Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:29, курсовая работа
Собеседование все еще сохраняет свою популярность как один из самых важных элементов процесса отбора персонала. В ходе собеседования можно познакомиться с кандидатом поближе, т.е. узнать его личные качества, манеры поведения. На основании собранных сведений уже происходит принятие решения о выборе потенциального работника, но даже полное наличие элементов отбора не дают точной информации о нанимаемом человеке.
В виду своей актуальности проблематика темы отбора персонала все чаще появляется в заголовках различных периодических и учебных изданий, а так же в ресурсах сети Интернет, несмотря на то, что эта тема исследована достаточно глубоко, появляются новые разработки и дополнения к методике отбора персонала.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Набор персонала как создание резерва потенциальных кандидатов……………………………………………………………………….. 4
1.1. Виды источников привлечения персонала …………………………………4
1.2. Методы набора персонала …………………………………………………..8
Пассивные методы………………………………………………………………… 9
Глава 2. Отбор персонала как основная технология управления персоналом……………………………………………………………………….. 9
2.1. Принципы и критерии отбора персонала…………………………………. 10
Критерии отбора ………………………………………………………………….11
Требования к критериям отбора……………………………………………….. 12
Методы определения критериев отбора………………………………………. 13
2.2. Основные технологии отбора персонала………………………………… 14
Система оценки кандидатов…………………………………………………….. 20
2.3. Достоверность и обоснованность методов отбора ……………………….21
Заключение ……………………………………………………………………….23
Список литературы………………. ……………………………………………..25
Отбор кадров не является изолированной функцией, представляющей самостоятельную ценность; он должен быть увязан со всеми другими функциями управления персоналом, чтобы не превратиться в функцию, которая осуществляется ради себя самой в ущерб другим формам работы с персоналом.
2.1. Принципы и критерии отбора персонала
Основной принцип подбора
и расстановки кадров: "Нужный
человек, в нужное время, на нужном месте".
Отбор работников, отвечающих по своим
профессиональным, деловым и личностным
качествам требованиям
* поиск и отбор кадров
не должны рассматриваться как
просто нахождение подходящего
человека для выполнения
* необходимо принимать
во внимание не только уровень
профессиональной
* необходимость учета
всех требований трудового
*ориентация на сильные,
а не на слабые стороны
*отказ в приеме новых
работников независимо от
*обеспечение соответствия
индивидуальных качеств
*ориентация на наиболее
квалифицированные кадры, но
По степени пригодности кандидатов можно разделить на три группы: непригодные, условно пригодные и относительно пригодные к дальнейшей деятельности (относительно - потому, что все необходимые качества нельзя точно определить).
Степень разновидности ключевых
качеств можно оценить
Критерии отбора
Для успешного отбора первостепенное
значение имеет определение критериев,
на основании которых будет
Требования к критериям отбора
При установлении критериев отбора должны быть соблюдены следующие требования: валидность, полнота, надежность, необходимость и достаточность критериев.
Необходимость и достаточность критериев. Не следует перегружать процесс поиска кандидатов, излишне сокращая число возможных кандидатов, необоснованно увеличивая число критериев, используемых в процессе отбора.
Полнота критериев. Требование полноты критериев, используемых при отборе, означает, что они должны учитывать все ключевые характеристики, важные для успешной работы в данной должности. Неполнота критериев отбора может привести к тому, что будут отобраны кандидаты, не удовлетворяющие организацию по некоторым важным рабочим показателям.
Надежность критериев. Отбор
на основании установленных
Валидность критериев отбора означает, что критерии отбора должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую производится отбор. Низкая валидность критериев отбора может явиться источником ошибок.
Обычно требования к кандидату со стороны организации связаны со следующими характеристиками (критериями):
* пол и возраст кандидата.
