Системный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Социологическое исследование с одной стороны должно расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.
Целью данной работы является всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме социологических исследований социально-трудовых процессов на предприятиях .

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
1. Цели, задачи и функции социологических исследований социально-трудовых процессов ……………………………..…………………..5
2. Этапы проведения социологического исследования……...............9
3. Основные методы получения первичной социологической информации………………………………………………………………………13
4. Пример социологического исследования на предприятии ……..15
Заключение……………………………………………………..…………18
Список использованных источников……………………………….…...19

Файлы: 1 файл

Копия К.Р..doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 

     Введение………………………………………………………………….....3

  1. Цели, задачи и функции социологических исследований социально-трудовых процессов ……………………………..…………………..5
  2. Этапы проведения социологического исследования……...............9
  3. Основные методы получения первичной социологической информации………………………………………………………………………13
  4. Пример социологического исследования на предприятии ……..15

     Заключение……………………………………………………..…………18

     Список  использованных источников……………………………….…...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Трудовая  деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Для изучения и оптимизация социальной структуры, анализа рынка труда, поиска путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника, изучения причин и выработки системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров необходимо понимать социальные форму и условия труда, его социальную организацию. Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое.

     Социологическое исследование социально-трудовых процессов на предприятии - основной источник информации, необходимой при составлении планов социального развития производственного коллектива, а также для оперативной работы службы социального развития предприятия. В последнем случае социологическое исследование проводится, когда имеющейся информации недостаточно для объяснения изменения уровня тех или иных показателей деятельности предприятия.

     Социологическое исследование с одной стороны  должно расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

     Целью данной работы является всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме социологических исследований социально-трудовых процессов на предприятиях .

     Для достижения поставленной цели предполагается решение задач:

     1  исследовать теоретическую базу посредством анализа имеющихся в научной литературе, средствах массовой информации и других источниках;

     2 дать понятие социологического исследования, раскрыть его сущность и важность в исследовательской работе;

     3 охарактеризовать этапы и основные виды и методы социологического исследования;

     4. рассмотреть пример проведения социологического исследования на конкретном предприятии.

     При подготовке данной работы была использована следующая литература:

     - Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда;

     - Евченко А.В. Исследование систем  управления;

     -Остапенко,  Ю.М. Экономика и социология  труда в вопросах и ответах  и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Цели, задачи и функции социологических исследований социально-трудовых процессов 
 

     Социологическое исследование социально-трудовых процессов на предприятии представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Целью этой системы являются всестороннее изучение, анализ и систематизация социальных фактов, выявление связей и зависимостей между социальными явлениями и процессами и на основании собранной информации принятие решений, разработка мероприятий по управлению исследуемым объектом, его прогрессивному развитию, повышение эффективности трудовой деятельности при обеспечении развития работников, удовлетворении их потребностей, формировании позитивных внутриколлективных отношений [5].

     Задачи, решаемые в ходе подобных исследований, сложны и разнообразны, как сложны социальная структура предприятия, протекающие в ней социальные процессы. Во многом они будут определяться спецификой, содержанием и условиями деятельности. Однако можно выделить ряд наиболее общих задач:

     1. Совершенствование системы управления организацией, повышение обоснованности принятия управленческих решений, изучение социальных процессов, влияющих на эффективность управления (разграничение управленческих функций, рациональность иерархической системы, стиль и методы руководства, степень участия рядовых исполнителей в принятии решений, определение пределов компетенции и ответственности и т.п.);

     2. Повышение уровня стабильности трудового коллектива, внутри-коллективной сплоченности, формирование единой трудовой морали фирмы на основе изучения факторов и масштабов сотрудничества и конфликтов, формальных и неформальных взаимосвязей, проблем лидерства, уяснения причин избыточной текучести кадров;

     3. Развитие системы адаптации новых работников на предприятии, а также работников к инновациям на основе исследования механизма формирования “кадрового ядра”, факторов, определяющих сроки и успешность адаптации, оценки социальных последствий технических и организационных новшеств, совершенствования системы подбора и расстановки кадров;

     4. Повышение трудовой активности работников на основе анализа процессов формирования трудовой мотивации, факторов, ее определяющих, оценки действенности существующих и рекомендаций по разработке новых систем стимулирования;

     5. Изучение содержания, условий труда и разработка мер по их совершенствованию, гуманизации трудовой деятельности. Выявление факторов, способствующих повышению удовлетворенности трудом, разработка рекомендаций по планированию трудовой карьеры;

     6. Повышение качества трудовой жизни, в том числе за счет лучшего удовлетворения потребностей работников, развития социально-бытовой сферы в организации. Разработка социальных программ, программ социальной поддержки работников, планов социального развития организации [4].

