Система управления конкурентоспособностью предприятия ООО "Южно–Уральское книжное издательство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 07:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование конкурентоспособности предприятия и выработка предложений по усилению конкурентной позиции ООО «Южно – Уральское книжное издательство».
Для реализации поставленной цели необходимо поставить и решить целый комплекс задач.
Среди них целесообразно выделить следующие:
– исследовать сущность понятия «конкурентоспособность предприятия»;
– изучить основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Общее понятие конкурентоспособности предприятия
1.2 Стратегии развития бизнеса
1.3 Общая теория управления и управление конкурентоспособностью
предприятия
1.4 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
2. Анализ уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
Краткая характеристика объекта исследования
Анализ стратегии и уровня конкурентоспособности торговой компании ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и основных конкурентов
Оценка существующей системы управления конкурентоспособностью на предприятии
3. План управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
Общий план управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
Организация маркетинговой службы на предприятии
Разработка рекламной кампании предприятия
3.4 Оценка эффективности проведения рекламных мероприятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Система управления конкурентоспособностью предприятия ООО.doc

— 1.79 Мб (Скачать файл)

Измерение экономической эффективности  рекламы представляет большие трудности, так как реклама, как правило, не дает полного эффекта сразу. Кроме  того, рост товарооборота нередко  вызывается другими (не рекламными) факторами – например, изменением покупательской способности населения из-за роста цен. Поэтому получить абсолютно точные данные об экономической эффективности рекламы практически невозможно.

Простейшим методом определения  экономической эффективности рекламы  служит метод сравнения товарооборота до, и после проведения рекламного мероприятия. По этому методу экономическая эффективность рекламы определяется путем сопоставления ежедневного товарооборота до, и после проведения рекламного мероприятия в текущем периоде времени.

Окончательные выводы об экономической  эффективности рекламы получаются в результате сравнения дополнительной прибыли, полученной в результате рекламы, с расходами, связанными с ее осуществлением. В настоящее время, как в отечественной, так и зарубежной практике получил распространение метод определения экономической эффективности рекламы, основанный на сопоставлении дополнительного валового дохода, полученного в результате применения рекламы, и расходов, связанных с ее осуществлением. По этому методу в начале определяется дополнительный товарооборот, полученный в результате проведения рекламных мероприятий, затем вычисляется дополнительное реализованное наложение от суммы вычисленного дополнительного товарооборота. Экономическая эффективность рекламы выражается разносно от суммы дополнительного реализованного наложения и расходов на рекламу. Расчет производится по формуле:

 

Р= Т*П*ДН/100% – И, (7)

 

где Р – экономическая эффективность  рекламы, руб.;

Т – среднедневной оборот в дорекламный  период, руб.;

П – прирост среднедневного товарооборота  в рекламный и послерекламный период, руб.;

Д – число дней учета товарооборота  в рекламный и послерекламный

периоды;

Н – торговая наценка на товар, %;

И – расходы на рекламу, руб.

Эта методика используется обычно для определения экономической эффективности отдельных средств рекламы или краткосрочного рекламного мероприятия. Если полученный результат больше либо равен нулю, то значит, что реклама была экономически эффективной.

Расчет экономической эффективности  рекламного объявления ООО «Южно – Уральское книжное издательство» в газете Челябинска. Расходы на рекламу составили 54 000 рублей. Данные об объёме предприятия до рекламного мероприятия и после проведения рекламы представлены в таблице 27.

 

Таблица 27 – Данные об объёме продаж предприятия до рекламного мероприятия и после проведения рекламы

Периоды

Число дней

Объём продаж, тыс. руб.

Среднедневной

Объём продаж,

тыс. руб.

Объем

продаж, %

До проведения рекламных

мероприятий

10

858 943,6

85 894,3.6

100

Рекламный и послерекламный период

20

1 719 089,72

171 909,04

107


 

Известно, что торговая наценка  составляет 40%. Таким образом, подставляя полученные данные в формулу, мы рассчитываем экономическую эффективность рекламного объявления в газетах:

858 943, 6 тыс. рублей * 7% * 20 дней *40% = 481 000,84 Р = 481000,84 – 54 000 тыс. рублей = 427 000, 84 тыс. рублей.

Как видно, реклама оказалась экономически эффективной и принесла значительный экономический эффект.

Используя формулу (7), произведем расчет экономической эффективности от проведения рекламной кампании и презентации книжных новинок продукции ООО «Южно – Уральское книжное издательство» (12 наименований), проведенной в магазине «Книжный город» 24 и 25 сентября 2007 года. Данные об объёме предприятия до рекламного мероприятия и после проведения рекламы представлены в таблице 28.

 

Таблица 28 – Данные об объёме продаж предприятия до рекламного мероприятия  после проведения рекламы

Периоды

Число дней

Объём продаж, тыс. руб.

