Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:14, доклад
Начало 80-х годов прошлого столетия ознаменовалось самыми высокими темпами развития всех отраслей народного хозяйства. Вместе с этим, на всех уровнях управления экономикой происходит критическое переосмысление сложившихся походов к работе, анализируется богатый предшествующий опыт хозяйственного строительства. Выделяются как те его аспекты, которые способствовали бурному росту экономики, так и те трудности, из-за которых в различные периоды замедлялись темпы развития народного хозяйства.
В 1993 г., Горбачев, критически оценивая первые шаги своей деятельности на посту Генсека, говорил: «в экономике, следуя установившимся стереотипам, мы начали с реформы тяжелой промышленности, машиностроения. Правильнее же было начинать с сельского хозяйства, с легкой и пищевой промышленности, то есть с того, что дало бы быструю и наглядную отдачу для людей, укрепило социальную базу перестройки».21
В 1985 г. проблемам сельского хозяйства уделялось немало внимания. Однако в тот период эту отрасль и смежные с ней Генсек пытался вытащить из кризисного положения не благодаря совершенствованию экономических отношений, а через создание новых управленческих структур, способствовавших централизации агропромышленного производства. 14 октября 1985 г. в ЦК КПСС было созвано большое совещание по совершенствованию управления агропромышленным комплексом с участием секретарей ЦК компартий союзных республик, секретарей многих обкомов и др. Генсек предложил создать агропромышленный комитет (Госагропром), который замкнул бы на себя управление всем агропромышленным производством.
Результаты агропромышленной политики были противоречивыми. Можно, однако, утверждать, что ломка старой системы управления и создание новой не оказали положительного влияния на развитие агропромышленного комплекса. Большие капиталовложения и хорошие погодные условия позволили увеличить некоторые показатели. Если в 1985 г. Прирост валовой продукции по сравнению с прошлым годом составил только 0,1 %, то в 1986 г. – он равнялся уже 5,3 %.22
Антиалкогольная кампания как государственная политика началась 17 мая 1985 г. Горбачев, выступая перед Ленинградским партактивом, сказал: «Сейчас мы развернули борьбу с таким опасным и довольно-таки укоренившимся социальным злом, как пьянство и алкоголизм. Это общепартийная, общенародная, общегосударственная задача. Мы реалисты, и понимаем, что борьба здесь предстоит длительная. Успех будет достигнут только в том случае, если навалимся на работу всем миром. Если ее будем вести неослабно, решительно не идя ни на какие компромиссы» .23 В тот же день в печати были опубликованы постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Указ Президиума Верховного Совета СССР, направленные на борьбу с пьянством. При проведении антиалкогольной политики упор был сделан на запреты и ограничения, на административные и карательные меры. Вся пропагандистская машина, государственный аппарат, общественные организации были ориентированы на решительное и быстрое достижение успеха. В ЦК КПСС была создана комиссия по борьбе с пьянством и алкоголизмом во главе с Е.К. Лигачевым и М.С. Соломенцевым.
В течение короткого времени закрывались винно-водочные заводы, соответствующие магазины, в некоторых южных республиках стали вырубать виноградники. Производство алкогольных напитков стало резко сокращаться. В 1980 г. подобной продукции было произведено на 71 млрд рублей, в 1985 г. – на 60,7 млрд; в 1986 г. – до 36,8 в 1987 г. – 36,5 млрд рублей, т.е. по сравнению с 1980 г. Оно сократилось почти в два раза.24 После принятия правительственного Постановления в течение одного года число магазинов по продаже алкогольных напитков в целом по стране сократилось на 55 %: с 238 до 108 тыс.
Потери бюджета из-за сокращения продажи алкоголя были огромны. По пла-ну 1985 г., принятому еще до антиалкогольных постановлений, от реализации алкогольных напитков намечалось получить 60 млрд рублей прибыли. После принятия решений было получено в 1986 г. – 38 млрд, в 1987 г. – 35, а в 1988 г., в связи с отменой антиалкогольной компании, – чуть больше 40 млрд.
Имелись и серьезные издержки
социально-политического
Политика ускорения социально-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЖУРНАЛЫ.
1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14–15 июня 1983 г. М, 1983.
2 Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. М., 1983.
3 Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. М., 1983.
4 Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. М., 1983.
5 Горбачев М. С. Ленинизм — живое творческое учение, верное руководство к действию. М.,
1983.
6 Экономический эксперимент в промышленности: сб. науч. тр. Академия наук УССР, Институт экономики промышленности. Донецк, 1985.
7Романов Г. В. Великая жизненная сила идей и дела Октября. М., 1983.
8 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14–15 июня 1983 г. М, 1983
9 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14–15 июня 1983 г. М, 1983
10 Справочник партийного работника. М., 1984. Вып. 24. Ч. 1
11 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26–27 декабря 1983 г. М, 1984.
12 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14–15 июня 1983 г. М, 1983.
13 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26–27 декабря 1983 г. М, 1984.
14 Горбачев М. С. Жизнь и реформы. М., 1995. Кн. 1.
15 Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. М., 1983.
16 Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. М., 1983.
17 Справочник партийного работника. М., 1984. Вып. 24. Ч. 1.
18 Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. М., 1983.
19 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26–27 декабря 1983 г. М, 1984.
20 Гавриленков Е. Пусть плохо, но стабильно // Московские Новости. 2004. № 38.
21 Горбачев М.С. Я не знаю счастливых реформаторов // Свободная мысль. – 1993.
№ 11.
22 Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбил. стат сб.– М.: Финансы и статистика,
1987.
23 Горбачев М.С. Настойчиво двигаться вперед: Выступление на собрании актива
Ленинградской партийной организации. – М.: Политиздат, 1985.
24 Народное хозяйство СССР в 1990 г. – М.: Финансы и статистика, 1991.
Информация о работе Система управления персоналом в России в 1980-е годы