Системный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Социологическое исследование с одной стороны должно расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.
Целью данной работы является всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме социологических исследований социально-трудовых процессов на предприятиях .

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....3
1. Цели, задачи и функции социологических исследований социально-трудовых процессов ……………………………..…………………..5
2. Этапы проведения социологического исследования……...............9
3. Основные методы получения первичной социологической информации………………………………………………………………………13
4. Пример социологического исследования на предприятии ……..15
Заключение……………………………………………………..…………18
Список использованных источников……………………………….…...19

Файлы: 1 файл

Копия К.Р..doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

     - ограничен временными рамками (изучается в статике или в динамике, с каким временным интервалом);

     - количественно определен (изучается вся совокупность, выборка, каков процент и репрезентативность выборки);

     - описан в системе факторов, влияющих на его состояние [4].

     В рамках объекта выделяют единицы  исследования (наблюдения) – элементы, в отношении которых ведется  сбор информации. Такая группировка называется еще типологизацией объекта исследования. Она может проводиться по количественным признакам (возраст, стаж) и качественным (пол, профессия и пр.)

     Следующим этапом является определение предмета исследования. Это те стороны объекта, его функционирования, которые нужно изучить, чтобы решить поставленные задачи, выполнить намеченную цель. Так, в качестве объекта исследования может выступать “коллектив цеха № 5”. Предметом исследования могут быть: взаимоотношения в коллективе, текучесть кадров, стиль и методы руководства и т.п. Предмет исследования может иметь сложную структуру, например текучесть кадров (факторы, мотивы, причины, последствия, направления и т.п.).

     Очень ответственный момент – выдвижение гипотез – научных предположений, задающих направление всему исследованию. Здесь окажет существенную помощь предварительный системный анализ объекта исследования, т.е. описание его в виде системы факторов, влияющих на его состояние. Это могут быть: внешние, исходящие из внешней среды, и внутренние, являющиеся частью самого объекта факторы; общие, присущие всем подобным объектам, и специфические, проявляющиеся лишь в некоторых из них; объективные, не зависящие от объекта, и субъективные, зависящие от его деятельности; прямые, чье действие проявляется непосредственно, и косвенные, действующие опосредованно, через изменения в действии других факторов [2].

     При выдвижении гипотеза должна:

     - соответствовать исходным методологическим принципам диалектического материализма и прикладной социологии;

     - учитывать научные положения и выводы, достоверность которых подтверждена установленными фактами;

     - быть доступна для проверки;

     - не иметь внутренних противоречий.

     Для целей научного исследования выделяют следующие виды гипотез:

  1. В зависимости от отношения к целям исследования – основные, указывающие на наиболее важные, сущностные связи и зависимости; неосновные, характеризующие побочные связи и явления.
  2. В зависимости от способа доказательства (проверки) – гипотезы-основания, которые сами могут не иметь эмпирических, т.е. доказываемых с помощью опыта, признаков, а обосновываются выводимыми из них гипотезами; гипотезы-следствия используются для доказательства основных.
  3. В зависимости от содержания предположения – описательные гипотезы, указывающие на связи, зависимости, но не дающие ответ на вопрос “почему?”; объяснительные гипотезы, формулирующие предположения о причинах тех или иных явлений, процессов, зависимостей; прогнозные гипотезы, в которых заложен возможный прогноз ситуации: “если увеличить заработную плату, текучесть квалифицированных рабочих снизится”.
  4. В зависимости от обоснованности – первичные гипотезы (рабочие), выдвигаемые на начальном этапе исследования, при выявлении проблемной ситуации и определении проблемы; вторичные, формулируемые на основе проверки и уточнения первичных.
  5. В зависимости от уровня анализа – теоретические гипотезы (формулируемые как совокупность теоретических понятий); статистические (формулируемые как система статистических показателей); эмпирические (формулируемые как система эмпирически выводимых, т.е. возможных к подтверждению опытным путем признаков, показателей, индексов).