Среднедневной

Объём продаж,

тыс. руб.

Объем

продаж,

%

До проведения рекламных мероприятий

5

1305400

261080

100

Рекламный и послерекламный период

10

5673800

567380

155,6


 

Торговая наценка на данный товар  – 40%, расходы на рекламу (объявления по местному телевидению (канал СТС), расклейка объявлений на близлежащих остановках, рекламный щит возле супермаркета.) составили 185 616 рублей.

По формуле экономический эффект составил:

261 080 руб. * 55, 6% * 10 *40 = 480 561,9.

Р = 480 561,9 – 278 000 = 202 561, 9 рубль.

Как видно, реклама оказалась экономически эффективной. Данная рекламная кампания достаточно эффективна, так как идея кампании основана на конкурентном преимуществе предприятия с точки зрения целевой аудитории. [13, с. 52–55]

Проведён расчёт, который показывает, что проведение рекламной кампании специалистами службы маркетинга повысит объём продаж в период сезонного спада на семь процентов.

Разработанная программа представляет собой комплексный подход к управлению конкурентоспособностью, так как  здесь соединены маркетинговые, управленческие, экономические и социально-психологические принципы.

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрены аспекты  обеспечения управления конкурентоспособностью предприятия. Так же охарактеризованы существующие методики управления и  оценки данной экономической категории.

Для более полного представления об управлении конкурентоспособностью продукции было исследовано общее понятие «Конкурентоспособность». На основе данного исследования можно сделать вывод, что, являясь рычагом и средством конкуренции, конкурентоспособность – категория общественного развития, проявляемая в соперничестве объектов для достижения определенных целей. Основными факторами обеспечения, управлением конкурентоспособностью являются: кадры и их квалификация; качество труда, эффективное организационно-экономическое управление, системы управления качеством процессов на предприятии, совершенные технологии производства и оборудование, поддержание качества (ремонтные службы, сервис), технология сбора и обработки информации, использование информационно-маркетинговой системы прогнозирования конъюнктуры рынка, управление рисками, функционально-стоимостной анализ.

После проведенного анализа методов  оценки конкурентоспособности была произведена оценка конкурентоспособности  предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и его основных конкурентов. В работе представлен анализ системы управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство». На основании анализа действующей системы управления конкурентоспособностью, можно сделать вывод о достоинствах данной системы – отлаженный механизм контроля качества, обязательность сертификации, эффективный рычаг материальной ответственности работников, нарушающих общие требования. Но немало и недостатков – отсутствие четкой системы управления конкурентоспособностью с опорой на мировой опыт: отсутствие комплексного исследования рынка и долгосрочного прогнозирования его развития. На предприятии отсутствует рекламная стратегия, которая немаловажна при привлечении массовых покупателей. На основе результатов анализа разработана программа, которая обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятия на рынке.

Анализ деятельности предприятия  выявил необходимость в разработке рекламной кампании. Рекламная кампания была разработана с учётом целей  предприятия, чётко согласованы сроки проведения и бюджет рекламной кампании. Внедрение рекламной кампании осуществляется силами службы маркетинга.

Так же представлена оценка эффективности  предложенных мероприятий. Проведён расчёт, который показывает, что проведение рекламной кампании специалистами службы маркетинга повысит объём продаж в период сезонного спада на семь процентов.

Разработанная программа представляет собой комплексный подход к управлению конкурентоспособностью, так как  здесь соединены маркетинговые, управленческие, экономические и социально-психологические принципы

Основная суть управления конкурентоспособностью заключается в том, что ключевым понятием в бизнесе является качество работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов.

Область маркетинга, в сложившихся  рыночных условиях, рассматривается  как приоритетная на предприятии, обеспечивающая адекватное взаимодействие предприятия  с рынком. Для целей оптимизации  оргструктуры предприятия область  маркетинга рассматривается в плане наличия и качества выполнения маркетинговых функций, существенных для данного, конкретного предприятия.

 

Список литературы

 

1. Ансофф, И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 2000. 489 с.

2. Баутов, А.Н. Анализ и оценка рисков рекламодателя. Программно-методическое обеспечение. М., 2000. с. 346.

3. Бараненко, С.П., Шеметов, В.В. Стратегическая устойчивость предприятия. М.: Центрополиграф, 2004. 490 с.

4. Белановский. С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1999. 245 с.

5. Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MB А. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. – М: Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с.

6. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко. – М: Изд-во Омега-Л, 2004. – 347 с.

7. Гельванский, М., Жуковская, В., Трофимова, И. Конкурентоспособность в макро-, мезо-, микроуровнях // Российский экономический журнал. 1998. №3. 277 с.

