Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 07:08, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является исследование конкурентоспособности предприятия и выработка предложений по усилению конкурентной позиции ООО «Южно – Уральское книжное издательство».
Для реализации поставленной цели необходимо поставить и решить целый комплекс задач.
Среди них целесообразно выделить следующие:
– исследовать сущность понятия «конкурентоспособность предприятия»;
– изучить основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия;
Введение
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Общее понятие конкурентоспособности предприятия
1.2 Стратегии развития бизнеса
1.3 Общая теория управления и управление конкурентоспособностью
предприятия
1.4 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
2. Анализ уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
Краткая характеристика объекта исследования
Анализ стратегии и уровня конкурентоспособности торговой компании ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и основных конкурентов
Оценка существующей системы управления конкурентоспособностью на предприятии
3. План управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
Общий план управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
Организация маркетинговой службы на предприятии
Разработка рекламной кампании предприятия
3.4 Оценка эффективности проведения рекламных мероприятий
Заключение
Список литературы
Основными принципами оценки конкурентоспособности являются:
принцип интегральности, обеспечивающий
углубление и конкретизацию связей
между факторами конкурентоспос
принцип комплексности, предполагающий выявление различных составляющих качества товара и факторов, оказывающих на него влияние;
принцип диалектичности, подразумевающий рассмотрение совокупности факторов в развитии.
На основе этих принципов формулируются методические положения оценки конкурентоспособности, то есть совокупность утверждений (правил).
При выявленной проблеме конкурентоспособности ее решение и управленческое воздействие целесообразно осуществлять на основе маркетингового исследования, предполагающего изучение отношения покупателей к товарам анализируемого предприятия и его конкурентов, а также достоинств и недостатков внутренней среды фирмы; эффективности использования возможностей и избегания угроз ее внешнего окружения.
Оценка конкурентоспособности должна проводиться периодически, а не только при возникновении проблемкой ситуации. Это обусловлено тем, что принятие превентивных мер на основе выявления сигналов о потенциальном ухудшении конкурентоспособности более эффективно, чем попытка повысить реальную низкую конкурентоспособность.
Поскольку
торговые предприятия ориентированы
на определенные сегменты покупателей,
параметры
Поскольку
центральной фигурой рынка
В
современной научной и
маркетингу и менеджменту можно найти
разнообразные методики оценки
конкурентоспособности предприятия. Ниже
представлены наиболее распространённые
методы оценки конкурентоспособности
предприятия. Методы оценки конкурентоспособности
показаны на рисунке 1.
Дифференциальный метод основывается на сопоставлении параметров анализируемого предприятия с параметрами предприятия – лидера.
Рисунок 1 – Методы оценки конкурентоспособности
Критериями
(1)
где gj – показатель конкурентоспособности товара по i – тому параметру;
Рi – величина i – того параметра для анализируемой продукции;
- величина i – того параметра
при котором потребность
i – анализируемые параметры.
Оценка
конкурентоспособности
При выборе образца – конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый продукт были аналогичными по назначению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей. [18, с. 42]
Комплексный метод основывается на применении интегральных (групповых) показателей. Расчёт группового показателя производится по двум направлениям: расчёт показателя по техническим параметрам и расчёт показателя по экономическим параметрам.
Расчёт показателя по техническим параметрам производится по формуле:
<="" div="" height="38" width="126">
align="BOTTOM" border="0" /> (2)
где I техн – групповой показатель КС по техническим показателям;
n – число параметров
gi – показатель КС по i – тому техническому параметру;
Li – значимость для потребителя.
Расчёт показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
, (3)
где I техн – групповой показатель КС по экономическим показателям.
С, Собр. – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу. [17, с. 69].
Смешанный метод оценки конкурентоспособности позволяет выразить способность товара конкурировать в определённых условиях рынка через комплексный количественный показатель – коэффициент конкурентоспособности:
(4)
j = l; i = l.
где, n – Параметры по которым оценивается конкурентоспособность;
Lij – значимость для потребителя
i-ого параметра, для j-ого
PiJ – значение i-ого параметра, для j-ого вида продукта;
– идеальное значение i-ого параметра полностью удовлетворяющее потребность покупателя;
– показатель увеличения / снижения конкурентоспособности продукта. [19, с. 55].
Приведённые оценки позволяют охарактеризовать конкурентоспособность одного предприятия по отношению к другому. Сопоставление различной продукции ведётся по таблице сравнения параметров.
Недостатком приведённых методик является существенное различие в процедурах оценки конкурентоспособности для потребительских и маркетинговых характеристик предприятия. Учитывая, что управление конкурентоспособностью заключается в создании комплексной системы, которая включает в себя: управление на стадии производства, управление на стадии ценообразования, управление рекламной политикой и пред- и послепродажным обслуживанием, обобщённый товар может быть описан вектором своих потребительских и маркетинговых свойств. Векторное описание предполагает стандартность процедур оценки всех компонент вектора, таким образом, необходима такая процедура оценки конкурентоспособности предприятия, которая в рамках единого подхода позволила бы оценить влияние различных характеристик.