     Многие  из указанных задач актуальны  для современной России. В период становления рыночных отношений важнейшими являются вопросы формирования новой трудовой мотивации, защиты трудовых прав работников, согласования экономических интересов “работодатель - наемный работник”, обеспечения нормальных условий и охраны труда, должного уровня социальных гарантий, создания системы социального партнерства, не менее эффективной, чем в развитых странах с рыночной экономикой. В период “первоначального накопления капитала”, ломки старой и отсутствия новой системы управления трудом, считая, что вовремя выплаченная зарплата и потенциальная безработица являются лучшим стимулом к труду, работодатели на довольно длительный период выпустили из поля зрения указанные проблемы. Однако сегодня все большее их число понимает: без учета социальных аспектов совместной деятельности, создания сплоченной, эффективно действующей команды единомышленников возможности предпринимателя существенно ограничены. На вооружение берутся западный опыт, методики, применявшиеся в Советском Союзе, современные отечественные разработки и прикладные исследования в сфере социологии труда в России обретают новую жизнь.

     Функции социологических исследований следующие:

     1. Информационно-исследовательская направлена на создание постоянно обновляемой и дополняемой базы социальной информации.

     2. Организационно-внедренческая заключается в разработке по результатам анализа методических рекомендаций, инструкций, мероприятий, предоставлении информации заинтересованным лицам.

     3. Пропагандистская – распространение основ социологических знаний, особенно среди руководящего состава организации.

     4. Методическая – разработка новых, изучение и использование имеющихся прогрессивных методов ведения социологических исследований.

     Социологические исследования бывают следующих видов [1].

     В зависимости от цели различают конкретные (эмпирические, прикладные) исследования, направленные на решение конкретных задач, имеющихся проблем в сфере трудовой деятельности, а также теоретические, цель которых – выявление общих социальных закономерностей, разработка методологии исследования, понятийного аппарата.

     В зависимости от того, в статике  или динамике изучается объект, выделяют разовые (анализирующие состояние на данный момент) и повторные (изучающие объект в развитии) исследования, которые, в свою очередь, подразделяются на когортные (изучается один и тот же объект, те же люди, группы – через определенные интервалы времени) и панельные – повторное исследование проводится на той же выборке (часть общей изучаемой совокупности), но конкретные лица и группы, попадающие в выборку, могут быть другими, нежели в предыдущих исследованиях.

     Помимо  этого выделяют так называемые пилотажные исследования, т.е. пробные, предназначенные для апробации инструментария (например, анкет, разработочных таблиц и т.п.).

     Исследование  может быть сплошным, когда изучается вся генеральная совокупность, т.е. весь объект исследования, все входящие в него единицы. Вместе с тем, если генеральная совокупность достаточно велика, может проводиться выборочное исследование, когда изучается лишь часть генеральной совокупности – “выборка”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Этапы проведения социологического исследования 
       

     Социологическое исследование проводится в несколько  этапов. Первый – подготовка к проведению исследования, включая составление его программы. Второй – сбор первичной социологической информации. Третий – подготовка собранной информации к обработке и ее обработка. Четвертый – анализ обработанной информации, составление выводов и предложений. Пятый – подготовка отчета о результатах исследования, практических рекомендаций [4].

     Разработка  программы социологического исследования – очень ответственный момент. Это документ, где определяются методология и методы исследования, требующая решения проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, выдвигаются исходные гипотезы, уточняются используемые понятия, составляется организационно-технический план работ.

     В ходе постановки проблемы прежде всего  необходимо выявить проблемную ситуацию. Это может быть состояние неустойчивости объекта (социальной группы), наличие в нем противоречий и конфликтов, несоответствие его параметров задачам дальнейшего развития, поиск более эффективных форм работы и взаимодействия и т.п. Затем формулируется проблема – обоснование необходимости разрешить проблемную ситуацию с помощью социологического исследования, выработать в ходе его конкретное управленческое решение.

     В соответствии с проблемой определяется цель исследования – модель ожидаемого решения проблемы. Целью может быть: получение нового теоретического знания; разработка новой методики исследований; прогноз развития объекта исследования; программа действий по совершенствованию изучаемого объекта; практические рекомендации по отдельным управленческим решениям. Следует учитывать, что, поскольку социологические исследования требуют соответствующей квалификации и проводятся специалистами по заказу руководителей организаций, цель должна быть согласована с заказчиком.

     Для достижения поставленной цели в ходе исследования должен быть решен ряд  задач (средства достижения цели). Их необходимо четко сформулировать. Например: “изучить причины текучести кадров, в том числе по половозрастным, стажевым, профессионально-квалификационным группам работников”, “проанализировать тесноту связи между уровнем заработной платы и удовлетворенностью работников трудом” и т.п. Задачи могут быть основные, ориентированные на решение главной проблемы, и вспомогательные, затрагивающие отдельные побочные вопросы. При построении плана исследования задачи должны быть систематизированы по этапам его проведения.

     Не  менее важным является определение  объекта и предмета исследования.

     Объект  исследования – носитель проблемной ситуации (социальная группа, совокупность людей). Он должен быть:

     - четко обозначен (профессиональная, отраслевая, территориальная принадлежность; функциональная определенность – изучаются межличностные отношения на работе, производственные связи, досуг и т.п.);

Информация о работе Системный анализ