8. Гончарук, В.А. Алгоритмы преобразований в бизнесе / Практика консультирования. Маркетинговый подход / Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации. М.: Экономика, 2001. 294 с.

9. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. 453 с.

Гурков, И.Б. Стратегический менеджмент организации / И.Б. Гурков. – М: Изд-во Интел-синтез, 2003. – 246 с.

Дзахмишева, И.Ш. Методика оценки конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети // Маркетинг в России и за рубежом, 2004 №3 (41), 147 с.

Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ./ под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2005. – 378 с.

Журавлёв, В.В. Маркетинговый анализ в деятельности предприятия: учебное пособие / В.В. Журавлёв. – Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2002. – 54 с.

Коретникова, Т.М. Конкурентоспособность фирмы / Т.М. Коретникова. – Челябинск, 2004. – 311 с.

Круглов, М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. М.: Русская деловая литература, 2000. 389 с.

Кучерявый, А., Лясников, Н., Шеметов, В. Конкурентоспособность предпринимательской структуры и её стратегическая устойчивость // Кн.: Предпринимательство в России: проблемы и перспективы. М.: РАП, 2003. Вып.4. 367 с.

Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – Москва: Изд-во ЮРАЙТ, 2005. – 221 с.

Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело,

2000.251 с.

Мильгром, Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий // Маркетинг в России и за рубежом. 1999 №2. 48 с.

Мишин, Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур // Риск. 1999. №1.56 с.

Мухин, В.И. Исследование систем управления. М.: Экзамен, 2002. 567 с.

Павлова. Н.Н. Маркетинг в деятельности фирмы: Учебно-практическое пособие. М.: ВКШ, 2003. 108 с.

Павлова, Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности // Маркетинг в России и за рубежом, №1 (39), 2004. 189 с.

Печенкин, А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности  и товаропроизводителей. Маркетинг 2000. №2. 263 с.

Портер, М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 524 с.

Рубин, Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы / Ю.Б. Рубин. – М: Изд-во Знание, 2002. – 332 с.

Стюарт, Г. Успешный менеджмент торговли. – Минск: Амалфея, 2006.

467 с.

28. Толковый словарь рыночной  экономики. Изд. 2-е доп. М.: Глория, 1993. 106 с.

Фатхутдинов, Р.П. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2005. 490 с.

Хисрик. Р., Джексон, Р. Торговля и менеджер продаж. – М.: «Филинъ», 2006. 247 с.

Цыганова, А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование / А.Г. Цыганова. – М: Изд-во Логос, 2003. – 274 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
Кафедра менеджмента 
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ 
 
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ 
На тему: Формирование механизма управления конкурентоспособностью предприятия (на материалах ЧП  
 
« Эпикур») 
 
 
Красноярск 2004 
СОДЕРЖАНИЕ: 
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….................. 
 
ДИАГНОСТИКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ООО «Кулинар»…………………. 
 
1 Краткая организационно- правовая характеристика ООО «Кулинар» 
 
2 Оценка и анализ основных показателей хозяйственной деятельности ООО «Кулинар»…………………………………………………… 
 
3 Оценка уровня конкурентоспособности системы управления………..  
 
ВЫВОД………………………………………………………………………… 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. ..  
1. Теоретические основы формирования механизма конкурентоспособности организации 
 
1.1. Организация как объект управления 
Для того чтобы организация могла обеспечить себе выживание в долгосрочной перспективе, ей необходимо сделать так, чтобы ее товар (услуга) был интересен покупателю настолько, что он готов отдать за него деньги, а также он должен быть интересен покупателю более, чем аналогичный или схожий по потребительским качествам продукт (услуга), производимый другими фирмами. Если продукт обладает этими 2-я свойствами, то говорят, что продукт имеет конкурентные преимущества, а фирма, которая его выпускает, является конкурентоспособной на рынке. 
 
Следовательно, фирма успешно существовать и развиваться может только в том случае, если ее продукт обладает конкурентными преимуществами. Создавать конкурентные преимущества признано стратегическое управление [.  
 
Вообще, конкурентные преимущества неразрывно связаны с конкуренцией. Они возникают тогда, и там, где возникает и развивается конкуренция. Чем более всеобъемлющий характер приобретает конкуренция на рынке, тем более значимой для коммерческого успеха являются конкурентные преимущества. Их особенности и механизм формирования являются фундаментальной основой обеспечения конкурентоспособности. 
 
Конкурентные преимущества являются концентрированным проявлением превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности предприятия, которое можно измерять экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокие рентабельность, рыночная доля, объем продаж). Необходимо особо подчеркнуть, что конкурентное преимущество нельзя сравнивать с потенциальными возможностями компании. В отличие от возможностей – это факт, который фиксируется в результате реальных и очевидных предпочтений покупателей. Именно поэтому в практике бизнеса конкурентные преимущества являются главной целью и результатом хозяйственной деятельности.  
 
