Система страхования банковских вкладов в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Я выбрал эту тему не случайно, так как она стала очень актуальной в наши дни. Многие банки в связи с кризисом подвергаются реструктуризации или вовсе становятся банкротами, тысячи вкладчиков могут потерять свои вклады. Большая часть банков пытается застраховать вклады своих клиентов, что в свою очередь повышает популярность и надежность данных банков. Но если всё-таки банк становится банкротом, то многие вкладчики могут быть спокойны за свои вклады, так как банк взял на себя гарантию вернуть их деньги.
Целью данной курсовой работы является ознакомление с деятельностью банков столкнувшихся с выплатой по обязательствам перед вкладчиками.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Система страхования вкладов 4
1.1 Страховые взносы и средства фонда системы страхования вкладов 8
1.2Правовая основа формирования системы обязательного страхования вкладов 12
1.3 Порядок постановки банков на учет и снятие с учета в Ассоциации по страхованию вкладов 14
Глава 2. Мировой опыт и международное сотрудничество в области обязательного страхования вкладов 17
Глава 3. 21
Обобщенные данные об итогах проверок банков по вопросам выполнения требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц 21
в банках Российской Федерации» за 2011 год 21
3.1 Объем и структура обязательств банка перед вкладчиками 22
3.2 Своевременность и полнота уплаты банками страховых взносов 23
3.3 Ведение учета сведений о вкладчиках и обязательствах банка перед вкладчиками 24
3.4 Представление вкладчикам информации об участии банка в системе страхования вкладов 26
3.5 Способность банка подготовить реестр обязательств перед вкладчиками по установленной форме и в установленный срок 26
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

система страхования банковских вкладов в россии и за рубежом - копия.docx

— 61.09 Кб (Скачать файл)

10. Расчет  страховых взносов осуществляется  банками самостоятельно.

11. Уплата  страховых взносов производится  в течение 25 дней со дня окончания  расчетного периода путем перевода  денежных средств на счет Агентства  в Банке России, на котором  учитываются денежные средства  фонда обязательного страхования  вкладов. (в ред. Федерального  закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)

12. Обязанность  по уплате страховых взносов  считается исполненной банком  с момента списания денежных  средств с корреспондентского  счета банка в Банке России.

13. Сумма  излишне уплаченных страховых  взносов (пеней) за расчетный  период подлежит зачету в счет  погашения задолженности банка  по взносам (пеням) за другие расчетные периоды или в счет предстоящих платежей либо возврату в случае прекращения в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона обязанности банка уплачивать страховые взносы.  (часть тринадцатая в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 270-ФЗ)

14. Уплата  страховых взносов осуществляется  в валюте Российской Федерации.

15. Уплата  страховых взносов автоматически  приостанавливается банками с  расчетного периода, следующего  за расчетным периодом, в котором  сумма денежных средств фонда  обязательного страхования вкладов,  включая денежные средства, инвестированные  Агентством в порядке, установленном  настоящим Федеральным законом,  превысит 10 процентов общей суммы  вкладов в банках.

16. Уплата  страховых взносов автоматически  возобновляется банками с расчетного  периода, следующего за расчетным  периодом, в котором сумма денежных  средств фонда обязательного  страхования вкладов, включая  денежные средства, инвестированные  Агентством в порядке, установленном  настоящим Федеральным законом,  составит менее 10 процентов общей  суммы вкладов в банках.

 

1.2Правовая основа формирования системы обязательного страхования вкладов

 

Перечень нормативных актов  регулирующих систему обязательного страхования вкладов очень мал. Основной из них это Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003г. № 177-ФЗ. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

 

 

1.3 Порядок постановки банков на учет и снятие с учета в Ассоциации по страхованию вкладов

 

В главе II Постановления ГД ФС РФ от 09.04.2003 N 3802-III ГД "О ФЕДЕРАЛЬНОМ  ЗАКОНЕ "О ГАРАНТИРОВАНИИ ВКЛАДОВ  ГРАЖДАН В БАНКАХ" (ПРОЕКТ N 96700087-2) четко оговаривается порядок  постановки банка на учет и снятие банка с учета в Государственной  корпорации «Агентство по страхованию  вкладов».

Статья 8 Банк одновременно с подачей в Банк России документов на получение разрешения Банка России на привлечение денежных средств граждан во вклады обязан направить в Корпорацию заявление о постановке его на учет в Корпорации. К указанному заявлению прилагаются копии документов, направляемых в Банк России для получения указанного разрешения.

В течение  одного месяца со дня получения разрешения Банка России на привлечение денежных средств граждан во вклады банк обязан внести в Корпорацию вступительный  взнос в размере, установленном  настоящим Федеральным законом.

Банк России в течение трех дней со дня выдачи банку разрешения Банка России на привлечение денежных средств граждан  во вклады уведомляет Корпорацию о  выдаче банку такого разрешения с  указанием полного наименования банка, его места нахождения (почтового  адреса), даты государственной регистрации, а также номера лицензии на совершение банковских операций.

