Система хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях учреждения культуры всё более зависят от экономических аспектов. Это продиктовано Рыночными условиями, в которых она поставлена на ближайшую перспективу. Сегодня вряд ли уместно рассчитывать получение недостающих на первоочередные нужды развития культуры финансовых вливаний.

Содержание работы

Введение ___________________________________________________
Глава 1. Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства
§ 1.1. Система финансирования в сфере культуры и искусства ______
§ 1.2. Отношение собственности в сфере культуры и искусства _____
Глава 2. Система хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры
§ 2.1. Структура хозяйствующих субъектов в сфере культуры и искусства ___________________________________
§ 2.2. Система финансирования учреждений культуры и искусства
Заключение __________________________________________________
Список литературы __________________________________________

Файлы: 1 файл

менеджмент курсовая.docx

— 114.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Отношение собственности в сфере культуры и искусства.

Отношения собственности формируются под влиянием господствующих экономических отношений и социально-экономических условий жизни. Это общая теоретическая предпосылка определенным образом модифицируется в сфере культуры, которая является, во-первых, сферой общественного сознания и, во-вторых, совокупностью отраслей, учреждений, организаций, видов деятельности, хозяйствующих субъектов и т.д. Кроме того, в сфере культуры имеется большой объем невещественных факторов и результатов производства, что определяет существования особого рода неимущественных отношений собственности, нехарактерных для большинства отраслей хозяйства. Собственность на результаты культурной деятельности принадлежит создателю, по крайней мере, там, где действует авторское право, режим ее реализации может быть отличным от господствующего права собственности, сложившегося в обществе. Рыночные отношения в России обусловили появления разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. Среди них наиболее важными представляются следующие:

а) отношение общества к сфере культуры, которое может выступать в форме государственной культурной политики;

б) необходимость развития культуры отдельных народностей, наций, определяющей их самобытность и самостоятельность в многонациональной стране;

в) претензии различных классов, групп населения, религиозных, общественных организаций и движений, политических партий (филателия, нумизматика, хоровое пение и т.д.), а также отдельных граждан (по отношению к объектам культуры и их результатам);

г) проявление права собственности на объекты культуры со стороны федеральных, региональных (субъектов Федерации) и местных (муниципальных) органов власти;

д) интерес со стороны коммерческих структур и капитала вообще к культуре как к сфере бизнеса.

Выделенные пласты интересов, выступающих персонифицировано или анонимно, являются абстрактными, которые в реальной действительности переплетены, дополняют друг друга, вступают во взаимные противоречия.

Такая классификация позволяет также судить об определенном сочетании как экономических интересов, связанных с определенной выгодой, так и неэкономических. Особенностью сферы культуры является расхождение (несовпадение) формальных и реальных отношений собственности. Последние могут быть скрыты под личиной различного рода пожертвований, общественных акций и выступать в виде одной, обозначенной в уставе форме собственности.  Если проанализировать результаты культурной деятельности организаций только с двух позиций: их социальной значимости и коммерческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере культуры будет следующей. Первую группу составят организации государственной (федеральной, субъектов Федерации, муниципальной) и ведомственной собственности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цирки, объекты культурно наследия (памятники архитектуры, архивы и т.д.), также средства массовой информации, проводящие политику государства. Вторую группу образуют организации и виды культурной деятельности, которые отражают идеологию определенных групп, партий, религиозных и иных объединений граждан, ассоциаций и т.п., а также являются их собственностью. В третью группу войдут организации культуры и виды культурной деятельности - коммерчески привлекательные. Они составят частную, а иногда и смешанную формы собственности. В зависимости от конкретной ситуации к ним будут относиться центры досуга, галереи, издательская деятельность, книгопечатание, средства массовой информации, аудиовизуальная сфера и некоторые другие. Впрочем, такая классификация не является универсальной. Соотношение форм собственности в сфере культуры разных стран характеризуется преимущественно частными видами (США, Англия), взвешенной структурой собственности в Европе и преобладанием государственной собственности в странах, тяготеющих к нерыночным формам хозяйствования. Дореволюционная Россия была примером сочетания разнообразных по формам собственности организаций культуры. К некоммерческим учреждениям культуры относились государственные (казенные), в том числе императорские театры, городские и земские культурные учреждения. Источниками их финансирования являлись бюджетные средства, поступления от населения и пожертвования. Другую группу составляли частные учреждения культуры, финансируемые за счет сборов, пожертвований, средств учредителей, паевых взносов и т.д. К ним относились частные театры, цирки, антрепризы, кинофабрики и кинотеатры, товарищества актеров, существовавшие либо на паевых, либо артельных взносах, а также общества, организующие культурные мероприятия на коммерческой основе. Главными направлениями формирования отношений собственности в сфере культуры и искусства в современной России являются: создание новых предприятий, в том числе путем выделения либо путем слияния нескольких существующих организаций; образование организаций культуры, видов культурной деятельности в рамках других юридических лиц (коммерческие предприятия, общественные образования).

