Система государственного и муниципального управление в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 19:07, реферат

Описание работы

Основные принципы и институты современного государственного управления в Великобритании складывались на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому отличительной особенностью этой системы является ее архаичность, влияние авторитета традиций и норм, не имеющих законодательного оформления, однако влияющих на реальный процесс управления страной.

Содержание работы

Введение 3
1. Глава государства - монарх 4
2. Парламент – Палата общин и Палата лордов 6
3. Правительство 9
4. Судебная система 16
5. Местное самоуправление 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

СГИМУ_в_Великобр.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Низовыми ячейками местного самоуправления в сельской местности  являются приходы. В Уэльсе и Шотландии  они называются общинами, причем в  Шотландии общины не рассматриваются  как самостоятельный уровень  управления. В настоящее время в Англии функционируют 10376 приходов, в Уэльсе и Шотландии – 867 и 1200 общин соответственно.

В Великобритании местная  власть представлена органами местного самоуправления, к которым относятся  советы, избираемые населением путем  прямого голосования сроком на четыре года (в Шотландии – на три года). Закон о местном самоуправлении 2000 года установил, что советы могут: 1) обновляться полностью каждые четыре года; 2) обновляться наполовину каждые два года; 3) обновляться на 1/3 каждый год (за исключением каждого третьего года соответствующего четырехлетнего цикла). Выбор того или иного варианта конкретным советом должен быть утвержден соответствующим министром, отвечающим за вопросы местного самоуправления.

Члены местных советов  осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и в сочетании с основной профессиональной деятельностью. При этом они имеют право на освобождение от работы на определенный срок при выполнении своих депутатских обязанностей. Работодатель обязан не только предоставлять советнику такую возможность, но и оплачивать это время по средней ставке заработной платы. Совет избирает из числа советников председателя и формирует комитеты, в состав которых могут входить наряду с советниками и другие лица. Основная форма работы совета – сессия, на которой рассматриваются наиболее важные вопросы местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении 2000 года устанавливает три основных модели организации местной исполнительной власти. Модель «мэр и исполнительный кабинет» предполагает прямые выборы мэра, который руководит исполнительной властью и назначает двух или более своих помощников, образующих так называемый кабинет. Модель «лидер – кабинет» предусматривает избрание главы исполнительной власти («лидер») из состава совета, тогда как помощников («кабинет») может назначить либо лидер, либо совет. Модель «мэр и управляющий от совета» избранные населением мэр делит полномочия исполнительной власти с управляющим, которого нанимает совет из числа профессиональных менеджеров. При этом по согласованию с министром, отвечающим за вопросы местного самоуправления, возможны и иные варианты организации исполнительной власти на местах, например, сохранить традиционную модель.

Полномочия органов  местного уровня управления в Великобритании регулируются как общенормативными актами, так и частными парламентскими актами. Общенормативные акты подразделяются на две основные группы, - к первой группе относятся акты, посвященные исключительно вопросам местного управления, ко второй группе относятся акты об управлении различными отраслями государственной деятельности, имеющие лишь частичное отношение к вопросам местного управления и устанавливающие отдельные полномочия местных властей. Частные парламентские акты адресуются конкретным муниципалитетам и обычно принимаются по инициативе заинтересованного местного органа власти. Кроме того, полномочия местных органов власти в Великобритании могут регулироваться так называемыми адаптивными законами, которые вводятся в действие отношении тех или иных муниципалитетов не автоматически, а лишь по просьбе их советов, путем принятия соответствующей резолюции. Компетенции местного управления могут корректироваться актами правительства, министерств и департаментов, издаваемыми в рамках делегированного законодательства, в форме различных приказов, инструкций и правил.

К наиболее важным полномочиям  местных органов власти относятся  такие вопросы, как поддержание  общественного порядка и безопасности, организация дошкольного и школьного  образования (включая содержание школьных зданий, детских садов, специализированных учреждений для детей-инвалидов), территориальное планирование, управление землепользованием, противопожарная охрана, водоснабжение, канализация, сброс сточных вод, утилизация коммунальных отходов, контроль за загрязнением окружающей среды, здравоохранение, эксплуатация санитарных учреждений, обеспечение населения электричеством, газом и теплом, освещение и уборка улиц, регулировка уличного движения, содержание дорог, коммунальных кладбищ, организация ритуальных услуг, развитие торговли и рынков и т.д. Законодательство определяет компетенцию органов местного самоуправления каждого уровня административно-территориального деления. Советы графств занимаются вопросами транспортного развития, дорожного движения, охраны порядка (полиции), образования, социального обслуживания и пожарной безопасности. Советы округов занимаются здравоохранением, местным планированием, жилищным строительством. Советы приходов или общие собрания избирателей (в тех приходах, где население насчитывает менее 150 избирателей, советы создаваться не могут) решают все те вопросы, которые не входят в компетенцию вышестоящих органов. Ответственность за положение дел в области образования, здравоохранения и охраны порядка делится между центральными и местными органами власти.

 

Заключение

Одним из наиболее значимых факторов, который оказывал и продолжает оказывать влияние на систему  государственного управления в Великобритании является отсутствие формального и  фактического разделения властей в  его классическом понимании. Великобритания является монархией, и Монарх всегда был и остается частью законодательной, исполнительной и судебной власти. Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе органов государственного управления, но и в том, что:

а) члены Правительства  Ее Величества (исполнительная ветвь  власти) являются членами парламента (законодательная ветвь власти) и  обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. Например, лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета министров, Спикером палаты лордов и Председателем Апелляционного суда;

б) Палата лордов является не только одной из палат парламента, но и высшей судебной апелляционной  инстанцией Великобритании;

в) Тайный совет – совещательный и исполнительный орган при монархе – в рамках собственного Судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицинских трибуналов. Кроме того, Тайный Совет обладает также специальной юрисдикцией высказывать по требованию монарха свое мнение по вопросам права.

В системе государственного управления Великобритании можно выделить три основных политических института: Монарх, Парламент, Правительство.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

  1. Великобритания: эпоха реформ / Под ред. А.А. Громыко. – М.: Издательство «Весь Мир», 2007. – 536 с.
  2. Демократия в меняющемся мире. – Н. Новгород: Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 1995. – 150 с.
  3. Коданева С.И. Британская конституционная реформа: Региональный аспект. Аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. правоведения. – М., 2005. – 112 с.
  4. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.
  5. Мэннинг Н. Реформа государственного управления: международный опыт. – М.: Издательство «Весь мир», 2003. – 496 с.
  6. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 416 с.

 

 

 




Информация о работе Система государственного и муниципального управление в Великобритании