Корпорация  в течение трех дней со дня получения  вступительного взноса вносит банк в  реестр банков, состоящих на учете  в Корпорации, и выдает банку свидетельство  о его постановке на учет в Корпорации. Корпорация направляет официальное сообщение о постановке банка на учет в Корпорации для опубликования в "Российской газете" и "Вестнике Банка России" в течение семи дней со дня выдачи указанного свидетельства.

Корпорация  в установленном ею порядке ведет  реестр банков, состоящих на учете  в Корпорации. Корпорация направляет для опубликования в "Российской газете" и "Вестнике Банка России" следующую информацию:

ежегодно - о банках, состоящих на учете в Корпорации;

ежеквартально - об изменениях в составе  банков, состоящих на учете в Корпорации.

В случае неполучения Корпорацией  вступительного взноса банка в течение  одного месяца со дня получения уведомления  Банка России о выдаче банку разрешения Банка России на привлечение денежных средств граждан во вклады Корпорация уведомляет об этом Банк России для  принятия им соответствующего решения. Банк России в течение семи дней со дня получения уведомления  Корпорации отзывает у банка разрешение Банка России на привлечение денежных средств граждан во вклады.

В статье 14 данного Федерального закона также говорится и об обязанностях банков, стоящих на учете в Корпорации.

Банк, состоящий на учете в Корпорации, обязан:

информировать граждан, размещая объявления в доступных для ознакомления местах во всех помещениях, где производится обслуживание вкладчиков, в других доступных местах и отвечая на письменные и устные запросы клиентов с указанием телефона и адреса Корпорации, номера свидетельства о  постановке банка на учет в Корпорации и даты постановки на учет в Корпорации, о причинах и дате снятия банка  с учета в Корпорации, если такое имеет место, а также о предусмотренных настоящим Федеральным законом размерах и порядке выплаты возмещения по вкладам;

своевременно и полностью перечислять  Корпорации календарные взносы;

представлять в Корпорацию в  установленные сроки свою отчетность в соответствии с перечнем, согласованным  с Банком России и утвержденным Корпорацией, и информацию, необходимые для  осуществления ею функций, предусмотренных  настоящим Федеральным законом;

незамедлительно сообщать Корпорации о невозможности полного и  своевременного исполнения им обязательств по вкладам граждан;

выполнять требования Корпорации по устранению выявленных в его деятельности нарушений настоящего Федерального закона и иные решения Корпорации.

 

Из этой статьи следует, что банк, состоящий на учете в Корпорации, обязан: неисполнения требований настоящего Федерального закона или решений Корпорации, если в течение одного года к банку, состоящему на учете в Корпорации, неоднократно применялись меры, предусмотренные статьей 39 настоящего Федерального закона (Статья 39)В случае нарушения настоящего Федерального закона банком, состоящим на учете в Корпорации, Корпорация имеет право:

- направить в банк требование об устранении выявленных нарушений настоящего Федерального закона и (или) решений Корпорации;

- снять банк с учета в Корпорации.

 

 

Глава 2. Мировой опыт и международное сотрудничество в области обязательного страхования вкладов

 

В основе действия каждой системы  страхования вкладов лежит задача защиты интересов массового вкладчика, то есть неквалифицированных инвесторов, не имеющих необходимых знаний и  возможности для самостоятельной  оценки рисков при размещении средств. Реализация данной задачи осуществляется через гарантированную выплату  вкладчикам определенной денежной компенсации (страхового возмещения) при неплатежеспособности банка. Как свидетельствует опыт многих стран, наличие фондов страхования вкладов способствует устойчивости банковской системы и постоянному притоку вкладов в банки. При этом фонды страхования создаются за счет взносов самих банков. Риски возможных задержек в возврате депозитов раскладываются небольшими долями между всеми коммерческими банками.

Как показывает мировой опыт, образование  институтов гарантирования вкладов  сопровождается созданием специализированных институтов надзора, реструктуризации банковской системы, внутреннего и  внешнего аудита. Только тесная координация  работы этих институтов позволяет поддерживать стабильность банковской системы, обеспечивая  управление всеми стадиями развития банка.

Однако для обеспечения защиты вкладчиков недостаточно наличия лишь системы гарантирования вкладов. Ее необходимо дополнить эффективными механизмами надзора и контроля за банками со стороны государства. Гарантирование вкладов должно гармонично сочетаться с формированием адекватной инфраструктуры финансового рынка  и других рыночных институтов и государственным  регулированием деятельности банков. Только в этом случае возможно обеспечить социально и экономически оправданное поведение банков и иных кредитных организаций и проведение ими обоснованной и депозитной политики.

В современной банковской практике зарубежных стран применяются разнообразные  варианты защиты банковских вкладов. На выбор конкретного варианта системы  гарантирования вкладов влияют не только особенности исторического развития страны, но и специфика экономических  и политических проблем, которые  решаются в ней в момент создания системы.