 

Структура государственных учреждений по формам собственности

в 2010 году в % к итогу

 

Учреждения культуры

В том числе, из них

     
 

министерства культуры РФ

федеральных

муниципальных

ведомственных

 

Театры

96,4

12,3

87,7

4,6

Концертные организации и самостоятельные коллективы

98,4

11,4

88,6

1,6

Цирки

5,8

100

-

94,2

Парки культуры и отдыха

100

-

100

-

Музеи

-

12,5

87,5

-

Библиотеки

94

7,2

92,8

6

Клубы

93,7

-

100

6,3


 
 
 
 
 
 
           

 

Подавляющая часть учреждений культуры и искусства находится в собственности субъектов федерации и муниципалитетов, что соответствует характеру удовлетворяемых ими потребностей населения конкретных населенных пунктов, и может более полно учесть и реализовать эти потребности. Между тем проблемы деления государственной собственности на федеральную и региональную имеют значение не только с точки зрения формирования источников финансирования, что является предметом дискуссий при формировании федерального и регионального бюджетов, но и для организации эффективного управления учреждениями культуры. Тенденция увеличения сети учреждений регионального подчинения наблюдается в большинстве европейских стран. Некоторая часть учреждений культуры, так же как и в России, находится в этих странах в ведении отдельных ведомств (военные ведомства, министерства образования и т.д.). Создание новых организаций культуры в последние годы характерно в большей степени для частной собственности и в гораздо меньшей - для государственных органов и общественных организаций. Негосударственные организации культуры создаются как в коммерческом, так и некоммерческом секторах экономики. Среди них наиболее многочисленными являются культурно-досуговые центры для молодежи, концертно-развлекательные организации, антрепризы, галереи, издательства, средства массовой информации, производства изделий народного промысла, предприятия аудиовизуальной сферы, включая телевидение, радиовещание, кинематографию, производство аудиовизуальной продукции, а также ее материальных носителей (кассет) и технических средств воспроизведения (видеомагнитофонов, телевизоров, компакт-дисков и т.д.). Подавляющая доля частных предприятий сосредоточена в сфере инфраструктуры рынка культурных ценностей, ремонта и обслуживания оборудования, а также консалтинговой, менеджерской, продюсерской, аудиторской и других сферах деятельности. В сфере печатных средств массовой информации также наблюдается тенденция увеличения доли частных предприятий и предприятий общественных организаций. Так, из 12000 печатных изданий государству принадлежит 2140, или 18%. Однако около 80% типографий принадлежит государству. Таким образом, электронные и печатные средства массовой информации охвачены всеми формами собственности, включая иностранную собственность. Определенное распространение получили и смешанные формы собственности. Так, например, в телекомпании ОРТ, 51% акций которой принадлежит государству, 31% - консорциуму банков, 8% - Логовазу и 3% - Газпрому. В такой же форме собственности находится радиовещательная компания «Радио-1», «Маяк», в которых 51% акций также принадлежит государству. Среди крупнейших телевещательных коммерческих компаний следует отметить канал НТВ, 30% акций которого принадлежит самой компании, 60% - Мост-банку и остальные - учредителями (частным лицам). Крупным коммерческим каналом является и ТВ-6. Процесс формирования отношений собственности в сфере культуры не завершен и скорее находится на одной из первоначальных стадий. Исходя из отечественных и мировых тенденций, можно предположить, что картина собственности в этой сфере в ближайшее время будет меняться следующим образом. Стабильно государственной будет оставаться собственность на библиотеки, музеи, клубные учреждения (однако возможное развитие клубов по интересам может увеличить долю общественных образований), зоопарки, театрально-зрелищные, цирковые и концертные организации. Однако возможен некоторый рост частных организаций исполнительского искусства, в особенности в сфере шоу-бизнеса. В то же время по мере выхода страны из экономического кризиса и повышения уровня доходов населения, а также выхода из творческого и экономического кризиса кинематографии будет расти количество частных предприятий в сфере производства, проката, показа фильмов, в том числе за счет приватизации государственных объектов кинематографии. Аудиовизуальная сфера в целом, включая производство и распространение аудиовизуальной продукции и ее материальных носителей, технических средств воспроизведения, а также предприятия экранной культуры являются наиболее перспективными для внедрения частной собственности. Кроме того, в частной собственности будет находиться большинство инфраструктуры аудиовизуальной сферы и культуры в целом. Имеется в виду развитие деловых и сервисных, ремонтных и вспомогательных услуг и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Система финансирования  учреждений культуры и искусства . 

