Кабинета. Каждый член Кабинета является, по сути, связующим звеном между Кабинетом как целостной структурой и министрами, а также другими руководителями, министерства и ведомства которых функционируют вне его рамок. Персональный состав Кабинета также предопределяется премьер-министром при назначении на важнейшие министерские посты. При формировании Кабинета должно соблюдаться единственное условие: его члены обязаны заседать в одной из палат парламента, с тем, чтобы их деятельность находилась под постоянным парламентским контролем. При этом закон устанавливает обязательную квоту министров – членов палаты общин, предопределяя, таким образом, участие в правительстве членов палаты лордов. Лорд-канцлер (спикер палаты лордов) всегда входит в состав Кабинета.
Основные направления деятельности Кабинета министров вне зависимости от его политической ориентации и партийного состава были определены в правительственном докладе в 1918 году и с тех пор принципиально не менялись. К функциям Кабинета относится: а) окончательное определение политического курса государства, выносимого на обсуждение и утверждение парламента; б) контроль за тем, чтобы аппарат исполнительной власти действовал в соответствии с политической линией, определенной правительством; в) постоянная координация и разграничение сфер деятельности министерств и ведомств.
В рамках Кабинета министров по традиции создаются комитеты для рассмотрения различных вопросов внутренней и внешней политики. Названия комитетов, их количество законодательно не определяются, их создание, как правило, относится к компетенции премьер-министра. Обычно создаются комитеты по следующим направлениям работы правительства: 1) обороны и внешней политики; 2) законотворчества; 3) внутренней безопасности и социальных вопросов; 4) экономической политики и планирования.
«Внутренний кабинет» - неформальное объединение министров, не имеющее правового статуса или структурной организации в рамках Кабинета министров, в него входят ближайшие советники и друзья премьер-министра, которые являются членами Кабинета.
«Теневой кабинет» - кабинет министров оппозиции, аналогичный правящему, формируемый партией проигравшей на парламентских выборах. Лидер оппозиционной партии официально именуется Лидером оппозиции Правительства Ее Величества и в этом качестве получает в соответствии с законодательством заработную плату. Задачей «теневого» кабинета является обеспечение беспрерывного эффективного политического управления страной в сочетании с постоянным контролем оппозиции за деятельностью правительства.
Информация о работе Система государственного и муниципального управление в Великобритании