Исходя из вышеизложенного, можно предложить методику оценка конкурентоспособности. [20, с. 83–89] Она состоит из следующих 4 – этапов:
Определение критериев (требований) потребителей к предлагаемой продукции
Оценка ожидаемой
Оценка управления конкурентоспособностью относительно фирм – конкурентов
Выводы о реальной конкурентоспособности и определение точек приложения сил для её повышения.
Рассмотрим более подробно каждый из этих этапов.
Этап 1. Для определения критериев потребителей к продукции применяется методика Boston Consulting Group. [l, c. 73–89].
В соответствии с этой методикой составляется опросная анкета, которая представляется в виде формы, приводимой в таблице 3.
Таблица 4 – Форма опросной анкеты
для выявления критериев
№ п/п |
Название критерия |
Вес в баллах (1–5) |
В таблицу нужно записать критерии, которые могут быть важны для потребителей. Затем необходимо провести опрос среди потребителей: попросить их оценить вес (степень важности) каждого из указанных критериев по пятибалльной шкале и добавить в таблицу неучтённые критерии, так же с учётом их веса. Обработка определённого количества таких анкет – таблиц даст возможность выявить реальные критерии потребителей и расположить их в порядке убывания их веса, который рассчитывается как среднее арифметическое для собранного количества анкет.
Этап 2. Оценка ожидаемой
Таблица 5 – Оценка ожидаемой
№ п/п |
Название критерия |
Исследуемый товар |
Товар – аналог фирмы 1 |
Товар – аналог фирмы 2 |
… … |
Товар – аналог фирмы n | ||||
Экспертная оценка (1–10 баллов) |
Гр 3*гр 4 |
Экспертная оценка (1–10 баллов) |
Гр 3*гр 6 |
Экспертная оценка (1–10 баллов) |
Гр 3*гр 8 |
Экспертная оценка (1–10 баллов) |
Гр 3*гр К | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
К |
F | |
1 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
2 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
…. |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Итого |
|
|
|
|
В графе 5, для каждого критерия, записывается произведение его экспертной оценки на вес, т.е. произведение показателей граф 3 и 4. В графе 6 записываются экспертные оценки значений каждого критерия для товара первой конкурирующей фирмы. В графе 7, для каждого критерия, записывается произведение показателей граф 3 и 6. В графах 8 и 9 записываются показатели, аналогичные графам 6 и 7, и т.д. Далее рассчитываются суммарные показатели по всем внесённым в таблицу критериям для исследуемого предприятия и конкурирующих фирм (графы 5, 7, 9,…, f).
Этап 3. Оценка управления конкурентоспособностью относительно фирм – конкурентов. Для осуществления данной оценки нужно собрать информацию о фирмах – конкурентах и произвести оценку этой информации по пятибалльной шкале.
Очевидно, что точность такой оценки в значительной степени обусловлена полнотой и достоверностью собранной конкурентной информацией. Результаты оценки сводятся в таблицу 6.
Таблица 6 – Оценка управления конкурентоспособностью относительно фирм конкурентов
№ п/п |
Название фактора системы |
Оценка фактора для |
Оценка фактора для фирм – конкурентов | |||
1 |
Маркетинговые исследования |
… |
… |
… |
… |
… |
2 |
Управление разработкой и производством товара |
… |
… |
… |
… |
… |
3 |
Управление сбытом |
… |
… |
… |
… |
… |
3 |
Управление товародвижением |
… |
… |
… |
… |
… |
Итого |
|
|
|
… |
|
В графе 2 таблицы 6, как показано, записываются факторы конкурентоспособности деятельности фирмы. Каждую из функций для повышения точности оценки целесообразно представить более детально, разбив её на составляющие. Тогда показатель, характеризующий функцию, будет равен сумме показателей, её составляющих.
В графе 3 и последующих графах записываются экспертные оценки факторов конкурентоспособности для исследуемой фирмы и фирм – конкурентов, и затем рассчитываются суммарные показатели, характеризующие систему управления конкурентоспособностью.
Оценка
возможностей фирмы позволяет построить
пирамиду – многоугольник
Рисунок
2 – Многоугольник
Этап 4. Выводы о реальной конкурентоспособности и определение точек приложения сил для её повышения.
На основе совместного анализа таблиц 5 и 6 можно сделать следующие выводы:
1. Если, и
Исследуемый товар, более конкурентоспособен, чем аналог.
и 2. Если
Исследуемый товар, менее конкурентоспособен, чем аналог.
и 3. Если
и
Необходим анализ, то есть выявление критерий, по которым можно повысить конкурентоспособность.
Данная методика даёт возможность
не только оценить конкурентоспособность,
но так же увидеть слабые места, так
как сравнение товаров и
Результаты исследования методов
оценки конкурентоспособности
Требования современного рынка подталкивают поставщика продукции (товаров и услуг) к рассмотрению системы управления конкурентоспособностью, как совокупности организационных структур, методик и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства, следует отметить её «внутрифирменную» направленность. Она должна быть составной частью системы управления организации и должна создавать у руководства организации и (или) у потребителя уверенность в том, что продукция будет соответствовать установленным требованиям к её качеству. При этом масштаб системы должен соответствовать задачам организации в области повышения конкурентоспособности, а затраты на её создание и функционирование не должны превышать «положительного эффекта» от эксплуатации или потребления продукции.