Социальная ответственность и этика в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Сегодня руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие управленческий проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены.

Файлы: 1 файл

1 2.docx

— 92.52 Кб (Скачать файл)

1. Мировой уровень (гипернормы). Эти нормы основаны на общечеловеческих ценностях и зафиксированы в “Принципах международного бизнеса” – всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли).

Особо выделяются моральные  обязательства компаний и предпринимателей по отношению к следующим категориям лиц:

·  покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства);

·  работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства);

·  владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции);

·  поставщикам (справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.);

·  конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности);

·  местному населению (соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни).

Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам.

2. Макроуровень (в масштабе  отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса (например, “Двенадцать принципов ведения дел в России”). Речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда. Социальные контракты заключаются на макро - и микроуровнях.

3. Микроуровень (в масштабе  отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия  дискриминации в отношениях между  поставщиками и покупателями, персоналом  и администрацией, менеджерами и  акционерами и т.д. Их нарушение  влечет различные потери (рост  накладных расходов, конфликтные  ситуации и др.). На данном уровне  решаются и постоянно возникающие  (особенно в сфере управления  людьми) частные этические проблемы.

Менеджеры, привыкшие к  количественным критериям эффективности  и испытывающие нехватку времени, нередко  стремятся пренебречь этическими решениями, представляющими для них известные  трудности. Очень непросто также  оперировать разными уровнями этических  норм. Гипернормы могут противоречить микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь (хотя и в ограниченной степени) могут стандартные приемы и некоторые новые рекомендации специалистов по введению этических решений в практику управления.

 

 

 

Заключение

 

Как правило, на первом плане  работы любой организации является обеспечение ее прибыльности, которая  и является основой любых мероприятий  по социальной ответственности. Открытое признание приоритетов и социально  ответственное поведение обеспечивают достижение компанией важных вторичных  целей. Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам, потребителям всех уровней  и местному обществу.

Мероприятия по социальной ответственности свойственны не только крупным организациям. Их осуществляют и мелкие предприятия. И это не менее ценно, чем проведение мероприятий  по социальной ответственности крупными фирмами.

Ответственный подход менеджера  к своему делу составляет благоприятные  условия для долговременного  экономически эффективного функционирования предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство в рамках существующих легальных возможностей и на основе общепринятых морально-этических норм.

Законопослушный добропорядочный  менеджер должен принимать решения, исходя в равной степени из интересов  фирмы, общества и своих собственных. Пренебрежение любым из этих факторов нарушает нормальное функционирование предприятий и в лучшем случае ведет к их свертыванию.

Позиция менеджеров играет большую роль при принятии решений, в которых должны сочетаться этические  и коммерческие (деловые) стандарты  поведения. Суммируя основные черты  современного мировоззрения предпринимательства, следует подчеркнуть, что оно  исходит из признания общественной полезности бизнеса, фундаментальная  составляющая которого - это обмен, сделка, акт купли-продажи.

Руководство несет ответственность  за создание морального климата внутри организации. Менеджеры высшего  уровня должны быть ответственны за определение  границы лояльности по отношению  к возможной противозаконной  деятельности организации. Поскольку  эта граница (предел) в момент кризиса  может исчезнуть или быть размытой, постольку она должна быть четко  определена. Менеджеры вправе ожидать  лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут  ожидать лояльности в противовес закону, морали, самому обществу.

 

Список использованной литературы: 

 

1.  Басовский, Л.Е. Менеджмент: учебное пособие/ Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА, 2007. – 216с.

2.  Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник/ В.Р. Веснин.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – 504 с.

3.  Герчикова, И.Н. Менеджмент:учебник/И.Н. Герчикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 507 с.

4.  Глухов, В. В. Менеджмент: учебник для вузов/В. В. Глухов. – 3-е изд.,СПб.: Питер, 2007. – 608 с.

5.  Лавриненко В. И. Социальная психология и этика делового общения П/ред. В. И. Лавриненко; Москва - 2009 г. 320 с.

6.  Малинин Е.Д. Социальная ответственность предпринимателей и экономические реформы в России // ЭКО. 2008. №10. С.177-187.

7.  Муздыбаев К. Психология ответственности – М.: Академия, 2008. С. 874.

8.  Петрунин Ю.Ю. Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие. М., 2007. С. 89.

9.  Солодкая М.С. Ответственность субъекта управления: состояние проблемы и перспективы исследования. Оренбург. 2009. N 11. С. 43.

10. Internet


Информация о работе Социальная ответственность и этика в менеджменте