Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:54, курсовая работа
Социальный диалог, соответствующий рыночным отношениям, уже имеет определенные результаты: соглашения заключаются на уровне федерации, областей, территорий, отраслей, заключаются тысячи коллективных договоров на предприятиях. Очевидны тенденции, направленные на децентрализацию социального диалога с перенесением центра тяжести при ведении коллективных переговоров на региональный и местный уровни.
С другой стороны, Россия никак не может преодолеть глубокий структурный кризис. Предпринятые в последние годы реформы показали всю глубину накопившихся проблем во всех сферах жизнедеятельности общества.
Введение
1. Понятие, система и формы социального партнерства
2. Социальное партнерство: механизм действия
2.1 Представители работников и работодателей как социальные партнеры
2.2 Коллективные договоры
2.3 Социально-партнерские соглашения
2.4 Участие работников в управлении организацией
2.5 Проблемы развития социального партнерства
Заключение
Список используемой литературы
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: форма, система и размер оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора и др.
Могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить его действие на срок не более трех лет. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения. Коллективный договор не утрачивает силу в случае изменения наименования работодателя, расторжения трудового договора с руководителем организации.
Изменение и дополнение коллективного договора могут осуществляться либо в процессе проведения коллективных переговоров, т.е. по правилам его заключения (ст. 37 ТК РФ), либо в порядке, установленном самим коллективным договором. При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет действие в течение всего срока реорганизации. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
2.3 Социально-партнерские соглашения
Соглашение -- правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Соглашение в отличие от коллективного договора заключается на других уровнях социального партнерства -- федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном. При этом соглашения могут носить общий характер и охватывать всех (большинство) работодателей и работников соответствующего территориального образования или являться отраслевыми (межотраслевыми).
В соглашение включаются взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ст.48 ТК РФ). Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей -- федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст.34 ТК РФ).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями (ст.48 ТК РФ). В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников. Соглашение подписывается представителями сторон. Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.
2.4 Участие работников в управлении организацией
Участие работников, их представителей в управлении организацией закреплено в ст. 52 ТК РФ. Такое взаимодействие работников и (или) их представителей с работодателем возможно только на уровне организации. Основными формами участия работников в управлении организацией являются: учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, коллективным договором; проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; участие в разработке и принятии коллективных договоров; иные формы, определенные законом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и т.д.
Представители работников также имеют право вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
2.5 Проблемы развития социального партнерства
Хотя, в целом, роль государства в регулировании и управлении общественными процессами в последнее десятилетие существенно укрепилась, развитие социального партнерства в России наталкивается на целый ряд трудностей. Основная состоит в том, что до сих пор не сформировались главные субъекты общественного партнерства. Профсоюзные объединения дробятся на соперничающие группировки, а работодатели и предприниматели разобщены по многим ассоциациям и союзам. Если на низовом уровне такая разобщенность сторон -- не помеха для сотрудничества, то на федеральном и отраслевом уровнях она серьезно затрудняет нахождение общих согласованных решений. На сохранение общественного согласия отрицательно влияют падение производства в стране, инфляция и рост безработицы. Тормозит развитие сотрудничества партнеров на различных уровнях несовершенство нашего трудового законодательства, в частности отсутствие отдельного закона об использовании индивидуальных контрактов (договоров) в гибких формах занятости. Другим "отягчающим" обстоятельством является неразвитость практики государственной поддержки отдельных социальных слоев и категорий работников. В этой связи в настоящее время уровень развития законодательной базы и инфраструктуры социальной защиты работников определяет предпочтительность коллективно-договорной системы регулирования трудовых отношений по сравнению с индивидуально-договорным регулированием взаимоотношений работников и работодателей.
За формирующимися в России в последние годы моделями социального партнерства -- будущее, которое должно быть глубоко осмыслено всеми участниками переговорных процессов на разных уровнях, в противном случае неизбежно нарастание социальной нестабильности в обществе вместо процессов разрешения и согласования противоречивых устремлений всех социальных групп населения.
Заключение
Социальное партнерство -- особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс реализации оптимальных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей. Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации. Практика партнерских отношений выработала такие формы их реализации, как
- коллективные договоры и соглашения,
- консультации и переговоры по реализации социальной и трудовой политики,
- согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон,
- совместный контроль за выполнением достигнутых сторонами договоренностей, обеспечивающий исполнение действующего законодательства.
Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на федеральном, отраслевом, территориальном, профессиональном уровнях, а также с помощью заключения коллективных договоров на предприятиях, в организациях и учреждениях.
По договоренности сторон, участвующих в переговорах, они могут быть трехсторонними и двухсторонними. Социальное партнерство определяется следующими параметрами:
- наличие соответствующих организаций для выражения интересов сторон;
- осуществление переговорного процесса, в ходе которого происходит согласование позиций и поиск вариантов решения проблемы;
- вклад каждой из сторон в решение проблемы.
Социальное партнерство -- это сотрудничество и взаимодействие заинтересованных сторон. Такой подход к социальному партнерству признает, что профсоюзы заинтересованы в успешной работе организации, так как это обеспечивает гарантированные рабочие места; сотрудничество являются способом решения проблем, возникающих между работниками и работодателями. И хотя развитие социального партнерства в России наталкивается на целый ряд трудностей, будущее видится именно за ним.
Список используемой литературы
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2010).
ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 1.15.1999. №92-ФЗ (с послед. изм.).
ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.12.1996. №10-ФЗ (ред. от 01.12.2007).
ФЗ "Об объединениях работодателей" от 27.11.2002. №156-ФЗ (ред. от 01.07.2010.)
Вдовина Ю.Г. Трудовое право [Электронный
ресурс] / Ю.Г.Вдовина, Д.А.Ястребов. - МИЭМП,
2010. - Режим доступа: http://www.e-college.ru/
Катульский Е.Д. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в России: эволюция, критерии оценки / Е.Д.Катульский, О.И.Меньшикова // Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение". Экономика и право. -- 2008. -- № 8.
Старостина Ю.С. Социальное партнерство и коллективное трудовое право / Ю.С.Старостина // Право, общество, власть и современность: Тезисы докладов на VII межвузовской научно-практической конференции. -- М.: МГИУ, 2006. -- С. 71--86
Информация о работе Социальное партнерство: механизм действия