     Необходимо  разработать организационно-технический план исследования. В нем должны быть определены этапы и сроки проведения работ, исполнители, формы предоставления результатов на каждом из этапов, формы контроля за ведением работ, смета затрат и источники финансирования. Целесообразно составление “сетевого графика”, на котором условно обозначаются этапы, процедуры, операции исследования, устанавливаются временные взаимосвязи, возможности кооперации работников, параллельного выполнения отдельных работ [4]. 
 

     3.Основные методы получения первичной социологической информации 
 

     Любое исследование чаще всего начинается с анализа документов.

     Назначение анализа документов – извлечь необходимую информацию, оценить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, перевести информацию, содержащуюся в документе, на “язык” (в термины) исследования, зафиксировать ее в виде определенных признаков (категорий анализа), попытаться найти способ квантификации (количественного измерения) этих признаков, дать с ее помощью характеристику исследуемых процессов и явлений [7].

     Существуют  два основных метода анализа документов. Первый – традиционный (или “классический”). Его цель – осмысление и интерпретация содержащейся в документе информации.

     В ходе традиционного анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы: что это за документ, о чем он, кто его автор, с какой целью, на каком общественном фоне он создавался, какова его достоверность и надежность, каково его фактическое содержание; каково его оценочное содержание (мнения, убеждения, пристрастия автора, исходя из содержания документа), какие выводы можно сделать относительно автора и содержания документа, достаточна ли информация, содержащаяся в нем, требуется ли привлечение дополнительных материалов.

     Второй  метод анализа документов – формализованный (или “контент-анализ”). Он применяется при наличии объемного и несистематизированного письменного материала. Его суть – выделить поддающиеся подсчету признаки документа, которые отражали бы существенные стороны его содержания. Он может использоваться, чтобы понять основную мысль автора, выяснить общественный резонанс событий или эффект воздействия сообщений, установить причины, породившие те или иные сообщения [4].

     Еще один метод сбора первичной социологической  информации – опрос, т.е. получение ответа на заранее подготовленные вопросы. Особенность этого метода – наличие непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического контакта между исследователем и опрашиваемым (респондентом); в качестве источника информации выступают суждения опрашиваемых; возможность получить сведения о мнениях, оценках, внутренних побуждениях людей. Разновидности опроса – анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрия.

     Метод наблюдения состоит в непосредственном восприятии и регистрации происходящих событий исследователем (наблюдателем). Он используется в основном для получения описательной информации и не раскрывает причин происходящего. Программа наблюдения включает все основные элементы программы социологического исследования. Кроме того, в ней предварительно проводится классификация фактов, составляющих наблюдаемую ситуацию (единиц наблюдения). Метод наблюдений имеет ряд недостатков: наблюдатель может субъективно истолковать происходящее; на него могут оказать влияние имеющиеся знания и сложившиеся оценки; факт наблюдения может изменить (исказить) поведение наблюдаемого объекта [6].

     Эксперимент – один из наиболее сложных методов сбора информации в прикладной социологии. Под экспериментом понимается получение информации о социальном объекте при воздействии на него заданных и контролируемых факторов, выявление на основе этого изменений в состоянии объекта, причинно-следственных связей. Экспериментальный фактор – это независимая переменная эксперимента (например, “новая система оплаты труда”). В качестве зависимой переменной, изменяющейся под воздействием экспериментального фактора, могут выступать в приведенном примере “производительность труда”, “текучесть кадров” и т.п. 
 

     4. Пример социологического исследования на предприятии 

     С целью приведения примера социологического исследования была взята гипотетическая проблема: от чего зависит производительность труда работников, т. е. что их мотивирует на работу с заинтересованностью.

     В качестве объекта исследования выступила  группа работников предприятия, на котором существует проблема с производительностью труда Группа состояла из 20 человек.

     Предметом изучения являлась производительность труда данных людей.

     В качестве цели данного исследования выступало нахождение путей повышения  мотивации, повышения производительности труда.

     Задача  состояла в том, чтобы найти пути для достижения конкретной цели, а так же выявить зависимость мотивации и производительности труда от различных факторов.

