Социальная ответственность и этика в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Сегодня руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие управленческий проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены.

Файлы: 1 файл

1 2.docx

— 92.52 Кб (Скачать файл)

Введение

Сегодня руководитель не в  состоянии единолично решать все  возникающие управленческий проблемы, даже непосредственно входящие в  круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они  разнообразны и специфичны, а его  знания, опыт и имеющийся запас  времени ограничены. В настоящее  время существует много торговых организаций, уровень обслуживания в которых оставляет желать лучшего, но наряду с ними есть и такие, где  отношение к потенциальному покупателю достаточно доброжелательное и соблюдаются  этические нормы поведения, то есть – «покупатель всегда прав!». Но помимо этого положительного момента  остается еще много отрицательного – все негативное надо менять. Торговля является одной из областей общения  людей, а значит, с повышением нравственности в обществе улучшится и этическая  сторона жизни.

 

 

1. Социальная ответственность  

 

1.1 Определение и сущность социальной ответственности

Принятие на себя ответственности  и привлечение к ответственности  являются необходимыми следствиями  выполнения задач различными лицами с разделением труда между  ними.

Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).

Социальная  ответственность является свойством (чертой) характера личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Ответственность личности - это черта характера, приобретаемая в результате воспитания и учета моральных норм общества.

Социальная ответственность  менеджера отражается в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации решений.

Она реализуется в конкретных делах компании и менеджера (руководителя), направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально незащищенных групп населения.

Эта помощь может реализоваться  в прямом или косвенном виде. В  прямом виде помощь может оказываться  в форме бесплатных обедов; продажи  товаров по пониженным ценам; производства экологически чистой продукции; установления квот на прием безработных, выпускников  учебных заведений, инвалидов и  т.д. В косвенном виде - это благотворительные  взносы, поддержка социальных инициатив  других компаний или государства  и т.п. На практике иногда социальная ответственность вторична по отношению  к благосостоянию компании согласно девизу: Сначала преуспевание, а  потом благотворительность".

Социальная ответственность  компании явно или неявно отражается в ее уставных документах. Особенно это проявляется в миссии и  основных целях компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов  персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью является получение  максимальной прибыли в интересах  учредителей, то это означает минимальную  социальную ответственность компании. При этом руководители компании будут  сильно ограничены в попытках расширить  свою социальную ответственность.

Важными параметрами социальной ответственности являются широта, временной  интервал, придаваемое значение и  вовлеченность персонала.

Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность, например, техническую безопасность, своевременную  оплату труда, социальную справедливость и др.

Временной интервал - это период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.

Придаваемое значение - это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство компании решило закупить технологию, в которой не используется асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса решили "заморозить". Вовлеченность персонала - уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации выполнения социальных целей:

• путем формирования отдельных  коллективов в составе компании;

• путем участия всего  коллектива компании на общественных началах во внеурочное время.

Взаимодействие социальной и юридической ответственности.

Процесс гармонизации общества и компании идет через реализацию социальных инициатив и юридических  требований. Обычно часть социальных инициатив является предвестником  юридических требований, другие социальные инициативы признаются морально необходимыми, но не оформляются директивными актами государственного или муниципального управления. Иногда закон опережает  появление социальных инициатив  и тогда он предусматривает юридическую  и социальную (моральную) ответственность  руководителя или компании. Например, законодательные акты о предельных концентрациях вредных выбросов в атмосферу или в водную среду  регулируют технологию производства и  возлагают социальную ответственность  руководителей перед населением. Обычно социальная ответственность  предусматривает более жесткие  требования на параметры концентраций вредных выбросов.

Вопросы юридической ответственности  руководителей решает суд или  арбитраж, а социальная ответственность  оценивается общественным мнением, результаты которого могут быть более  действенными, чем юридическая ответственность.

Возложение на себя социальной ответственности может идти только добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие  трудности он будет ощущать. Вопросы  активизации социальной ответственности  рассматривались многими учеными  и практиками США и Японии. На основе опубликованных материалов можно  составить общую картину мотивов, активизирующих социальную ответственность  компании, специалистов или руководителя:

• чувство долга, предвыборные обещания;

• желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей территории;

• получение удовлетворения от видимых работниками и населением результатов (самовыражение, самопроявление);

• избежание общественных порицаний и взысканий;

• повышение имиджа или  карьерный рост;

• выигрыш в споре или  конкурсе;

• отвлечение от постоянных личных переживаний.

 

 

 

 

1.2 Социальная ответственность менеджеров

Менеджеры активно участвуют  в различных социальных мероприятиях. Сдерживающим фактором в этом участии  руководителей высшего звена  являются требования рядовых работников увеличивать доходы на акцию в  ежеквартальном исчислении. Из-за этого  управляющие вынуждены отказываться от финансирования программ, o6ycловленных  социальной ответственностью.  

