Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:19, доклад
Единство элементов системы возникает в результате того, что между ними устанавливаются связи, т. е. реальные взаимодействия, которые характеризуются:
• типом (бывают последовательными, сходящимися, расходящимися);
• силой;
• характером (могут быть подчиненными, равноправными, безразличными);
• характером (односторонние или взаимные);
6) техническим оснащением.
Определенное
соотношение субъектов
коммуникационными каналами, образует структуру этой системы, отражающую
статику менеджмента, а совокупность методов, технологий и проч. — его механизм.
Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью механизма управления, который соответствующей частью принадлежит каждой из них.
Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления,
которая вырабатывает,
принимает и транслирует
К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта,
на который оно направлено.
Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые,
воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать рядовых исполнителей,
процесс, отношения и т. д.
Нужно иметь в виду, что объект управления отличается от субъекта не сам по
себе как таковой (субстанциально), а выполняемыми функциями. Поэтому, напри
мер, одно и то же лицо в разных ситуациях может быть и тем и другим. Обычно
субъект управления по масштабу меньше объекта и сложность его ниже, но он более активен и динамичен; объект же, наоборот, инертен.
Для того чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было
эффективным, необходимо выполнение ряда условий.
Во-первых, они должны соответствовать друг другу, быть совместимыми. Это позволит им полностью реализовать свои потенциальные возможности, избежать многих сбоев и «накладок».
Во-вторых, в рамках единства субъект и объект управления должны обладать
относительной самостоятельностью. Предусмотреть все необходимые действия
в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей,
интересов
объекта и его возможных
В-третьих, субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, определенным образом реагируя на информацию, полученную от другой стороны.
Это облегчает
корректировку последующих
приспособление к изменению внешней среды и друг к другу.
В-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы
в четком взаимодействии (один — в получении необходимых в данной ситуации команд, другой — в своевременном и точном их исполнении).
Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников
управленческого
процесса будут совпадать и одновременно
соответствовать объективным
Перечисленные условия должны обеспечить управляемость объекта, т. е. его
адекватную реакцию на управляющее воздействие. Высокая реактивность может
иметь форму готовности исполнения требований, сотрудничества; низкая — без
действия, противодействия, формальных действий.
Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала,
соответствие стиля управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность полномочий руководителя, социально-психологический климат.
В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые
разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные
и случайные.
Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который
должен:
• соответствовать
целям и задачам объекта
• учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности;
• предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на
управляемый объект;
• поддаваться контролю;
• иметь
возможности для
Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективности можно отнести:
1) высокую оперативность, надежность, качество принимаемых решений;
2) минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой;
3) экономию
общих издержек и расходов
на содержание аппарата
4) улучшение
технико-экономических
и условий труда;
5) снижающуюся
долю административных
Эффективность функционирования системы управления можно повысить с по
мощью более
надежных обратных связей; своевременности
и полноты информации; учета социально-
оптимального размера подразделений.