Например, на должность секретаря
чаще всего приглашают женщин
в возрасте 22-30 лет, а на высшие
руководящие должности (
* другие демографические
характеристики (место проживания,
семейное положение, наличие
* образование;
* специальные навыки (владение иностранным языком, знание определенных компьютерных программ и др.);
* опыт (стаж работы в
определенной должности, в
* медицинские противопоказания (общее состояние здоровья, отсутствие отклонений в психике);
* психологические характеристики
(конфликтность, уровень
* деловые и моральные
качества (ответственность,
В настоящее время все громче раздаются голоса против всякого рода дискриминации при отборе кадров, а особенно против дискриминации по возрасту. Сегодня десятки тысяч женщин и мужчин в возрасте от 40 до 55 лет, оказавшиеся по разным причинам без работы, не могут найти себе нового места только потому, что их "подводит" возраст. Хотя при этом не совсем понятно, почему коммерческий директор или бухгалтер в возрасте до 42 лет должен работать во всех отношениях лучше, чем его 45-летний коллега?
Методы определения критериев отбора
Существует несколько основных методов определения критериев отбора:
* Проведение обследования
всех поступающих на работу
по данной специальности (без
предварительного отбора) с использованием
батареи медико-
* Выделение среди работников
организации, работающих по
* Важнейшие показатели, необходимые
для успешной работы в данной
должности, выделяются на
* Экспертная оценка, когда
критерии предлагаются на
2.2. Основные технологии отбора персонала
Отбор персонала - это двусторонний процесс. Не только работодатель выбирает работника, но и работник выбирает работодателя. Процесс найма сотрудников есть процесс согласования интересов работодателя и работника.
В прошлом отбор персонала
на Западе (а на некоторых предприятиях
России и сегодня) считался достаточно
простым делом. Начальник лично
беседовал с желающими и
Технология отбора персонала состоит из следующих этапов:
Предварительное интервью
Заполнение бланка заявления и анкеты
Тестирование
Диагностическое интервью (собеседование)
Проверка рекомендаций и послужного списка
Медицинское обследование
Принятие окончательного решения
1. Предварительное интервью
Интервью проводит специалист
по персоналу или начальник отдела
кадров. При этом выясняются только
лишь самые общие данные о кандидате
(например, образование, внешний вид,
определяющие личностные качества). Уже
после этого удачливые
Наиболее важными пунктами,
на которые обычно обращают внимание
при предварительной отборочной
беседе являются: адрес, профилирующее
направление в учебном
2. Заполнение анкеты
Претенденты, прошедшие предварительную беседу, должны заполнить бланк заявления или анкету. Ту же последовательность используют и вербовщики. Число пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего влияющую на производительность труда претендента и общие сведения о претенденте (ФИО, дата и место рождения, адрес, контактный телефон, семейное положение, образование, опыт работы и др.). Вопросы могут относиться к прошлой работе и к складу ума, чтобы на их основе можно было провести психометрическую оценку претендента. Чтобы использовать анкету как метод отбора, специалист по кадрам должен сравнить каждый пункт анкеты с установленными критериями результативного отбора.
3. Тестирование
Одним из методов используемых для облегчения принятия решения по отбору, являются тесты по найму. Тест - это средство, которое измеряет какой-либо показатель человека. Тестирование в качестве вспомогательного приема при выборе наилучшего из кандидатов при приеме на работу становится все более популярным. Этот интерес вполне понятен, если принять во внимание, что постоянно возрастает значение правильного выбора и все дороже становятся ошибки.
Как правило, при тестировании
выполнение заданий и ответы на вопросы
осуществляются кандидатом письменно,
после чего оцениваются и интерпретируются
результаты. В последнее время
все популярнее становится использование
автоматизированных тестов, в основном
предлагаемых кандидатам на экране компьютера.
По окончании компьютер
Виды тестов:
тесты на способности и склонности (математические, логические и др.)
психомоторные тесты (ловкость пальцев рук и др.)
тесты на профессиональные знания и опыт; графологические тесты; проективные методики; личностные опросники; тесты на интересы
Из обширного арсенала
тестов активно используются не более
двух десятков. Сейчас все тестовые
методики можно условно поделить
на две большие группы: тесты, прошедшие
испытание временем и применяемые
до сих пор, и тесты, которые используют
редко. К первой категории относятся
тесты для комплексной оценки
психодиагностических черт; оценки отдельных
личностных черт, психических состояний
и функций; социально-психологической
оценки коллектива. Как правило, эти
психологические тесты