До сих пор финансирование организаций культуры осуществляется по принципу подчиненности - из бюджета того уровня, в чьем ведении она находится. Однако тех мизерных ресурсов, которыми обеспечивает «свои» организации культуры ведомственные органы, катастрофически не хватает. Доступность большинства услуг культуры достигается за счет того, что федеральный, либо региональный бюджеты выделяют средства, компенсирующие разницу между затратами на оказание услуг и выручкой. Согласно законодательству о культуре цены и тарифы на платные услуги, билеты организации культуры обязаны устанавливать сами. Тем не менее, при проведении платных услуг организации обязаны предоставлять льготы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учащихся и инвалидов, а также для других льготных категорий населения. С начала проведения реформ, в условиях либерализации цен и сокращения бюджетного финансирования, все объекты культуры города Тюмени, впрочем, как и в других городах, были поставлены в очень жесткие условия. Часть учреждений культуры, такие как ТОДКиИ «Геолог», ТДК «Строитель», Дом национальных культур, музей изобразительных искусств», были вынуждены расширить сферу платных услуг, причем за счет услуг, ранее предоставляемых бесплатно; а также повысить цены. Перспективным источником пополнения бюджета учреждений культуры стали народные промыслы. Поступающие средства становятся источником расширения производства. Вообще целесообразно ориентироваться на совместное финансирование организаций культуры или проектов в области развития культуры из бюджетов различных уровней с привлечением средств других заинтересованных юридических и физических лиц. И такое право предоставлено Законом Российской Федерации «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов». В сложившихся условиях ни одно учреждение культуры не откажется от дополнительных финансовых источников и не согласится вернуться на «чистый бюджет». Сложность заключается в том, как зарабатывать деньги, оставаясь в сфере культурной деятельности. Как справляются с решением данной задачи учреждения культуры мы попытаемся проследить на примере одного из учреждений культуры города  -« областной музей изобразительных искусств». Для этого нам потребуется дать характеристику финансовой деятельности данного учреждения. Нами были рассмотрены устав организации, сметы доходов и расходов ТМИИ на 2010 год /бюджетные и внебюджетные средства/, бухгалтерский баланс за 2010 г. /форма по ОКУД № 1/, пояснительная записка к балансу, отчеты об исполнении сметы на 2010 год.