     В качестве метода социологического исследования было выбрано анкетирование. Респондентам раздавались анкеты, имеющие следующий  вид:

     АНКЕТА

     По  десятибальной шкале оцените, какие факторы по Вашему мнению способствуют повышению производительности труда и делают работу более привлекательной.

     1. Хорошие шансы продвижения по  службе

     2. Хороший заработок

     3. Оплата, связанная с результатами  труда

     4. Признание и одобрение хорошо выполненной работы

     5. Работа, которая позволяет реализовать  свои способности

     6. Сложная и трудная работа

     7. Работа, позволяющая думать и  действовать самостоятельно

     8. Высокая степень ответственности

     9. Интересная работа

     10. Работа, требующая творческого подхода

     11. Работа без больших напряжений  и стрессов

     12. Удобное расположение места работы

     13. Достаточная информация о том,  что вообще происходит на фирме

     14. Значительные дополнительные льготы

     15. Справедливое распределение объёмов  работ

     Какие факторы вы хотели бы добавить в  предложенный список?

     После заполнения анкеты собирались с целью  обработки результатов, которые  представлены в форме среднего балла  для каждого фактора в следующей  таблице (Таблица 1), причём факторы  расположены по убыванию среднего балла.

     Таблица 1. Средние баллы факторов, способствующих повышению производительности труда

1. Работа  без больших напряжений и стрессов 

2. Хороший  заработок 

3. Интересная  работа 

4. Хорошие  шансы продвижения по службе 

5. Признание  и одобрение хорошо выполненной работы

6. Удобное  расположение места работы 

7. Достаточная  информация о том, что вообще  происходит на фирме 

8. Значительные  дополнительные льготы 

9. Оплата, связанная с результатами труда

10. Справедливое  распределение объёмов работ

11. Работа, требующая творческого подхода 

12. Работа, которая позволяет реализовать  свои способности 

13. Высокая  степень ответственности

14. Работа, позволяющая думать и действовать  самостоятельно

15. Сложная  и трудная работа

     
10,0

9,6

9,4

8,9

8,8

8,1 

8,0

7,9

7,6

7,5

7,2

6,9

6,6

4,8

2,4


     В результате анкетирования видно, что  наиболее сильным мотиватором к  высокопроизводительному труду  является работа без больших напряжений и стрессов, что объясняется тем, что все респонденты фактически ещё не работали и не хотят начинать свою трудовую деятельность с работы, изобилующей стрессами и напряжением.

     Вторым по популярности является фактор под названием «хороший заработок.

     На  третьем месте такой фактор, как  интересная работа.

     Фактор "сложная и трудная работа" по понятным причинам занял лишь последнее место.

     Из  добавленных факторов можно выделить такие, как возможность параллельной или дополнительной работы в другой организации, предоставление служебного транспорта и предоставление личной секретарши (секретаря). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     Подводя итоги работы следует отметить, что  социологические исследования занимают ведущее место в практике анализа социальной действительности. Их результаты дают возможность получить самую разнообразную информацию, которая свидетельствует о процессах, явлениях, происходящих во внутриколлективной жизни любого современного предприятия и позволяют углублять количественный и качественный состав получаемых данных.

     Социологическое исследование представляет собой систему  логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Целью этой системы являются всестороннее изучение, анализ и систематизация социальных фактов, выявление связей и зависимостей между социальными явлениями и процессами и на основании собранной информации принятие решений, разработка мероприятий по управлению исследуемым объектом, его прогрессивному развитию.

     В ходе данной контрольной работы были рассмотрены цели, задачи и функции социологических исследований социально-трудовых процессов, этапы и методы проведения этих исследований.

     Проводимые  на предприятиях социальные исследования социально-трудовых процессов играют важную роль в повышении эффективности трудовой деятельности при обеспечении развития работников, удовлетворении их потребностей, формировании позитивных внутриколлективных отношений. 
 
 
 
 

Список  использованных источников  
 

Информация о работе Системный анализ