Система хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях учреждения культуры всё более зависят от экономических аспектов. Это продиктовано Рыночными условиями, в которых она поставлена на ближайшую перспективу. Сегодня вряд ли уместно рассчитывать получение недостающих на первоочередные нужды развития культуры финансовых вливаний.

Содержание работы

Введение ___________________________________________________
Глава 1. Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства
§ 1.1. Система финансирования в сфере культуры и искусства ______
§ 1.2. Отношение собственности в сфере культуры и искусства _____
Глава 2. Система хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры
§ 2.1. Структура хозяйствующих субъектов в сфере культуры и искусства ___________________________________
§ 2.2. Система финансирования учреждений культуры и искусства
Заключение __________________________________________________
Список литературы __________________________________________

Файлы: 1 файл

менеджмент курсовая.docx

— 114.09 Кб (Скачать файл)

Экономия по статье «Оплата отопления и технологических нужд» (код по КЭСР - 110721) составила 10 972 рубля за счет того, что был установлен теплосчетчик, и оплата за теплоэнергию производилась по факту, что снизило расходы;

По статьям «Оплата горюче-смазочных материалов» (код по КЭСР - 110340) перерасход в сумме 2 295 рублей, «Оплата потребления электрической энергии» (код по КЭСР - 110730) перерасход - 1 191 рубль, «Оплата водоснабжения помещений» (код по КЭСР - 110740) - 3 060 рублей; перерасход по данным статьям возник в связи с тем, что не хватило лимита 2009 года;

Расходы на статью «Оплата содержания помещений» (код по КЭСР - 110710) - 10 000 рублей;

Расходы на статью «Расходы на командировки и служебные разъезды» (код по КЭСР - 110400) - 35 000 рублей;

Расходы по статье «Прочие трансферты населению» (код по КЭСР - 130330) составили 238 000 рублей (100 % - ное финансирование);

Плановые показатели по статье «Оплата услуг связи» (код по КЭСР - 110600) - 79 000 рублей. Фактические расходы по данной статье составили 69 454 рублей. Экономия - 9 546 рублей / не проведены расходы за декабрь 2010 года/;

По статье «Транспортные расходы» (код по КЭСР - 110500) возник перерасход в сумме 6 918 рублей /из-за списания услуг за 2009 год/;

По статье «Оплата текущего ремонта зданий и сооружений» (код по КЭСР - 111030) - экономия 60 000 рублей в связи с тем, что не были проведены расходы за ремонт отопительной системы;

По статье «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» - (код по КЭСР - 110350) перерасход в сумме 27 926 рублей, за счет того, что были списаны стройматериалы на текущий ремонт помещений в здании музея в 2010 году;

По статье «Прочие текущие расходы» (код по КЭСР - 111040) - экономия 214 911 рублей / так как была погашена задолженность ОВО при УВД за услуги охраны за 2009 год, а также не проведены расходы по мероприятию «Урал -2009» в сумме 65 000 рублей/;

По статье «Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений» (код по КЭСР - 240120) возникла экономия в сумме 570 466 рублей / в связи с тем, что не в полном объеме была выполнена поставка мобильного выставочного оборудования и приборов температурно-влажностного режима/.

Анализ по кодам экономической классификации показывает, что в 2010 году в ТМИИ допущен перерасход по некоторым кодам по КЭСР в сумме 884 776 рублей.

По внебюджетным источникам за 2010 год фактические расходы составили 648 057 рублей, доходы - 567 758 рублей; превышение расходов над доходами - 80 299 рублей. Доходы от предпринимательской деятельности израсходованы на хозяйственные нужды учреждения, так как бюджетных ассигнований определенно не хватает.

По состоянию на 01.01.2011 года дебиторская задолженность по счету 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» - в сумме 1 569 900 рублей и по счету 153 «Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги» - в сумме 375 424 рублей. За 2010 год возникшая задолженность ко взысканию реальна. По бюджету задолженность в сумме 798 423 рубля, из них 579 466 рублей - недопоставка мобильного выставочного оборудования и приборов температурно-влажностного режима, 72 100 рублей - оплата по проведению мероприятий, 60 000 рублей - оплата «СМП-231» за ремонт теплосистемы.