 
 
Рисунок 4 - Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли 
Появление новых конкурентов обостряет конкурентную борьбу и заставляет обороняться, в том числе за счет создания входных барьеров в отрасль. Уровень входного барьера определяется рядом факторов. Потребители сталкивают интересы конкурирующих предприятий с помощью специальных средств воздействия на рынок, что приводит к снижению цен, повышению количества и качества продукции и услуг. 
 
Поставщики воздействуют на конкурентную борьбу главным образом с помощью цены и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. Изделия, способные заменить реализуемые товары представляют собой важный фактор, влияющий на период действия конкурентных преимуществ. В отношении подобных товаров-заменителей на рынке действует правило ценовой привлекательности: если цена на один товар возрастает, увеличивается спрос на другой, являющийся его заменителем. В результате происходит переориентация покупателей на производителей, предлагающих более дешевый товар. Помимо легального производства товаров-заменителей практика бизнеса изобилует примерами противозаконного дублирования известных товаров, марок, марочных названий и товарных знаков. Подобные заменители также обостряют конкуренцию, т.к. отвлекают основного производителя на создание ненужных потребителю атрибутов товара, которые повышают цену изделия, но не дают возможность нелегальному производителю качественно копировать характеристики товара-оригинала.  
 
Понятие «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность» имеют различные интерпретации, в зависимости от объекта, к которому они применяются. Выделяют следующую иерархическую структуру данных понятий, последовательно включающую оценку товара, предприятия, экономики с точки зрения превосходства над аналогичными конкурирующими объектами (рис. 5). 
 
 
Рисунок 5 - Пирамида конкурентных преимуществ и конкурентоспособности 
Высокий уровень конкурентоспособности товара свидетельствует о целесообразности его производства и возможности выгодной продажи. Вместе с тем конкурентоспособность товара – это не только высокое качество и технический уровень, это и умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени, а главное максимальный учет требований и возможностей конкретных групп покупателей. Причины конкурентоспособности товара необходимо искать в конкурентных преимуществах отдельных его характеристик, являющихся следствием более эффективного управления процессом разработки, реализации и эксплуатации предлагаемой продукции. Конкурентоспособность фирмы – это возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка. Производство и реализация конкурентных товаров – обязательное условие конкурентоспособности фирмы. Для обеспечения конкурентоспособности необходима систематическая работа по всему производственно-хозяйственному циклу, приводящая к конкурентным преимуществам в области НИОКР, производства, управления, финансов, маркетинга и т.п. Конкурентоспособность фирмы есть результат ее конкурентных преимуществ по всему спектру проблем управления компании .  
 
Рассматривая управление как науку и ее формирование, хотелось бы также рассмотреть становление конкурентоспособности, т.к. эти два понятия взаимосвязаны, потому как фирмы не может быть конкурентоспособной без эффективного и качественного управления. 
 
Первые наиболее целостные теоретические положения о конкуренции появляются к середине 18 века. Существенный вклад в формирование теоретических представлений о конкуренции внесли классики политэкономии: А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, К. Маркс. Неоклассическая школа политэкономии А.О. Курно, Ф.И. Этжуорт, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен, Дж. М. Кейнс, Й. Шумпетер, Лернер А.П., Ф.А. Хайек, П. Сраффа .  
Механизм конкуренции, его движущие силы являются объектом длительного изучения различными направлениями менеджмента, маркетинга, права. Научный интерес к этой проблеме обусловлен существенным обстоятельством – в конкуренции усматривается главная сущностная черта, свойство товарного производства, способ его развития. Кроме того, она выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности .  
 
Под конкуренцией понимается соперничество в какой-либо деятельности между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей. В основе понятия «конкуренции» лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, которые специфичны для различных культур и людей. Они могут быть удовлетворены с помощью различных товаров, услуг, идей. Организация должна осуществить это лучше конкурентов, опираясь на знание рынка, требования и возможности потребителей – такова центральная идея конкурентной борьбы. На практике она может быть реализована, с одной стороны, за счет тщательного изучения рынка, отношений, складывающихся между предприятиями и потребителями ее продукции. С другой стороны – в результате активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж. В рыночной системе основное содержание конкуренции – борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в индикатор предпринимательской деятельности.  
 
Для понимания механизма конкуренции большое значение имеет 
 
правильная идентификация причин, за счет которых удается обойти конкурентов. В практике бизнеса в качестве таких причин принято выделять цену и неценовые факторы, а также соответствующие им виды конкуренции (рис. 8, табл. 8)

Информация о работе Система управления конкурентоспособностью предприятия ООО "Южно–Уральское книжное издательство"