Государственное учреждение культуры « Областной музей изобразительных искусств» (далее - ТМИИ) было основано на базе Областной картинной галереи и находится в ведении Комитета по культуре Администрации области. Целью деятельности ТМИИ является комплектование и хранение предметов искусства, а также пропаганда классического и современного искусства в целях эстетического воспитания подрастающего поколения и потребностей широких масс. Музей осуществляет следующие виды деятельности: собрание и научное комплектование предметов изобразительного искусства; научная обработка и хранение художественных произведений; пропаганда классического и современного, народного и других видов искусства путем экспозиционной, лекционной и экскурсионной деятельности; на договорной основе ТМИИ осуществляет консультационные виды деятельности для предприятий, организаций, учреждений и граждан. Для обеспечения уставной деятельности организациям культуры от учредителей (в нашем случае - Департамент имущественных отношений Администрации области и Комитет по культуре Администрации области) передается имущество (здание, имущественные комплексы) на праве оперативного управления. Учреждения культуры распоряжаются также имуществом, переданным ему в форме дара, пожертвования или по завещанию и приобретенным за счет средств, выделенных учредителем (кроме имущества, приобретенного за счет собственных доходов). На правах оперативного управления учреждению культуры передаются также музейные, архивные и библиотечные фонды, сохранность которых организация культуры обязана обеспечить. Финансовые ресурсы ТМИИ представляют собой денежные средства музея - бюджетные и внебюджетные поступления; а бюджет объединяет все доходы и расходы. Источниками финансирования являются: - бюджетные и внебюджетные средства; - целевые ассигнования из бюджетов на капитальный ремонт, реставрацию, приобретение технических средств и оборудования, экспонатов; - доходы от реализации платных услуг, продукции, работ, а также других видов деятельности, в том числе за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; - безвозмездные благотворительные пожертвования, дары юридических и физических лиц, субсидии; - другие доходы и поступления от собственной деятельности; - иные источники поступления средств в соответствии с законодательством РФ. При этом предпринимательская деятельность, ее виды и формы определяются уставом и могут осуществляться лишь в той мере, в какой достигается уставная цель. Бюджетные ассигнования должны обеспечить: - штатное финансирование и оплату труда работников; - содержание здания; - расходы на коммунальные услуги; - освещение; - оборудование; - транспорт; - комплектование музейных фондов, библиотечных фондов; - материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов, оснащение учреждения культуры современными техническими средствами; проведение капитального ремонта; - реставрацию памятников истории культуры и архитектуры, переданных в пользование данной организации культуры. В результате становления рынка в России выявилось, что каждая отрасль стремится создать для себя финансовую инфраструктуру. В сфере культуры, благодаря именно ее финансовой слабости, такая инфраструктура особенно необходима. Будучи развитой, она обеспечивает развертывание многоканальных систем финансирования, единую увязку интересов пользователя, поставщика, банка учреждений культуры. В статье 18 Федерального закона РФ «Об основах бюджетных прав…» исполнительные и представительные органы власти получили право в пределах своей компетенции объединять на договорной основе средства своих бюджетов со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов непроизводственного назначения. Однако ТМИИ, являясь государственным учреждением культуры, пока не может воспользоваться этим правом, так как областной бюджет - единственный источник финансирования. Фактическое финансирование ТМИИ из бюджета в 2010 году составило 7 750 000 рублей, то есть 100 % финансирование за счет областного бюджета в смете доходов и расходов на 2010 г. Доходы, полученные учреждением культуры от платных форм культурной деятельности (сборы от продажи билетов, доходы от печатной продукции, деятельности студий, клубов по интересам и т.д.), включаются в общий доход и распределяются аналогично бюджетным ассигнованиям. К внебюджетным источникам финансирования ТМИИ можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, которые в 2010 году составили 567 757 рублей (в относительном выражении - 7 % от общей суммы доходов за 2010 г.). Из них:

 

Наименование услуг, работ

Сумма, руб.

Услуги копировального центра

823

Экспертиза научной, художественной ценности предметов искусства

1 721

Услуги библиотеки

725

Детская изостудия

6 500

Посещение экспозиций (входные билеты)

223 119

Организация лекториев

193 093

Экспонирование

137 900

Реализация литературы

3 876

ИТОГО /доходы от внебюджетных источников/

567 757


 
 
 
 
 
 
 
 
 
     

Целевые средства и безвозмездные поступления за 2010 год составили сумму в размере 230 078 рублей (в относительном выражении - 3 % от общей суммы доходов за 2010 г.), в том числе:

Источник и объект финансирования / целевые средства и безвозмездные поступления/

Сумма, руб.

Комитет по культуре Администрации области - закуп фондов /предметов изобразительного искусства/

70 000

Депутат областной Думы Черепанов А.К. - оплата за световое оборудование

100 000

ОАО «Трест «Связьстрой - 5» - оплата за световое оборудование

60 078

ИТОГО /целевое и безвозмездное финансирование/

230 078


 

 

За 2010 год фактические расходы по бюджетным ассигнованиям составили 6 909 860 рублей; экономия составляет 840 140 рублей. Кассовое исполнение - 100 %. Плановые показатели по фонду оплаты труда (код по КЭСР - 110100) составили 2 104 000 рублей, фактические расходы - 2 094 119 рублей. Экономия составила 9 881 рубль /так как перечислена в январе 2010 года задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2009 год/;

По начислениям на фонд оплаты труда (код по КЭСР - 110200) возник перерасход в сумме 3 246 рублей /задолженность на 1-ое января 2010 года перед Фондом социального страхования/;

Информация о работе Система хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры