Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование материального стимулирования труда. Данная цель обуславливает решение следующих аспектов:
• рассмотрение механизма формирования системы экономического стимулирования;
• рассмотрение принципов эффективного стимулирования труда;
• рассмотрение основных видов оплаты труда;
• рассмотрение проблемы адекватности вознаграждения за труд.
Глава 2. Анализ системы материального стимулирования труда рабочих
2.1. Разработка
системы материального
В современных условиях
формирование и сохранение персонала,
обладающего высоким
С точки зрения большинства руководителей предприятий, основной составляющей повышении заинтересованности персонала в эффективной работе является размер заработной платы. Однако следует отметить, что система оплаты труда и стимулирования персонала на предприятиях существенно отличается. Так, наблюдается значительная разница в размерах минимальной заработной платы по предприятиям в целом, а также имеют место значительные различия в оплате труда разных групп персонала.
Отчасти указанные различия
обусловлены размерами организа
Следовательно, можно предположить, что усиление влияния субъективных факторов при формировании систем оплаты труда может привести к текучести кадров, способствовать ухудшению социально-психологического климата в организации, служить источником слухов, сплетен, нездоровых настроений.
На текучесть кадров влияет не столько размер заработной платы, сколько чувство социальной справедливости, связанное с организацией оплаты труда. Поэтому максимальная текучесть кадров наблюдается там, где применяется сверхиндивидуальный подход к оплате труда, вплоть до того, что сотрудники одного уровня и одного отдела получают разную заработную плату, а также там, где система оплаты труда «непрозрачная», то есть от работников скрывается схема оплаты труда, что порождает нездоровые настроения в коллективе.
В настоящее время система стимулирования работников включает долгосрочные и краткосрочные выплаты, предусмотренные с одной стороны, законодательством о труде, а с другой - спецификой и возможностями компании. Как правило, персоналу коммерческих организаций чаще всего предоставляются следующие виды льгот:
Формирование системы стимулирования персонала должно подчиняться определённой методике, которая может быть разработана индивидуально для каждого предприятия. В каждой такой методике должны присутствовать следующие мероприятия, последовательность выполнения которых желательно соблюдать:
2.2. Эффективность системы стимулирования
Разработка эффективной системы стимулирования персонала организации - процесс довольно сложный, ведь в результате её формирования должен быть выработан комплекс мероприятий, повышающий заинтересованность персонала в скорейшем достижении наилучшего для предприятия результатов.
Следует отметить, что для того чтобы система стимулирования была эффективной, должны выполнятся следующие принципы:
Первый принцип: соответствие целей системы оплаты и мотивации целям предприятия.
Один из критериев
эффективности системы
Второй принцип: учёт факторов мотивации, ожиданий и потребностей персонала.
Большинство авторов теорий мотивации приходят к выводу, что мотивирующие факторы, потребности и ожидания существуют параллельно; они не вступают в противоречие, а взаимно дополняют друг друга. Руководителю в первую очередь необходимо провести анализ мотивационных факторов, Потребностей сотрудников, а затем учесть их при разработке системы оплаты труда и мотивации, в том числе при создании её немонетарной составляющей.
Третий принцип: устранение демотивирующих факторов.
Необходимо выявить демотивирующие фактора, такие как уравниловка, отсутствие зависимости вознаграждения от индивидуального вклада работника и другие. Все они снижают уровень мотивации сотрудника.
Четвертый принцип: прозрачность и понятность системы вознаграждения.
Система вознаграждения должна быть понятна сотруднику, то есть важно, чтобы он смог просчитать, какие усилия должен приложить для достижения данного результата и какое вознаграждение он за это получит. По теории ожиданий В. Врума, если его усилия будут соответствовать вознаграждению, такой сотрудник будет мотивирован на выполнение данной задачи или на достижение результата. Если же сотрудник не может посчитать, какое вознаграждение получит, поскольку расчёт вознаграждения очень сложен. Вряд ли он будет прилагать максимум усилий для выполнения стоящих перед ним целей и задач. Скорее всего, такой сотрудник будет работать на среднем уровне своих возможностей.