В зарубежных странах применяют  различные системы страхования, различные ставки взносов в страховые  фонды и различные пределы  возмещения вкладов в случае банкротства  банков. За рубежом существует две  принципиальные модели страхования  вкладов: американская и германская. Старейшая, наиболее развитая и доказавшая свою эффективность система защиты вкладов - американская. Ведущую роль в этой модели играет государство, а  не банки. Федеральная корпорация страхования  депозитов (ФКСД), ориентированная как  раз на защиту интересов вкладчиков коммерческих банков, начала действовать  в США в 1934г. тогда же была создана  аналогичная структура, страхующая вклады в частных и кооперативных  сберегательных учреждениях. Федеральная  корпорация страхования депозитов  работает под контролем конгресса  и правительства США. Подконтрольные ей банки в управлении корпорацией  непосредственного участия не принимают. Страховой фонд, которым управляет  ФКСД, образуется из взносов банков. Поскольку страхование вкладов  обеспечивается «всем авторитетом  правительства Америки», при недостатке ресурсов в страховых фондах корпорации государство предоставляет необходимые  средства - до 3 млрд. долл. Страховым  случаем является банкротство банка  или его закрытие государственными контролирующими органами тогда  вкладчики получают из соответствующего фонда страховое возмещение в  установленных пределах. Причем страхование  охватывает как вклады граждан, так  и счета большинства юридических  лиц.

В системах страхования вкладов  в банках Канады и Великобритании использовано большинство тех принципов, которые лежат в основе деятельности ФКСД. Американский опыт был востребован  в Японии и ряде других стран.

Германская модель, напротив, предполагает, что государство практически  не участвует в системе гарантирования вкладов. Ведущая роль в защите вкладов  отводится «отраслевым» союзам, которые  соответственно объединяют коммерческие банки, сберегательные учреждения и  кооперативные кредитные учреждения. Эти союзы и управляют страховыми фондами, принадлежащими банкам-участникам системы. Германская модель менее формализована, чем американская. Установлены гибкие и довольно низкие ставки взносов  банков в страховые фонды. Однако банки принимают на себя обязательства  вносить дополнительные взносы, если в этом возникает необходимость. Государственное финансирование не предусмотрено. Много общего с этой моделью имеют системы защиты вкладов во Франции, Швейцарии, Нидерландах  и ряде других стран Западной Европы.

Практика применения всеобъемлющих  систем страхования депозитов населения  в странах бывшего социалистического  лагеря (Польше, Венгрии, Чехии и  др.) показывает, что это повлекло за собой значительный рост суммы  вкладов населения в банках и  увеличение сроков их хранения.

Несмотря на все многообразие форм и методов защиты банковских вкладов, применяемых в настоящее время, можно выделить некоторые общие  тенденции, характерные для существующих систем их гарантирования.

1. ужесточаются требования по  обязательному участию банков  в системе, что связано со  структурным сближением банков  и других финансовых учреждений  и стремлением создать единые  условия конкуренции для кредитных  учреждений разного типа.

2. правила деятельности системы  гарантирования вкладов все в  большей степени фиксируются  законодательно.

3. в большинстве стран установлена  верхняя граница компенсации,  выплачиваемой вкладчику; таким  образом, потери по крупным  вкладам покрываются лишь частично.

4. утвердился дифференцированный  подход к определению ставок  взносов в страховой фонд - участников  системы.

5. повышается роль государственных  органов в создании и деятельности  системы гарантирования вкладов

6. наблюдается постепенный отход от страховых принципов в пользу принципов гарантирования.

Мировая практика показывает, что  обязательное страхование вкладов  является весьма распространенным правовым институтом. По данным Международного валютного фонда, обязательное страхование  банковских вкладов предусмотрено  практически во всех европейских  странах, в США, Канаде, в 12 латиноамериканских, 10 африканских и 8 азиатских государствах, а всего приблизительно в 70 странах. Как показывает зарубежный опыт, абсолютные размеры выплат отличаются от страны к стране. Тем не менее, подходы, которые применяются в практике страхования депозитов для определения оптимального размера страхового возмещения, в целом схожи. В соответствии с международной практикой для эффективной работы систем защиты депозитов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1-2 долей ВВП на душу населения и корректировать по мере роста экономики и доходов населения. Результаты последнего исследования Всемирного Банка по вопросам страхования депозитов, свидетельствуют, что в большинстве стран (более чем в 70%), в которых созданы системы страхования вкладов, соотношение между установленным размером страхового возмещения и величиной валового внутреннего продукта на душу населения превышает 1 долю ВВП. При этом анализ тенденций изменения данного показателя свидетельствует о постепенном схождении его значений к 2 долям ВВП на душу населения.

Информация о работе Система страхования банковских вкладов в России и за рубежом