По внебюджету задолженность составляет 1 166 901 рубль, из них 1 114 851 рублей - задолженность прошлых лет. Возникшая задолженность по Институту Репина в сумме 33 800 рублей появилась в результате перечисления средств за обучение студентов заочного отделения согласно договорам. Эти средства будут возмещены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Кредиторская задолженность по бюджету составляет 3 363 рубля, по внебюджету - 273 417 рублей, в том числе задолженность прошлых лет 201 600 рублей.

В 2010 году с октября увеличилась оплата труда сотрудников ТМИИ на 33 %, в то же время произошло сокращение численности работающих на 40 единиц с уменьшением фонда оплаты труда на 2011 год. Поэтому увеличение заработной платы сотрудники не ощутили, так как раньше эти вакансии распределялись между ними на доплаты. На основании данных фактов можно сделать вывод, что бюджетного финансирования явно недостаточно, а оплата услуг непосредственными потребителями, как правило, не возмещает всех расходов. Об оценке эффективности использования финансовых средств ТМИИ судить рано. Музей пытается использовать их как можно эффективнее (например, был установлен теплосчетчик), однако в данное время расходы превышают доходы и финансовых средств не хватает. В связи с этим хочется порекомендовать руководству ТМИИ шире использовать предпринимательскую деятельности на примере Государственной Третьяковской картинной галереи внедрить инфраструктуру: открыть кафе и ресторан; производить и реализовывать сувениры (брелки с символикой музея, закладки, открытки, платки и пазлы с изображением знаменитых картин и многое другое); предлагать услуги аудиогида; открыть видеопрокат фильмов о художниках и их творчестве; создать антикварную лавку; и др. Главная проблема существования социально - культурной сферы - недостаточное бюджетное финансирование. Источников финансирование достаточно. Тем не менее, в настоящее время получили начальное развитие лишь предпринимательская деятельность и спонсорство. Для того чтобы проследить динамику финансирования за некоторый период, допустим, с 2005 года по 2010 год, рассмотрим основные финансовые показатели за данный период (приложение 1, таблица 1). К ним мы отнесем размер утвержденного финансирования из областного бюджета, в том числе на заработную плату; фактическое финансирование, в том числе на заработную плату; среднегодовую численность персонала; долю бюджетного финансирования по отношению к смете доходов и расходов /то есть относительный показатель исполнения финансирования со стороны бюджета/; фактическую величину израсходованных средств организацией; сумму доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности. В нашем исследовании мы не будем учитывать влияние макроэкономических факторов, таких как уровень инфляции, изменение ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, изменения курса рубля по отношению к доллару США (то есть динамику рыночной стоимости рубля) и многое другое. Тем не менее, нами будет учтена динамика размера оплаты труда (приложение 2. Справка о динамике минимального размера оплаты труда /по состоянию на 15 ноября 2010 года/). Из нее мы видим, что за исследуемый период (с 2005 года) минимальный размер оплаты труда менялся 6 раз. За тот же период заработная плата работникам бюджетной сферы пересматривалась два раза в сторону увеличения (с 1 декабря 2008 г. и 1 октября 2010 г.). Эти факты нужно знать, чтобы адекватно оценить увеличение финансирования на заработную плату на 33 % с 1 декабря 2008 года и с 1 октября 2010 года. Итак, проанализируем данные. Численность персонала в ТМИИ можно назвать стабильной - среднегодовое -71 человек. Увеличение ассигнований на заработную плату происходило на законодательном уровне. Если просмотреть структуру расходов, то в основном они направлены на оплату коммунальных услуг, заработную плату и основную деятельность (текущие затраты). Финансирование на капитальный ремонт и приобретение оборудования и фондов ущемлено: выделяются незначительные суммы, которые хватает лишь на «латание расползшихся дыр». С 2008 года бюджет выполняет полностью свои обязательства по исполнению финансирования. Можно отметить увеличение доходов, полученных от предпринимательской деятельности. ТМИИ начинает зарабатывать, однако это увеличение связано не с ростом ассортимента, а с повышением цен и тарифов на работы, услуги. Смета доходов и расходов на 2004 год утверждена на меньшую сумму, чем в предыдущем году, что связана с государственной политикой оптимизации бюджетных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование эффективности предпринимательской деятельности учреждений культуры.

3.1 Предложения по совершенствованию  эффективности учреждений культуры

Рост экономических показателей не является самоцелью для учреждений культуры. Существенная часть возложенных на них функций должна быть обеспечена стабильным бюджетным финансированием. Но при этом степень необходимой бюджетной поддержки может быть различна у разных типов учреждений. Многие из них в состоянии привлекать и зарабатывать значительные средства для своего развития. Эту работу необходимо совершенствовать и расширять.  Задачи, в рамках данного направления: - повышение уровня доходов работников культуры; - создание условий для карьерного и профессионального роста в сфере культуры; - укрепление связей и расширение взаимодействия между организациями культуры и образовательными учреждениями, формирующими управленческие кадры для сферы культуры; - внедрение передового европейского и мирового опыта управления культурными процессами; - формирование современной системы повышения квалификации работников культуры; - повышение доходов учреждений культуры от предоставления платных и дополнительных услуг;  - привлечение в сферу культуры негосударственных источников финансирования: средств инвесторов, предпринимателей, благотворительных фондов и физических лиц. Стоит отметить, что одним из средств, повышающих эффективность предоставления культурных услуг, позволяющих спрогнозировать ожидаемые и оценить достигнутые результаты, является внедрение на всех уровнях системы показателей эффективности. Предлагается использовать следующие показатели эффективности развития предпринимательской деятельности в сфере культуры: востребованность; доступность; статусность; динамизм;  устойчивость;  эффективность. Соответствующие этим ориентирам задачи формулируются следующим образом: 1. Повышение внимания к интересам населения в процессе формирования и предоставления услуг в сфере культуры. 2. Повышение доступности культурных услуг для всех категорий и групп населения Горнозаводского района Пермского края. 3. Повышение престижа культуры и культурной деятельности. 4. Поддержка многообразия и богатства творческих процессов в пространстве культуры Горнозаводского района Пермского края. 5. Сохᴘаʜᴇние уникальных ресурсов культуры Горнозаводского района Пермского края и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт.  6. Повышение эффективности управления процессами в сфере культуры. С учетом поставленных задач предлагаются следующие основные направления развития культурной сферы 1. Модернизация услуг в сфере культуры в интересах всех групп и слоев населения района. 2. Повышение образовательной роли культуры.  3. Обеспечение доступности культурных услуг и творческой деятельности для лиц с ограниченными физическими возможностями и малообеспеченных слоев населения. 4. Совершенствование информационного пространства культуры  района.  5. Поддержка процессов, способствующих росту престижа культуры среди населения Горнозаводского района Пермского края, в Российской Федерации и за рубежом. 7. Содействие росту многообразия и богатства творческих процессов. 8. Сохᴘẚʜᴇние культурно-исторического наследия района поддержка устойчивого развития сферы культуры. 9. Совершенствование управления и финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры.  Перечень показателей эффективности представлен в приложении № 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Показатели эффективности

