Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:54, курсовая работа
Социальный диалог, соответствующий рыночным отношениям, уже имеет определенные результаты: соглашения заключаются на уровне федерации, областей, территорий, отраслей, заключаются тысячи коллективных договоров на предприятиях. Очевидны тенденции, направленные на децентрализацию социального диалога с перенесением центра тяжести при ведении коллективных переговоров на региональный и местный уровни.
С другой стороны, Россия никак не может преодолеть глубокий структурный кризис. Предпринятые в последние годы реформы показали всю глубину накопившихся проблем во всех сферах жизнедеятельности общества.
Введение
1. Понятие, система и формы социального партнерства
2. Социальное партнерство: механизм действия
2.1 Представители работников и работодателей как социальные партнеры
2.2 Коллективные договоры
2.3 Социально-партнерские соглашения
2.4 Участие работников в управлении организацией
2.5 Проблемы развития социального партнерства
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Понятие, система и формы социального партнерства
2. Социальное партнерство: механизм действия
2.1 Представители работников и работодателей как социальные партнеры
2.2 Коллективные договоры
2.3 Социально-партнерские соглашения
2.4 Участие работников в управлении организацией
2.5 Проблемы развития социального партнерства
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В современной России второе десятилетие идет интенсивный процесс экономических, социальных, политических и правовых преобразований. Изменения, которые произошли за этот период во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь в отношениях собственности, коренным образом повлияли на характер социально-трудовых отношений.
Социальный диалог, соответствующий рыночным отношениям, уже имеет определенные результаты: соглашения заключаются на уровне федерации, областей, территорий, отраслей, заключаются тысячи коллективных договоров на предприятиях. Очевидны тенденции, направленные на децентрализацию социального диалога с перенесением центра тяжести при ведении коллективных переговоров на региональный и местный уровни.
С другой стороны, Россия никак не может преодолеть глубокий структурный кризис. Предпринятые в последние годы реформы показали всю глубину накопившихся проблем во всех сферах жизнедеятельности общества. Формирование цивилизованных трудовых отношений во многом зависит от состояния и динамики развития производительных сил, возможностей сторон трудовых отношений реально участвовать в формировании социально-экономической политики, в становлении производственной демократии, дальнейшем улучшении правовой базы регулирования трудовых отношений.
В свою очередь развитие цивилизованных трудовых отношений должно способствовать росту экономики, ее конкурентоспособности в условиях глобализации. И, несмотря на все сложности времени перемен, российское общество, пройдя через социальные конфликты и экономические кризисы, достигло понимания, что основным принципом регулирования трудовых отношений должно стать социальное партнерство.
1. Понятие, система и формы социального партнерства
Нормы, регулирующие отношения социального партнерства, содержатся в части 2 раздела 2 Трудового кодекса Российской Федерации. Под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации.
Основные принципы социального партнерства: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и отношений; добровольность сторон в принятии на себя обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями.
Ст.27 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены формы, в которых осуществляется социальное партнерство. Взаимодействие может проявляться в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров - это основные формы социального партнерства.
При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: стороны создают примирительные комиссии, участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки.
Социальное партнерство в сфере труда включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключение соглашений на соответствующих уровнях и т.п.
Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, в равной степени учитывающие необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций, создания системы гарантий трудовых прав работников.
Система социального партнерства включает несколько уровней, устанавливающих основы регулирования отношений в сфере труда на федеральном уровне, региональном уровне, отраслевом уровне, территориальным уровне и локальным уровне, который устанавливает конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
2. Социальное партнерство: механизм действия
2.1 Представители работников и работодателей как социальные партнеры
социальный партнерство договор работник
Главными субъектами социального партнерства являются работники и работодатели в лице своих представителей. Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве выступают: профессиональные союзы и их объединения, различные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Работники, состоящие в профсоюзе, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники в результате тайного голосования могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий. Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель -- индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей -- некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства законных интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются Федеральным законом "Об объединениях работодателей".
Представлять работодателей в лице государственных и муниципальных предприятий, а также организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.
Органами социального партнерства являются создаваемые на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ведению коллективных переговоров и подготовке проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений. Комиссии формируются из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 г.г. №92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территории данного региона. Их деятельность осуществляется на основании законов этих субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
Для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения могут образовываться отраслевые комиссии как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, выступающих стороной соглашения.
На уровне организации создается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
2.2 Коллективные договоры
Коллективный договор -- правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Определение коллективного договора соответствует положениям международных документов в сфере труда, в частности Рекомендации МОТ № 91 "О коллективных договорах" (1951). Коллективный договор является нормативным соглашением, т.е. актом, который заключается в договорном порядке, но наряду с конкретными обязательствами содержит нормы права. Основная его задача -- регулирование социально-трудовых отношений.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Коллективный договор может заключаться как в самой организации, так и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. В таких случаях представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем. Коллективный договор заключается работодателем -- организацией либо индивидуальным предпринимателем. Работодатели -- физические лица, не являющиеся предпринимателями, коллективных договоров не заключают.
Коллективный договор -- это двусторонний акт. Одной стороной выступает трудовой коллектив в лице одного или нескольких представителей, которым, как правило, является профсоюз (или несколько профсоюзов, действующих на предприятии). Другой стороной -- работодатель, представляемый руководителем или другим правомочным в соответствии с уставом организации, иным правовым актом лицом.
При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения.
Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.
Коллективный договор может заключаться как на уровне организации в целом, так и на уровне обособленных структурных подразделений. При этом необходимо помнить, что в любом случае стороной коллективного договора выступает работодатель, т.е. организация.
Информация о работе Социальное партнерство: механизм действия