Давно существует такая форма  социальной помощи, как добровольные пожертвования на местные благотворительные  нужды. Но в настоящее время распространяется форма личных контактов для оказания помощи. Ряд фирм проводят социальные мероприятия по специальным программам, которые предусматривают возможность участвовать в их осуществлении многим работникам. При этом используются различные подходы к реализации программ. Некоторые фирмы свои социальные программы реализуют при помощи своих же сотрудников или освобождают своих людей для выполнения общественной работы. Выполнение работ для общества улучшает отношения между предприятием и местным населением. Одновременно это оказывает положительное влияние на самих сотрудников и их отношение к своей работе. Некоторые предприятия, в продукции которых нуждается общество, дарят эту продукцию (организация компьютерных классов в школах и университетах, приобретение необходимого учебного оборудования). Бизнес жертвует часть своих средств на реставрацию памятников, благоустройство городов, больным детям, инвалидам и т.п.

Социальная ответственность  предотвращает конфликтные ситуации между организацией и обществом, в котором она функционирует. Для обеспечения высокой жизнедеятельности  организации необходимо постоянно  приспосабливаться к окружающей среде и постоянно откликаться  на проблемы социальных сообществ для  установления благожелательных отношений  с ними. Понесенные расходы оправдываются  благодаря совершенствованию различных  направлений развития общества и  улучшением отношения общества к  организации. Разумеется, организации  не должны заниматься мелочными вопросами. Социальная ответственность должна реализоваться в существенной помощи среде.

Мероприятия по социальной ответственности свойственны не только крупным организациям. Их осуществляют и мелкие предприятия. И это не менее ценно, чем проведение мероприятий  по социальной ответственности крупными фирмами.

Однако на первом плане  работы любой организации является обеспечение ее прибыльности, которая  и является основой любых мероприятий  по социальной ответственности. Открытое признание приоритетов и социально  ответственное поведение обеспечивают компании достижение важных вторичных  целей. Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам, потребителям всех

 

2. Этика

 

2.1 Назначение деловой этики и ее структура

Этика — это принципы, определяющие правильное поведение  и его отличие от неправильного. Этика основана на этических нормах, т. е. системе общих ценностей  и правил, соблюдение которых организация  требует от своих сотрудников. Эти  ценности являются частью ценностей, существующих в культуре данного общества. Это  как бы внутренний кодекс законов, который  определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения  можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика менеджмента связана  с внутренними ценностями, а они  в свою очередь являются частью корпоративной  культуры и воздействуют на принимаемые  решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды.

В бизнесе этика затрагивает  вопросы социально ответственного поведения организации и множество  вариантов поведения управляющих  и управляемых. Между первыми  и вторыми складываются определенные этические отношения. Речь идет о  корпоративной этике, которая предусматривает  неукоснительное соблюдение законов  и норм отношений организации  с государством и средой, в которой  она функционирует, т. е. приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Обеспечивая интересы организации, руководители не должны преступать того, что при рассмотрении со стороны  воспринимается как недопустимое.

Этика в бизнесе соизмеряется, с одной стороны, такими экономическими показателями организации, как доходы, издержки производства и реализации, прибыль, а с другой - социальной ответственностью, т. е. обязательствами  к другим людям, как во внутренней среде организации, так и в  обществе в целом.

Опыт показывает, что по нарушению корпоративной этики  на первом месте находятся руководители высшего звена управления, но эти  нарушения могут быть допущены также  менеджером любого уровня.

Чаще всего — это  использование служебного положения (взятки, использование средств организации  в личных целях, ведение личных телефонных разговоров со служебного телефона и  д.р.). В большинстве случаев здесь закон не нарушается. Среди нарушений этических норм связанных с игнорированием законов, являются фальсификация документов, присвоение средств, загрязнение окружающей среды, несоблюдение норм безопасности продукции и безопасности труда.

Каждая организация в  целом заинтересована в том, чтобы  нормы корпоративной этики не нарушались. Работа по соблюдению корпоративной  этики ведется в нескольких направлениях. В первую очередь, каждая организация  разрабатывает систему общих  ценностей правил этики, которых  должны придерживаться ее работники, т. е. этические нормативы. Они предполагают достижение целей организации в  рамках определенных этических правил ведения бизнеса. Запрещается взяточничество, вымогательство, подарки, конфликты  интересов фирмы, нарушение законов, мошенничество, раскрытие секретов фирмы, незаконные выплаты. Этические  нормативы доводятся до работников при поступлении на работу. Они  должны соответствовать ценностям, принятым в обществе.

Некоторые зарубежные организации  создают постоянные комитеты по этике  из членов высшего звена управления или содержат должностное лицо, ведающее этикой бизнеса (менеджер по этике).

Соблюдению этических  норм в бизнесе способствуют отчеты о социальном влиянии организации  на внутреннюю и внешнюю среду. Озабоченность  этикой бизнеса вынуждает организации  проводить обучение своих работников этическому поведению. В университетах  и колледжах стран Запада читаются специальные курсы по этике бизнеса.

Соблюдению норм этики  в бизнесе способствует освещение  их рушений в периодической печати и по телевидению.

В то же время деловая  этика базируется на уважении интересов  не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также  на конкурентов – запрещается  наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика  выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.

Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации, недостоверная  реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и издержки. Нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация  по непрофессиональным признакам и  “переманивание мозгов” искажают отношения на рынке труда. Получение  выгодных заказов не на конкурсной основе, а по блату, за взятку или  посредством шантажа и угроз  также разрушает рынок.

Основа современной деловой  этики – социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ  и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).

Этика бизнеса действует  на трех соподчиненных иерархических  уровнях.

Информация о работе Социальная ответственность и этика в менеджменте