Хотя в наших российских компаниях всё ещё существуют ситуации, когда размер премирования зависит от субъективной оценки руководителя или его настроений
Пятый принцип: справедливость системы оплаты труда.
По теории справедливости Адама Смита вознаграждение должно быть справедливым. То есть недопустима ситуация, которая часто встречается в наших компаниях, когда вновь пришедшему сотруднику за выполнение тех же самых функции выплачивается большая зарплата. Если вознаграждение несправедливо. То возможными последствиями могут быть:
За больший вклад или большую ответственность и результативность должно, соответственно, выплачиваться и большее вознаграждение. Справедливость можно установить, если провести оценку должностей/рабочих мест и установить уровень зарплаты в соответствии с ценностью должности: чем она выше, тем выше постоянная часть зарплаты, а величина переменной части зарплаты зависит от результатов деятельности конкретного сотрудника.
Шестой принцип: вознаграждение как за индивидуальные, так и за коллективные результаты.
Система оплаты руда будет эффективна, если в ней учитывается как индивидуальный, так и коллективный результат деятельности сотрудников. То есть система вознаграждения должна включать в себя три составляющие:
Из теории менеджмента известно, что чем больше индивидуальная составляющая вознаграждения, тем меньше мотивация сотрудника на предоставление информации и передачу опыта своим коллегам, потому что у него возникает желание сохранить свой опыт и знания для получения наилучшего результата по сравнению с другими.
И ещё важное правило: чем ближе должность к позиции генерального директора по иерархии, тем больше должен быть процент коллективной составляющей, так как вклад в результаты деятельности компании становится выше.
Седьмой принцип: своевременность выплаты вознаграждения.
Должны быть установлены определённые и известные сроки выплаты как постоянной, так и переменной части зарплаты.
Задержка выплаты переменной части зарплаты приводит не только к снижению мотивацию сотрудника на достижение результатов на будущий период, но и вызывает демотивацию, раздражение, увольнение ценных сотрудников. По возможности нужно сократить время между результатом деятельности сотрудника и выплатой премиальной части зарплаты.
Восьмой принцип: комплексность системы мотивации, которая должна включать как материальное, так и нематериальное вознаграждение.
Система мотивации вряд
ли будет эффективной, если не выстроить
наряду с материальной системой оплаты
систему нематериального
Девятый принцип: мониторинг локального рынка зарплат.
Конкурентоспособность зарплат
Зарплата должна быть конкурентоспособной, иначе вероятно лишение в первую очередь ценных или дефицитных работников по данной профессии на вашем рынке труда. После получения информации необходимо привести зарплату к рыночному уровню.
Исходя из последних рекомендаций западных гуру менеджмента, имеет смысл провести ранжирование руководителей и сотрудников на категории. А, В, С:
А – выдающиеся руководители и профессионалы, добивающиеся высоких и рекордных результатов, так называемый человеческий капитал;
В – хорошие руководители и профессионалы, добивающиеся своих результатов (в пределах норм);
С – посредственные руководители и работники: они нерезультативны, и в оправдание этого у них всегда находится множество уважительных причин; это так называемые кадры.
Джек Уэлч, будучи главой компании General Electric, всегда присутствовал при оценке руководителей: «Этот парень – первоклассный игрок, надо повысить его в должности и дать ему возможность купить изрядное количество акций по льготной цене, а этот парень – сильный игрок «второго сорта», обладающий хорошим потенциалом, следует определить те качества, которые надо в нём развить, и приставить к нему коуча, этот парень – неудачник, неисправимый игрок «третьего сорта»; самое время от него избавится» .
Размер компенсации руководителей и сотрудников категории В должен быть приравнен к рыночному, а категории А – быть выше рыночного.
Десятый принцип: вовлечённость персонала в проведение изменений.
При изменениях в системе оплаты труда необходимо привлекать сотрудников к участию в проекте и проведению изменений. В таком случае можно использовать потенциал руководителей, можно учесть их предложения, что будет способствовать снижению сопротивления сотрудников проводимым изменениям.
Информация о работе Система экономического стимулирования труда рабочих на предприятии