Смешанная республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы ( в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.Таким образом, как и

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 31.99 Кб (Скачать файл)

отличие президентской парламентской  и смешанной республики

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум  недоверия правительству, сформированному  президентом. С другой стороны, президент  имеет право распустить парламент  и назначить внеочередные выборы ( в некоторых странах парламент  не может быть распущен в течение  конституционно определённого срока).Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой республикой  с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы)[источник не указан 926 дней]. Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Литва, Словакия, Украина, Финляндия, Киргизская Республика (с июля 2010 года).

Российская  Федерация как  смешанная республика

Конституция Российской Федерации 1993 года [1] установила в России республиканскую форму правления.Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституци говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская - данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [2]. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

§ 1. Понятие смешанной  республики. Ее отличия от других форм правления 

 

Чтобы получить исчерпывающую  характеристику конкретного государства  как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность его признаков и выделить среди  них важнейшие.  К числу последних  можно отнести признаки, характеризующие  порядок формирования и организацию  высших органов государственной  власти или, иначе говоря,  форму  правления[1].

Эту сторону формы  государства определяют структура  и полномочия высших органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые ими решения. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества[2].

Форма правления  имеет основополагающее значение для  изучения конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Это  не просто теоретическая абстрактная  категория науки, как, скажем, суверенитет  или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и  можем разобраться в смысле той  или иной системы органов госу­дарственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

При аграрном строе  значение формы правления сводилось  лишь к определению того, каким  образом замещается должность главы  государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей[3].

Республика (от лат. res publica - общественное дело) – эта такая форма правления, где высшие органы государства (президент, парламент, правительство) являются выборными и сменяемые, причем только парламент во всех без исключения республиках избирается непосредственно населением[4].

Общими  признаками республиканской  формы правления  являются: 

1)                существование единоличного и  коллегиального главы государства;

2)                выборность на определенный срок  главы государства и других  верховных органов государственной  власти;

3)                осуществление государственной  власти не по своему велению,  а по поручению народа;

4)                юридическая ответственность главы  государства в случаях, предусмотренных  законом;

5)                обязательность решений верховной  государственной  власти.

Как и монархия, республиканская  форма правления имеет длительную историю. Она зародилась в древнем  мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике. Ее высшим органом  было Народное собрание, избираемое полноправными  и свободными гражданами Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, выступало  судебной инстанцией. Наряду с Народным собранием в Афинах действовал выборный высший орган управления - Совет  пятисот. В его ведение входило  распоряжение финансами, контроль над  деятельностью должностных лиц, проведение решений Народного собрания в жизнь. Республиканская форма  правления сохранялась и в  эпоху средневековья в городах, имевших право на самоуправление (Новгород, Псков, Генуя, Венеция и  др.). Во Франции республиканская  форма правления окончательно установилась лишь с принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации  монархии. Швейцария и миниатюрное  государство Сан-Марино имеют эту  форму правления изначально. Большинство  же современных европейских республик  обрели ее после военных и революционных  потрясений XX века, связанных, прежде всего  с двумя мировыми войнами. В Америке  успешная вооруженная национально-освободительная  борьба бывших колоний против монархических  метрополий так же, как правило, порождала  республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и  в Азии распад колониальной системы  в середине XX века привели, за единичными исключениями, к образованию республик.

При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая  форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая  главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод  верен лишь при прочих равных условиях.

Дело в том, что  существуют изощренные разновидности  республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, ко­торый ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 г., Ж. Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960 г., черные полковники в Греции в 1967 г., А. Пиночет в Чили в 1973 г. Примеры, к сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие “черные полковники” в июне 1973 г. ликвидировали монархию, однако демократии стране такая “республика” отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента, и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна (т.н. монократические республики). Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру, президент вообще находится в должности пожизненно. “Социалистические” республики служили и служат прикрытием еди­ноличной диктатуры генерального первого секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета.

Известны  три  основные разновидности республиканской  формы правления – президентская  республика, парламентская республика, полупрезидентская республика.     

Президентская республика характеризуется  следующими признаками:

1)                Глава государства – президент  избирается непосредственно населением  путем либо прямых (в латиноамериканских  странах), либо косвенных выборов  (в США, где сначала избираются  выборщики от штатов, а затем  последние как особая коллегия  избирают президента страны[6]);

2)                Президент обладает обширными  полномочиями: он одновременно является  главой государства, главой исполнительной  власти и главнокомандующим вооруженными  силами;

3)                В президентской республике правительство  формируется внепарламентским путем,  члены правительства назначаются  на должность и освобождаются  от должности президентом (в  США при назначении необходимо  согласие верхней палаты Конгресса  – Сената)[7].

В президентской (лат. “presidents” - букв. “сидящий впереди”) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства — президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных  республиках.

Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность  установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск  или ограничение полномочий коллегиальных  представительных органов государственной  власти, приостановление деятельности политической партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы  избежать этого существует сложная  система взаимоотношения между  ветвями власти, которая строятся на базе принципа так называемых сдержек  и противовесов. Рассмотрим, в чем  это проявляется.

Правительства как  коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены  президенту. Судьи, как высшие должностные  лица исполнительной власти, наз­начаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

Главный признак  данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику[8]. Парламент не может смещать  ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они  не нуждаются в политическом доверии  парламента. Поэтому в президентских  республиках мы нередко наблюдаем  ситуацию, характеризующуюся тем, что  президент принадлежит к одной  партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее, они  вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может конституционным  путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц  исполнительной и судебной власти путем  т.н. импичмента может иметь место  лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

Сдержки и противовесы  проявляются, в частности, в отлагательном  вето, налагаемым президентом на законы, принятые парламентом, тем самым  “тормозя” законодательную деятельность парламента, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов  депутатов обеих палат парламента. Т.е.  депутаты могут объявить импичмент (англ. “impeachment” – “досрочное отрешение от должности”) президента, судебный контроль за его деятельностью и др[9].

Верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а, кроме того, ратифицирует (и может  отказать в этом) заключенные президентом  международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью[10].

Государственный режим  при этой форме правления - только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного  парламента или президента могут  быть сильнее или слабее, но качество государственного режима это не меняет.

Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается  также в некоторых странах  Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства  на деле выходит за конституционные  рамки (несмотря на сдержки и противовесы), и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались  исследователями как суперпрезидентскими. В последние 10-15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

Парламентская республика характеризуется  следующими признаками:

1)                Парламент наряду с законодательной  деятельностью и вотированием  бюджета обладает учредительными  функциями и правом контроля за деятельностью правительства[11]. Главным из учредительных функций является формирование правительства на парламентской основе. Формально правительство назначает президент, однако делает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формировании кабинета из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест, а парламенте (чаще – в его нижней палате). Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победившей на выборах партии (или коалиции партий) в качестве будущего главы правительства. Предложенная президентом кандидатура главы правительства (или правительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только после этого президент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов[12];

Информация о работе Смешанная республика