Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:02, курсовая работа
Необходимо рассмотреть государственное регулирование как источник развития малого предпринимательства, что и является целью курсовой работы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
- рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и содержание малого предпринимательства……………………..5
1.1. Сущность малого предпринимательства……………………………….…..5
1.2. Этапы формирования малого предпринимательства в России……….…..7
1.3. Современное состояние малого предпринимательства в России…………9
2. Государственное управление как фактор
поддержки малого предпринимательства…………………………………...11
2.1 Государственные органы, отвечающие за
поддержку малого предпринимательства…………………………………..11
2.2. Государственные механизмы регулирования
малого предпринимательства………………………………………………12
2.3. Направление государственного регулирования
малого предпринимательства…………………………………………....…13
3. Государственные органы, отвечающие за поддержку
малого предпринимательства ……………………………………………......16
3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства……...16
3.2. Основные факторы, повышающие эффективность
государственного управления малым бизнесом…………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы…………………………………………..….20
1.3. Современное состояние малого предпринимательства в России
По данным Минэкономразвития РФ за последние 4 года удвоился объем производства малого предпринимательства и в 2007г. число малых предприятий превышает 1 млн, занятость на одном предприятии возросла на 6,7%, однако наилучшие показатели наблюдаются не в крупных городах и центральной части, а в регионах. Ежегодный прирост количества малых предприятий составляет около 25 тыс. По прогнозам специалистов к 2010г. объем производства может дать еще одно удвоение.
Согласно официальным данным Госкомстата
России, отраслевая структура малых
предприятий в течение
Рисунок 1. Структура малого предпринимательства.
Приоритетными направлениями поддержки и развития малого предпринимательства станут:
2. Государственное
управление как фактор
малого предпринимательства
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку
малого предпринимательства
Государственная политика в отношении малого предпринимательства находиться под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.
К ведению Федерации
законодательством отнесено определение
общих принципов, приоритетных направлений
и методов государственной подд
Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ.
Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.
Также действуют общественные объединения - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций.
Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Разработаны и осуществлены четыре федеральные программы – в 1994-1995 гг., 1996-1997 гг., 1998-1999 гг., 2000-2001 гг., 2003-2005 гг. В настоящий момент действует программа, включающая меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике государства.
Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства путем использования различных механизмов.
Таким образом, для развития
предпринимательства
В российских условиях на
федеральном уровне проводиться
политика, которая похожа на западные
аналоги – минимальное
Организационную основу управления малого предпринимательства составил Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. Он является важным элементом правовой среды малого бизнеса, который сильно зависит от государства.
В законе перечислены направления, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства:
1. формирование инфраструктуры его поддержки и развития;
2.создание льготных
условий использования
3. установление упрощенного
порядка регистрации субъектов
малого предпринимательства,
4. поддержка внешнеэкономической
деятельности субъектов малого
предпринимательства, включая
5. организация подготовки,
переподготовки и повышения
В Законе раскрывается содержание
основного инструмента государс
Действующие законодательные и нормативные акты устанавливают комплекс гарантий, стимулов и льгот для малого бизнеса в области налогообложения, ускоренной амортизации, кредитования, страхования и некоторых других сферах.
Наконец, еще одно важное
направление - производственно-
3. Эффективность государственного управления в области
малого предпринимательства
3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства
Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.
Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Одной из причин того, что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику.
Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.
Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка.
Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства. Рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения.
Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка.
Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.
Эти недостатки говорят о том, что в России необходима стройная система мер общественной и государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.
3.2. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом
Для того чтобы не допустить
развитие и закрепление дисфункциональны
- морально-нравственной легитимации предпринимательства и частной собственности;
- согласования формальных и неформальных экономических институтов и механизмов;
- легитимации частной
собственности и отделения
- создания механизмов институционализации и эффективного функционирования сложно структурных форм частной собственности (таких, как акционерные общества);
- создания институтов корпоративного управления;
- создания эффективного института банкротства.
Информация о работе Система государственного и муниципального управления