Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:24, реферат
Профессиональные качества современного менеджера оказывают решающее влияние на эффективное управление персоналом. Наиболее значимые из них являются организаторские, интеллектуальные, коммуникативные, мотивационно-волевые и предпринимательские. Эффективный менеджер обязан проявлять себя как талантливый, активный, уверенный в себе, способный принимать неординарные решения в неопределенной ситуации. Эффективное управление персоналом выдвинулось в число практических задач, факторов экономического успеха. Оно призвано обеспечить благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественное признание своих достижений.
Особое внимание организации уделяют подготовке сотрудников для занятия ключевых должностей - руководителей. В современных организациях создается специальная система работы с резервом. От того, насколько эффективно работает эта система, во многом зависит успех всей организации, поэтому управление ею составляет один из приоритетов высшего руководства.
Современные организации заинтересованы и способствуют профессиональному росту своих сотрудников на всех уровнях иерархии. Однако существует группа должностей, которым уделяется особое внимание. Это должности высших руководителей, оказывающих исключительное влияние на развитие организации. Способность выявлять и успешно готовить будущих руководителей является сегодня важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе.
Поэтому современные организации
создают специальные системы
подбора, развития и перемещения, будущих
руководителей (резерва руководителей)
и рассматривают управление этой
системой как стратегически важную
задачу. Не случайно высшие руководители
принимают самое
1. Выявление сотрудников
занятия руководящих должностей;
2. Подготовка этих сотрудников
к работе в руководящей
3. Обеспечение плавного
и утверждения в ней нового сотрудника.
Подготовка преемников представляет собой сложный многоступенчатый процесс, требующий постоянного внимания со стороны высшего руководства, специалистов по профессиональному развитию, поддержки руководителей подразделений.
Подготовка сводится к развитию навыков и умений, необходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем. На практике систематические программы подготовки наиболее часто используют для того, чтобы готовить руководителей к продвижению по службе.
Для успешной подготовки руководящих кадров, как и для обучения вообще, нужны тщательный анализ и планировка.
Посредством оценки результатов деятельности
организация, прежде всего, должна определить
способности своих менеджеров. Затем,
на основе анализа содержания работы,
руководство должно установить - какие
способности и навыки требуется
для выполнения обязанностей на всех
линейных и штабных должностях в
организации. Это позволяет организации
выяснить, кто из руководителей обладает
наиболее подходящей квалификацией
для занятия тех или иных должностей,
а кто нуждается в обучении
и переподготовке. Решив все эти
вопросы, руководство может разработать
график подготовки конкретных лиц, намечаемых
к возможному продвижению по службе
или переводу на другие должности. Подготовка
руководящих кадров в основном ведется
для того, чтобы руководящие работники
овладели умениями и навыками, требующимися
для реализации целей организации.
Однако имеется необходимость
В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов:
Подготовительный (18-22 года) - связан с получением высшего или среднего профессионального образования, в этих рамках закладываются основы будущего специалиста и руководителя. Карьеры в собственном смысле слова здесь еще нет, ибо она начинается с момента зачисления выпускника в штат организации. На этом этапе требуются следующие профессиональные качества: целеустремленность, мотивационно - волевые, гибкость, настойчивость, самостоятельность.
Адаптационный этап (23-30 лет) - приходится на вхождение молодого специалиста в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создает все необходимые предпосылки. На этом этапе требуются следующие профессиональные качества: самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, целеустремленность.
Стабилизационный этап (30-40 лет) - означает окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных. Для первых открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице; вторые, достигнув своего «потолка», навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов. Но все к этому времени становятся профессионалами. На этом этапе требуются следующие профессиональные качества: избирательность, самокритичность, контакт, заряжает своей энергией других людей.
Этап консолидации (40-50 лет). Лица, которые хотят и могут продолжать карьеру руководителя, с интервалом в несколько лет продвигаются по служебной лестнице. Тот, кто обладает более решительным характером, продолжает карьеру линейных руководителей, а с менее решительным, но вдумчивым -- штабных. На этом этапе требуются следующие профессиональные качества: организаторские, коммуникативные, мотивационно-волевые качества. Отсутствие перспектив продвижения, дополняемое психологическими проблемами, связанными с естественной перестройкой организма, приводит большинство людей к «кризису середины жизни», когда они начинают подводить итоги сделанного и, понимая, что дальнейшее продвижение в должности невозможно, искать пути приспособления к новой ситуации. Выходом является освоение новых сфер деятельности и переход к «горизонтальной карьере».
Этап зрелости (50-60 лет) - предполагает, что люди сосредоточиваются на передаче своих знаний, опыта молодежи. На этом этапе требуются следующие профессиональные качества: коммуникативные, инициативность.
Завершающий этап (после 60 лет) - означает подготовку к уходу на пенсию. Для одних лиц уход на пенсию желательно осуществлять как можно раньше, с момента возникновения у них на это юридического права; для других, полных физических и духовных сил, как можно позже. Так, в Японии считается нормой, когда высшие руководители имеют возраст, приближающийся к 80 годам.
Большинство сотрудников, как показывают
исследования, обычно относятся к
своей карьере пассивно, предпочитая,
чтобы этими вопросами
Служебное продвижение в организации может осуществляться в соответствии с такими принципами, как результативность работы, компетентность и потенциальные возможности, усердие, умение организовать формальную сторону дела, угодить руководству, старшинство, общие способности.
Заключение
В современных условиях быстрого устаревания
профессиональных знаний способность
организации постоянно повышать
квалификацию своих сотрудников
является одним из важнейших факторов
успеха. Управление профессиональным
обучением персонала
Профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.
Организации создают специальные
методы и системы управления профессиональным
развитием - управление профессиональным
обучением, подготовкой резерва
руководителей, развитием карьеры.
Сегодня организации
Цикл профессионального
Список используемых источников и литературы