Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:33, курсовая работа
Разработка и выпуск международных стандартов, определяющих требования к системам менеджмента организаций, открыли новый этап в глобализации экономики. Фактически, в 90-е годы XX века, добровольные по своей сути, на практике стандарты стали принципиально новым инструментом конкурентной борьбы на международной арене. Получилось так, что добровольность внедрения современных систем менеджмента в соответствии с международными стандартами относится к добровольному решению предпринимателей принять современные правила игры и развивать бизнес в ужесточающихся условиях или действовать по остаточному принципу, панически отыскивая сегменты рынка, где системы менеджмента пока еще не являются обязательным условием достижения успеха.
Особенность сегодняшней ситуации состоит в том, что экологические требования (законодательные, нормативно-технические) и ожидания общества в целом и клиентов в частности из категории факторов среды косвенного воздействия (в ряде случаев не слишком действенных) переходят в категорию факторов внешней среды прямого воздействия, то есть влияющих на организацию непосредственно.
Гибкость, которую проявляют российские компании, адаптируясь к экологическим требованиям, может стать основой для успешного учета в будущем требований безопасности, которые, при всей болезненности темы, пока воспринимаются как вторичные в ряде случаев даже предприятиями, подотчетными Госгортехнадзору.
На самом деле, спонтанные протестные акции общественности (например, в 1995-1997 гг. в Южном федеральном округе) не воспринимаются химическими компаниями России как сигнал необходимости учета принципов Responsible Care (Кодекса ответственности), требующего интегрирования целей обеспечения безопасности населения и открытости политики, процедур и результативности предприятия в этой области для заинтересованных сторон. В национальном контексте речь идет о неподготовленности населения к техногенным катастрофам и об увеличении потерь, в международном - об ослаблении не только рыночных, но и политических позиций. Подтверждением справедливости последнего положения может служить авария предприятия американской корпорации Union Carbide в Индии. О радиационной безопасности, обеспокоенности общественности, о Чернобыльской аварии писать не приходится.
Возможности облегчения применения нормативных требований, рационального сочетания методов административного регулирования и контроля с инициативной экологической деятельностью предприятий, улучшение отношений предприятий с органами государственной власти и управления, общественностью, компаниями-партнерами, потребителями и др., формирование благоприятного имиджа компаний в целом, привлечение более квалифицированной и сознательной рабочей во многом пересекаются с описанными уже шестью блоками потенциальных выгод.
Так или иначе, все, что было сказано в этом разделе, относится к множеству, которое можно было бы определить как совокупность преимуществ российских компаний на отечественном и международных рынках, а значит - совокупность преимуществ, вносящих вклад в развитие национальной экономики.
3.Основные принципы распространения систем экологического менеджмента в России
С тем, чтобы системы экологического менеджмента были действительно приняты руководителями российских предприятий и использованы наиболее результативных образом, принципы распространения СЭМ должны, прежде всего, отражать то обстоятельство, что эти системы выступают как действенный инструмент поступательного развития бизнеса. Рассмотрим эти принципы более детально.
3.1. Значимость подходов экологического менеджмента для решения внутренних задач предприятий
Как уже сказано, в современных российских условиях для многих предприятий и консультантов характерна ориентация на получение формального сертификата как на основной мотив внедрения СЭМ (аналогичная ситуация имеет место и в сфере менеджмента качества). Как правило, именно наличие такого сертификата рассматривается как конкурентное преимущество для работы на рынке, что в целом может быть вполне справедливо. В то же время, как показывает опыт, только ориентация на внутренние задачи предприятий позволяет обеспечить принятие подходов экологического менеджмента в долгосрочной перспективе. Кроме того, признание как самих этих подходов, так и соответствующих сертификатов со стороны различных секторов общества прямо зависит от того, способно ли применение подходов СЭМ привести к существенному снижению воздействия на окружающую среду. С другой стороны, распространение СЭМ в промышленном секторе будет зависеть от того, насколько успешно эти системы позволят сочетать решение экономических и экологических задач предприятий.
В связи с этим одна из основных задач состоит в том, чтобы продемонстрировать возможность реального снижения воздействия на окружающую среду экономически целесообразными методами в результате внедрения СЭМ; при этом в качестве основы используются различные модели подходов, внимание уделяется не столько соблюдению формальных требований определенных стандартов (таких, например, как ISO 14001) .
