Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:24, реферат
Профессиональные качества современного менеджера оказывают решающее влияние на эффективное управление персоналом. Наиболее значимые из них являются организаторские, интеллектуальные, коммуникативные, мотивационно-волевые и предпринимательские. Эффективный менеджер обязан проявлять себя как талантливый, активный, уверенный в себе, способный принимать неординарные решения в неопределенной ситуации. Эффективное управление персоналом выдвинулось в число практических задач, факторов экономического успеха. Оно призвано обеспечить благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественное признание своих достижений.
Введение
В процессе решения проблемы
формирования профессионально важных
качеств личности будущих менеджеров
ставились задачи развития и обогащения
дидактической теории - системы научных
знаний о процессах и явлениях
обучения, представленных в форме
дидактических идей, закономерностей,
принципов и понятий, позволяющих
описать, объяснить и спрогнозировать
функционирование, развитие и саморазвитие
дидактических процессов и
Профессиональные качества
современного менеджера оказывают
решающее влияние на эффективное
управление персоналом. Наиболее значимые
из них являются организаторские, интеллектуальные,
коммуникативные, мотивационно-волевые
и предпринимательские. Эффективный
менеджер обязан проявлять себя как
талантливый, активный, уверенный в
себе, способный принимать
Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.
Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.
Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:
- на уровне задач деятельности менеджера;
- на поведенческом уровне;
- на уровне свойств личности.
На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.
Организаторские качества, характеризующиеся
умением подбирать, расставлять
кадры, планировать работу, обеспечивать
четкий контроль. Организаторские качества
- это следствия проявления ряда
психологических свойств
Наиболее важными из них являются:
- избирательность - способность
адекватно, без искажения
- самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках;
- контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей;
- способность предъявлять
- способность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении;
- способность заряжать своей
энергией других людей,
- целеустремленность - умение поставить
четкую и ясную цель и
- гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;
- работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
- настойчивость - волевое свойство
личности, проявляющееся в упорном
стремлении достичь
- самостоятельность - способность
осуществлять деятельность, опираясь
на собственные возможности
- дисциплинированность - подчинение
установленному порядку,
- инициативность - умение действовать
энергично, способность
Общей основой развития менеджера
как специалиста и как
Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества, включая:
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации при
разрешении конфликтных
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Менеджер в своей деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
- субординационное, или общение
при взаимодействии
- служебно-товарищеское - это общение
между руководителями-
- дружеское - это общение на
основе морально-
В зависимости от конкретной ситуации
и целей, важно точно применить
тот или иной стиль общения. Если
менеджер обладает навыками общения, то
ему легко устанавливать
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Кроме того, важное значение имеют
и мотивационно-волевые
- стремление к успеху (ориентация
на достижение, стремление обладать,
решительность, доверие к себе)
- добросовестность (внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
- свобода (самоопределение,
- компетентность (разговорчивость,
общительность, готовность к
Также следует отметить и предпринимательские качества менеджера, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.
Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.
Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит, в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме - это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.
Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком - субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.
Проблему объективности оценки можно было бы сформулировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:
- объективно - вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных суждений;
- надежно - относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);
- достоверно в отношении деятельности - оцениваться должен реальный уровень владения навыками - насколько успешно человек справляется со своим делом;
- с возможностью прогноза - оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально;
- комплексно - оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом;
Процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (то есть обладать свойством внутренней очевидности). Проведение оценочных мероприятий должно не дезорганизовывать работу коллектива, а встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.
Среди наиболее популярных методов оценки персонала можно выделить следующие:
1. Тесты на профпригодность. Их цель - оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность. К примеру, 55% опрошенных используют тесты, некоторым образом похожие на работу, которую кандидату предстоит выполнять.
2. Общие тесты способностей. Оценка общего уровня развития и отдельных особенностей мышления, внимания, памяти и других высших психических функций. Особенно информативны при оценке уровня способности к обучению.
3. Биографические тесты и изучение биографии. Основные аспекты анализа: семейные отношения, характер образования, физическое развитие, главные потребности и интересы, особенности интеллекта, общительность. Используются также данные личного дела - своеобразного досье, куда вносятся анкетные данные и сведения, полученные на основании ежегодных оценок. По данным личного дела прослеживается ход развития работника, на основе чего делаются выводы о его перспективах.
4. Личностные тесты. Психодиагностические тесты на оценку уровня развития отдельных личностных качеств или отнесенность человека к определенному типу. Оценивают скорее предрасположенность человека к определенному типу поведения и потенциальные возможности. Например, 20% опрошенных ответили, что они пользуются различными видами личных и психологических тестов в своих организациях.
5. Интервью. Беседа, направленная на сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку профессионально важных качеств претендента. Интервью при приеме на работу способно дать глубокую информацию о кандидате, при сопоставлении которой с другими методами оценки возможно получение точной и прогностичной информации.
6. Рекомендации. Важно обратить внимание на то, откуда представляются рекомендации, и на то, как они оформлены. Известные и солидные компании особенно требовательны к оформлению такого рода документов - для получения рекомендации необходима информация от непосредственного руководителя того человека, которому данная рекомендация представляется. Рекомендации оформляются всеми реквизитами организации и координатами для обратной связи. При получении рекомендации от частного лица следует обратить внимание на статус данного человека. Если рекомендацию профессионалу представляет человек, очень известный в кругах специалистов, то данная рекомендация будет более обоснованной.
7. Нетрадиционные методы. Как показали проведенные исследования 11% используют полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность или отношение к чему-либо, установленному компанией, 18% применяют для кандидатов алкогольный и наркотический тесты (как правило, эти тесты основываются на анализах мочи и крови, что является частью типового медицинского осмотра при поступлении на работу, при этом ни одна из опрошенных организаций не использует для своих кандидатов тестов на СПИД) и 22% опрошенных пользуются некоторыми видами психоанализа в целях выявления мастерства кандидатов для возможной работы в их организациях. Таким образом, в настоящее время все больше руководителей компаний приходят к пониманию, что «кадры решают все». Их правильный отбор при открытии бизнеса и его развитии, а также в некоторые важные моменты работы становится ключевым для становления компании и ее дальнейшего процветания.
Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности.
Цикл профессионального
Разработка и реализация программ
профессионального обучения может
осуществляться как самой организацией,
так и специализированными