Системы экологического менеджмента в России: немного статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Разработка и выпуск международных стандартов, определяющих требования к системам менеджмента организаций, открыли новый этап в глобализации экономики. Фактически, в 90-е годы XX века, добровольные по своей сути, на практике стандарты стали принципиально новым инструментом конкурентной борьбы на международной арене. Получилось так, что добровольность внедрения современных систем менеджмента в соответствии с международными стандартами относится к добровольному решению предпринимателей принять современные правила игры и развивать бизнес в ужесточающихся условиях или действовать по остаточному принципу, панически отыскивая сегменты рынка, где системы менеджмента пока еще не являются обязательным условием достижения успеха.

Файлы: 1 файл

Системы экологического менеджмента в Российской Федерации.doc

— 161.70 Кб (Скачать файл)

Введение

Разработка и выпуск международных стандартов, определяющих требования к системам менеджмента организаций, открыли новый этап в глобализации экономики. Фактически, в 90-е годы XX века, добровольные по своей сути, на практике стандарты стали принципиально новым инструментом конкурентной борьбы на международной арене. Получилось так, что добровольность внедрения современных систем менеджмента в соответствии с международными стандартами относится к добровольному решению предпринимателей принять современные правила игры и развивать бизнес в ужесточающихся условиях или действовать по остаточному принципу, панически отыскивая сегменты рынка, где системы менеджмента пока еще не являются обязательным условием достижения успеха. Таким образом, внедрение (и в большинстве случаев - с последующей сертификации) систем менеджмента, отвечающих международным требованиям, для российских компаний выступает в качестве индикатора выбора стратегии долгосрочного развития бизнеса, а значит, и рационального развития национальной экономики в целом.

Первые стандарты, предписывающие требования к системам менеджмента качества (стандарты ISO серии 9000) по приходу в Россию были истолкованы многозначно: как "украденные" находки советских гениев управления (несмотря на заметные отличия систем), как системы контроля качества (с минимальным вниманием к аспектам управления), наконец, как излишнее и в значительной степени дискриминационное условие участия отечественных предприятий в международных проектах, привлечения иностранных инвестиций, поставок продукции за рубеж. Естественно, были организации, которые нашли преимущества внедрения СМК; те, которые смогли развернуть пропаганду использования таких систем. Однако превалирующим все же остался подход, разграничивающий управление компанией и качество ее продукции, рассматривающий сертификацию СМК как формальное требование. Не вдаваясь глубоко в дискуссию о причинах и объективности такого восприятия ISO 9000, подчеркнем, что оно выступает в качестве серьезного барьера как на пути реального внедрения как систем менеджмента качества, так и систем экологического менеджмента (ISO 14000), обеспечения безопасности труда (OHSAS 18000), не говоря уже о системах, направленных на развитие социальной ответственности бизнеса (SA 8000). При этом, с позиций Total Quality Management (Всеобъемлющего качества менеджмента) появление всех последующих стандартов, а также фундаментальная переработка и создание ISO 9000:2000, поэтапная интеграция подходов (например, подготовка единых требований к аудиту систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента ISO 19011) не только предсказуемы, но совершено естественны, органичны. Объяснение этому заложено в самом определении качества как совокупности характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и ожидаемые потребности общества.

Таким образом, вопрос о широком распространении современных принципов менеджмента, о внедрении систем менеджмента российскими компаниями приобретает еще одну грань: он становится вопросом успешности бизнеса в целом, так как практика менеджмента многократно доказала справедливость известного высказывания Б. Фромма: "Успешный бизнес не может быть нацелен на получение прибылей, они должны быть результатом успешного ведения дел".

В Повестке дня на XXI век, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г., подчеркнуто, что экологический менеджмент следует отнести к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства; одновременно он выступает в качестве одной из доминант устойчивого развития.

Международная организации стандартизации определяет цель стандартов, устанавливающих требования к системам экологического менеджмента как обеспечение организаций системами, позволяющими совершенствовать экологическую эффективность и результативность бизнеса, системами, которые могут быть интегрированы с другими системами менеджмента с тем, чтобы содействовать достижению приоритетных экономических и экологических целей компаний.

"Эти стандарты, так же как и другие международные стандарты, не предназначены для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо увеличения или изменения обязательств организации, налагаемых на нее законодательством", свидетельствует текст стандарта ISO 14001. Тем не менее, выступая в качестве одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив, эти стандарты становятся все более серьезным условием интеграции Российской Федерации в международный рынок в качестве равноправного партнера развитых стран мира.

1.Системы экологического менеджмента в России: немного статистики

Опыт внедрения систем менеджмента качества в России убедительно указывает на то, что существует определенная "национальная" лаг-фаза, то есть период времени, характеризующийся кажущимся отсутствием интереса, развития, свидетельств внедрения и сертификации. Период этот чрезвычайно важен: именно в это время происходит накопление сведений о зарубежном опыте, создание системы мотивации, формирование типичных подходов к последующему внедрению систем.

К сожалению, в отношении систем менеджмента качества информационный и методический вакуум начального периода был заполнен агрессивно действовавшими (и поныне процветающими) на российском рынке консультационных услуг зарубежными компаниями, привнесшими флер шаманства: фокус под силу либо им, консультантам с огромным опытом, либо ими обученным исключительным российским консультантам-партнерам.

В качестве примера можно привести опыт крупной российской компании, получившей в результате двух лет работы сертификат соответствия требованиям ISO 9001. В течение последующих двух лет эта компания упустила возможности привлечения инвестиций конкретных заинтересованных сторон из Финляндии, Норвегии, Нидерландов. Недоумению менеджеров не было пределов: сертификат демонстрировался, условия обсуждались, а результатом посещения производственных площадок становились длительные паузы, постепенно переходившие в окончательные отказы. Российская компания по сути "сидела на игле" консультантов, ежегодно находивших систему менеджмента качества несостоятельной и производивших реанимацию изначально не предназначавшихся для жизни и работы инструкций и процедур.

В настоящее время, так и не создав реально работающую систему менеджмента качества, руководство приняло решение о получении сертификата (отметим, не о внедрении!) системы экологического менеджмента. Обсуждаемая компания занимает одну из лидирующих позиций в своей отрасли (промышленности строительных материалов), и ее псевдо-опыт рассматривается коллегами как аргумент против внедрения и сертификации систем менеджмента.

Тем не менее, шаг за шагом системы менеджмента качества и экологического менеджмента получают все большее распространение, хотя в контексте международной статистики это должно звучать по-другому, а именно "некоторое распространение". По доступным данным, СМК внедрены и сертифицированы в более чем тысяче организаций России. Интересно, что единственный в России регистр сертификации систем экологического менеджмента в России создан общественной организацией (РОО "Эколайн") и поддерживается ее специалистами на добровольной (хорошо звучит в контексте стандартов ISO серии 14000) основе. В Регистре размещается информация о российских организациях, сертифицированных на соответствие стандарту ISO 14001 "Environmental management systems - Specification with guidance for use" (ГОСТ Р ИСО 14001 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению"). В настоящее время в регистр занесено 40 организаций, еще семи направлены запросы. До лидеров внедрения СЭМ России очень далеко.

Можно строить предположения относительно полноты регистра, действенности сертифицированных систем, сопоставимости сертификатов системы ГОСТ Р ИСО 14001 и ISO 14001, таких особенностей, как сертификация головного офиса компании и т.п. Однозначным остается то обстоятельство, что сертифицированных систем экологического менеджмента в России на порядок меньше, чем сертифицированных систем менеджмента качества (что в целом отражает мировую динамику внедрения систем менеджмента).

Несмотря на добровольность стандартов, в мире число сертифицирующихся организаций растет экспоненциально, и, по словам председателя Технического комитета ISO/TC 207, занятого разработкой стандартов ISO серии 14000, через 8-10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные корпорации, будут сертифицированы в соответствии с ISO 14001, то есть получат свидетельство независимой "третьей стороны" о том, что их системы экологического менеджмента соответствуют этому стандарту. Мотивом для принятия таких решений для организаций служит в первую очередь то, что сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках.

Напомним, что работы по внедрению СЭМ, опыты по использованию их подходов, первые оценки (так называемые предварительные экологические оценки, предшествующие принятию окончательного решения о внедрении СЭМ) проведены на многих российских предприятиях. Распространение информации о стандартах ISO серии 14000, обучение руководства и персонала компаний, разработку методических рекомендаций осуществляют как отечественные консультационные компании, так и научно-исследовательские институты, вузы, неправительственные организации. Качество материалов, адекватность сведений, наконец, мотивы этих организаций варьируют в широких интервалах, и оценку их работы в этом исследовании мы проводить не будем. Однако подчеркнем, что при отсутствии четко и однозначно сформулированной государственной политики, а следовательно, и при отсутствии поддержки процесса распространения в России систем экологического менеджмента, отвечающих международным принципам, опасность неправильного использования этого инструмента и упущения предлагаемых им возможностей еще более велика, чем проявившаяся уже опасность псевдо-внедрения систем менеджмента качества.

Проблемы, препятствующие распространению экологического менеджмента в России

Практический опыт, накопленный в последние 4-5 лет, позволяет указать на основные проблемы, замедляющие распространение подходов СЭМ на российских предприятиях. Отметим, что существуют как отраслевые, так и региональные особенности проявления этих проблем, но в целом их можно отнести к трем категориям.

1.1. Низкий уровень общего менеджмента на предприятиях

Как уже было подчеркнуто, система экологического менеджмента тесно связана с системой менеджмента организации в целом и должна быть ее составной частью. Международные стандарты подразумевают, что внедрение СЭМ осуществляется в определенном организационном контексте. Предполагается, что определена миссия организации, формируется иерархия целей и задач, осуществляется систематическое планирование, разрабатываются и фиксируются процедуры. В то же время, для большинства российских предприятий многие из перечисленных понятий являются новыми и непривычными. Кроме того, для российской промышленности в целом характерен низкий уровень менеджмента, что проявляется, в первую очередь, в недостаточном использовании современных подходов к планированию и анализу результативности, невнимании к мотивации персонала, формализованном подходе к его обучению.

Такая ситуация, безусловно, создает трудности для внедрения СЭМ на предприятиях. В то же время, именно с этим связан значительный потенциал для снижения воздействия на окружающую среду с использованием организационных и малозатратных мероприятий. Например, разработка и соблюдение специальных процедур обращения с опасными веществами реально приводит к предотвращению или сокращению воздействия таковых на окружающую среду и персонал предприятия, а в ряде случаев способствует снижению себестоимости продукции. Кроме того, внедрение СЭМ предоставляет предприятию возможность на примере решения природоохранных проблем опробовать современные подходы к менеджменту, закладывая базу для создания системы менеджмента качества, отвечающей принципам, заложенным в стандарты систем менеджмента качества ISO серии 9000, а также повысить эффективность системы менеджмента в целом.

1.2. Неоправданно узкое понимание экологической деятельности предприятия и системы экологического менеджмента

В большинстве случаев экологическая (природоохранная) деятельность российских предприятий рассматривается исключительно как деятельность, осуществляемая по принципу "на конце трубы". Безусловно, внедрение и эксплуатация средозащитной техники является неотъемлемой частью экологической деятельности, однако во многих случаях превентивный подход, основанный на систематическом анализе производственного процесса как единого целого, может привести к гораздо более продуктивным решениям. Так, оптимизация существующих технологических процессов, сокращение потерь могут потребовать относительно небольших затрат, приведя в конечном счете как к снижению воздействия на окружающую среду, так и к получению экономического эффекта.

Создание СЭМ во многих случаях также первоначально рассматривается как реорганизация работы отдела по охране окружающей среды. В то же время, создание эффективной СЭМ требует принципиального решения высшего руководства о важности такой системы для предприятия, его дальнейшего участия в ее внедрении, а также, в той или иной степени, развития системы менеджмента в целом. Кроме того, необходимо вовлечение всего персонала в экологическую деятельность организации, инвестиции в его развитие.

1.3. Недопонимание характера стандартов в области СЭМ

Определенные трудности представляет понимание самой природы добровольных стандартов и их соотношения с методами государственного регулирования. Характерным для российских условий является стремление рассматривать их как обязательные, чему в немалой степени способствует позиция (а вернее, отсутствие четкой позиции Министерства природных ресурсов и его региональных органов). То есть, руководители предприятий нередко рассматривают стандарты ISO серии 14000 как еще один инструмент государственного регулирования, который вот-вот будет введен в действие. Поэтому значительное внимание приходится не только распространению сведений о принципах и конкретных элементах СЭМ, но и разъяснению их добровольного характера. При этом отмечается тот факт, что стандарты в области СЭМ предлагают инструмент, позволяющий помимо решения прочих задач эффективно организовать учет и соблюдение предприятиями требований регулирующих органов.

Информация о работе Системы экологического менеджмента в России: немного статистики