3.2. Важность социальных аспектов экологического менеджмента
В основу концепции экологического менеджмента положено представление о взаимодействии организации с окружающей средой, в которой она функционирует. При этом внимание уделяется не только окружающей природной среде или исключительно экономической (поставщики и потребители), но и социальной среде. Ее образуют заинтересованные стороны, представляющие различные сектора общества. Это, в частности, государственные органы, в компетенцию которых входит регулирование тех или иных аспектов деятельности предприятия, а также широкая общественность, в том числе местное население и неправительственные организации. Эффективное функционирование СЭМ требует взаимодействия с этими сторонами. Минимальный объем такого взаимодействия определен стандартами в области СЭМ. Так, согласно ISO 14001, необходима разработка и обеспечение доступности экологической политики организации, в то время как схема EMAS требует ежегодной публикации верифицируемой экологической отчетности.
Однако это - лишь необходимый минимум, и те же стандарты рекомендуют более широкое взаимодействие с заинтересованными сторонами. Так, например, в стандарте ISO 14031 ("Оценка экологической результативности") используется понятие диалога с заинтересованными сторонами, приводятся рекомендации по применению экологических показателей для информирования этих сторон, а также по разработке специальных показателей для оценки взаимоотношений организации с общественностью.
Таким образом, диалог заинтересованных сторон играет важную роль в процессе внедрения и функционирования СЭМ. Поэтому существенные усилия должны быть направлены на развитие общественного диалога на различных уровнях. Диалог и поддержка заинтересованных сторон важны для создания эффективной СЭМ. При этом формы диалога могут включать участие заинтересованных сторон в разработке экологической политики, учет их мнения при определении приоритетных экологических аспектов, публикацию и обсуждение экологической отчетности предприятия и т.д. Результаты внедрения подходов СЭМ на промышленных предприятиях, ожидания заинтересованных сторон, возможности поддержки и распространения положительного опыта становятся предметом диалога на региональном и национальном уровнях.
Выводы
- В целом, подходы экологического менеджмента могут эффективно применяться в Российской Федерации, если их внедрение осуществляется с учетом специфики конкретных предприятий и организаций, местных условий и характерных проблем. При этом собственно результаты применения подходов СЭМ более значимы по сравнению с достижением формальной сертификации.
- В Российской Федерации, как и в других странах мира, развитие систем менеджмента качества опережает внедрение СЭМ. К настоящему моменту системы качества используются на многих предприятиях, накоплен как положительный, так и отрицательный опыт. Он может быть использован при внедрении и распространении подходов СЭМ в России, однако при этом необходимы критический анализ и оценка этого опыта.
- В современных условиях в Российской Федерации внедрение систем экологического менеджмента на предприятиях приводит к существенным результатам в отношении улучшения экологических показателей деятельности и снижения отрицательного воздействия на окружающую среду. Кроме того, внедрение СЭМ может способствовать укреплению системы менеджмента в целом, а также как правило, выполняет интегрирующую роль в объединении систем менеджмента на предприятии. Процесс внедрения систем экологического менеджмента осуществляется наиболее эффективно и результативно в условиях информационной открытости и диалога с заинтересованными сторонами.
- Система экологического менеджмента эффективна в том случае, когда ее внедрение происходит по инициативе самого предприятия. При этом государство может и должно внести свой вклад в этот процесс путем стимулирования и поддержки предприятий, вводящих СЭМ.
- Отсутствие системы добровольной сертификации СЭМ, которая отвечала бы международным требованиям и могла бы претендовать на признание ее зарубежными партнерами, выступает в качестве препятствия распространения систем экологического менеджмента предприятий и, в то же время, приводит к оттоку квалифицированных отечественных специалистов в зарубежные консалтинговые компании и органы по сертификации.
- Отсутствие доступного практического руководства по внедрению систем экологического менеджмента, которое руководители и специалисты российских компаний могли бы применять для совершенствования подходов к управлению предприятиями, оценки целесообразности развития подходов экологического менеджмента, наконец, поэтапного внедрения систем, тормозит широкое распространению СЭМ в Российской Федерации.
- Монополизация российского рынка немногими зарубежными органами по сертификации и низкий уровень информирования отечественной клиентуры обуславливает относительное снижение качества услуг по сертификации при их высокой стоимости в стране. Сертификат, выданный одной и той же фирмой в России и в странах Западной Европы, не свидетельствует о сравнимых уровнях развития систем менеджмента качества или систем экологического менеджмента сертифицированных компаний.
- Вопросы, связанные с экологическим менеджментом, созданием СЭМ на конкретных предприятиях, эффективностью внедренных систем, представляют интерес для различных секторов общества и создают хорошую основу для диалога и взаимодействия между ними. Проблематика экологического менеджмента может служить отправной точкой для обсуждения более широкого круга значимых для цивилизованного бизнеса вопросов, например, таких, как миссия организации и социальная ответственность бизнеса.
Информация о работе Системы экологического менеджмента в России: немного статистики