В качестве измеряемых показателей социальной эффективности учреждений культуры района представляется возможным использовать выводы по результатам исследований (предложения)  Изменение числа посетителей, участников по сравнению с прошлым годом в сторону увеличения;  Охват населения услугами учреждения, % участников, посетителей от общей численности жителей обслуживаемой территории; Коэффициент пополнения услуг, обновления репертуара; Число организационно-творческих мероприятий в год (выставки, лекции, экскурсии, тематические вечера) и их средняя посещаемость;  Доля мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп: детей, подростков, пенсионеров, в % от общего числа проводимых мероприятий. Показатели деятельности должны иметь числовое выражение и обосновываться как стратегическими целями, так и тактическими задачами, вытекающих из долгосрочных комплексных и целевых программ, а кроме того выражаться через достижение экономических и социальных результаᴛᴏʙ: Из экономических критериев должно следовать, сколько услуг предоставлено на рубль затрат; Из социальных критериев должна быть очевидна общественная значимость услуг (к примеру , динамика спроса, а кроме того их доступность) Сверстка частных показателей с учетом прогнозного действия факторов внешней и внутренней среды по степени их влияния (на базе использования методики SWOT-анализа) будет представлять собой «идеальную» модель развития. Совмещение результаᴛᴏʙ комплексного учета, результаᴛᴏʙ деятельности учреждений культуры с приростным и относительными показателями, а кроме того применение корреляционного и факторного методов позволят говорить о системном анализе эффективности деятельности учреждений культуры. На основании выше сказанного приходим к выводу, что системный подход к организации деятельности учреждения и разноаспектный мониторинг результаᴛᴏʙ работы обеспечивают функционирование организаций культуры в соответствии с требованиями современности.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В мире накоплен огромный арсенал инструментов финансовой поддержки отраслей культуры и искусства. Выбор видов, форм и методов государственного субсидирования, а также их сочетание зависит в целом от характера избранной модели государственного финансирования, а также от задачи текущей политики. Развитие многоканального государственного финансирования, партнерских межбюджетных и государственно-частных форм финансирования - лучший способ удовлетворения огромных и постоянно растущих потребностей сферы культуры и искусства в финансовых ресурсах, особенно в условиях хронического дефицита государственного бюджета. Успешность государственных мер ее поддержки во многом зависит от эффективности использования потенциала частного спонсорства и меценатства. В целом современное положение организаций культуры России можно охарактеризовать как кризисное. При всем кажущемся разнообразии каналов и источников финансирования можно говорить только о бюджетных ассигнованиях и налоговых льготах. Обеспечение более рационального использования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на финансирование организаций культуры, в частности, предполагает: объединение на договорной основе средств федерального, регионального, муниципального бюджетов для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов культуры, что может быть оформлено договором о совместном использовании и финансировании этих организаций с фиксацией доли каждого участника; освобождение организаций культуры от затрат, не связанных с осуществлением их культурной деятельности (арендной платы, расходов на содержание вневедомственной и пожарной охраны и т.д.); более широкое использование социально-творческого заказа как формы целевого финансирования организаций культуры. В целях законодательного закрепления приоритетности развития культуры, установления единого подхода к налоговому законодательству необходимо включить в Налоговый Кодекс РФ положение об освобождении некоммерческих организаций культуры и искусства (независимо от организационно-правовых форм собственности) от всех видов налогов и платежей в бюджет, как федеральных, так и местных. Для повышения эффективности расходования средств на развитие культуры нужно законодательно обеспечить прозрачность всех источников доходов организаций культуры и направлений их использования. В Законе должно быть прописана обязательная публикация органами управления, государственными и муниципальными организациями культуры отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, о проведении конкурсов. Также необходимо законодательно оформить порядок создания попечительских советов в государственных и муниципальных учреждений культуры, которые занимались бы общественным надзором за их финансово-хозяйственной деятельностью. На защиту выносятся следующие положения: со вступлением отрасли культуры в рыночные отношения первостепенную роль в управленческой и творческо-производственной деятельности играют экономические аспекты, в том числе методы управления; существует определенная нормативно-правовая база, позволяющая учреждениям культуры иметь финансовую самостоятельность; основным тормозом в совершенствовании культурно-досуговой деятельности является отсутствие организационно-правовых начал большинства учреждений культуры, нет Уставов или Положений, предусматривающих их юридическое лицо; нужна переподготовка кадров работников культуры в вопросах рыночной экономики; основным инструментом реализации государственной культурной политики являются федеральные программы, программы сохранения и развития культуры. Эффективность деятельности культурно-досуговых учреждений и организаций во многом зависит от того, на сколько они гоᴛᴏʙы действовать в современных экономических условиях, понять и определить свое место в обществе, найти своего потребителя. Это представляется возможным благодаря проектной деятельности, расширению перечня платных услуг, поиску дополнительных источников финансирования, внедрению комплексных методов оценки результаᴛᴏʙ деятельности. Социально-культурная деятельность в условиях предпринимательства по сути своей маркетинговая деятельность, связанная с более тонкой субстанцией, как искусство, творчество, традиции, увлечения, интересы, талант и т.д. И чем шире, так называемая клиентская база, в лице зрителей, слушателей, поклонников, волонтеров, участников художественно-творческих коллективов, тем больше вероятности, что не будет ᴨᴏᴛерян нравственный стержень общества, сохранится исконно народная культура, а современные направления в искусстве будут способствовать формированию общей культуры личности. Потребитель культурных услуг конкретно не дает для себя такой установки – он пришел отдохнуть, развлечься, получить удовольствие, показать себя, посмотреть на других. А вот государство должно быть озабочено тем, что общество должно «получить» полноценного гражданина (физически и нравственно здорового) и социально-ответственную личность, в этом заключается суть его заказа. Вот тут-то возникает противоречие: клиент (зритель, слушатель, участник кружка и т.д.) за услуги платит деньги, а государство не спешит это делать и делает вид, что свой заказ оплачивает. И чтобы не получить «нравственных уродов» в масштабе общества, нужно сделать доступными для всех, и в особенности для детей и молодежи, игры, книги, фильмы, спектакли, фото-кино-компьютерную технику, занятия в физкультурных и спортивных центрах, творческих коллективах. Воспитание, привитие навыков нравственности и культуры, и в семье, и в масштабах общества, дело затратное, материально невыгодное, да и результаты не сиюминутные. Не смотря на старания энтузиасᴛᴏʙ – работников культуры и искусства, до настоящей эффективности социально-культурной деятельности, результат которой может измеряться только духовно-нравственным состоянием общества, еще очень далеко. Предпринимательство можно рассматривать как вынужденную меру для поддержания материальной базы учреждения культуры, но никак не основным экономическим инструментом, способным содействовать совершенствованию социально-культурной деятельности. Зарабатывать от реализации досуговых услуг удается не всем учреждениям культуры, если учесть, что большая часть населения и в городах и, в особенности, в сельской местности не имеют работы, следовательно, и неплатежеспособны. Учреждения культуры, как и все бюджетные учреждения социальной сферы, сегодня на пороге автономизации в соответствии с Федеральным Законом от 03.11.2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», который предоставляет им полную свободу в формировании источников финансирования и их расходовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного исследования. СПб: ООО «Арт-студия», 2008г.

2. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учеб.-2-е изд., испр.-М.: Дело, 2000.-640с.

3.Гражданский кодекс РФ

4. Закон РФ Основы законодательства  РФ о культуре, 1992г.

5. Закон РФ «О некоммерческих  организациях» от 1996г. № 7 – ФЗ (в  редакции № 40 – ФЗ от 05.04.2010г.).

6. Журнал. Справочник руководителя  учреждения культуры, № 5, 2009.

7. Журнал. Справочник руководителя  учреждения культуры, № 2, 2010.

8. Киселева Т.Г. Основы  социально- культурной деятельности: учебное пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.- М., 2004.

9. Культурно - досуговая деятельность: учебное пособие /А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова.- М.: МГУКИ, 1998.

10. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально- культурной деятельности, СПб, 2000.

11. Новаторов В.Е. Маркетинг  социально-культурной сферы. Омск, Омич, 2002.

12. План счеᴛᴏʙ бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, -М,: ЭКСМО, 2009.

13. Первушина О.В. Социально- культурная деятельность (теоретические  основы)- Барнаул, 2008.

14. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты.- М.: ИНФРА-М, 2001.-448с.-(Серия «Высшее образование»).

15. Сафронов Н.А. Экономика  организации (предприятия): Учеб. для  ср. спец. Учеб. заведений.- Экономистъ, 2004.

16. Степанова Е.Е., Хмелевская  Н.В. Информационное обеспечение  управленческой деятельности: Учебное  пособие,-М, Форум, ИНФРА-М. 2004.

17. Колосова.Т.В. Менеджмент в социально-культурной сфере.Учебное пособие.Орел,ОГИИК,2002,-240с.

18. Современные технологии  социально- культурной деятельности: учебное пособие / под ред. Е.И. Григорьевой.- Тамбов, 2002.- 504с.

19. ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

20. ФЗ «Об автономных  учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

21. Экономика культуры: Учебное  пособие / под ред. А.Я.Рубинштейна. Слово, М, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1. Финансовые показатели ТМИИ за период с 2005 года по 2010 год

 

Период, год

Утверждено финансирование, руб.

В том числе утверждено на заработную плату, руб.

Профинансировано фактически, руб.

В том числе профинансировано на заработную плату руб.

Численность персонала, человек

Доля бюджетного финансирования по отношению к смете доходов и расходов, %

Израсходовано фактически, руб.

Доходы от предпринимательской деятельности, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1998

1 945 000

606 000

1 020 736

583 020

77

52,48

1 020 736

170 778

1999

1 936 000

638 000

1 766 910

563 831

71

91,27

1 766 910

83 333

2000

4 844 500

830 600

4 563 059

863 584

71

94,19

3 383 160

247 287

2001

2 902 000

1 228 000

3 166 710

1 268 870 Перерасход вследствие увеличения оплаты труда работникам бюджетных организаций с 1 декабря 2001 года.

71

109,12 Дополнительное финансирование  объясняется целевыми бюджетными  ассигнованиями на капитальный  ремонт здания ТМИИ.

3 471 378

257 157

2002

5 304 500

2 010 000

5 318 100

2 017 237

81

100,26

5 296 100

355 185

2003

7 750 000

2 104 000

7 750 000

2 094 119

72

100

6 909 860

567 757

2004

6 420 000

1 950 000

           
                 

                 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Информация о работе Система хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры