Социально-экономическая эффективность деятельности предприятий торговли (общественного питания): сущность, показатели оценки, пути повы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ эффективности деятельности исследуемого предприятия и выявление резервов ее повышения.
Объект наблюдения – торговое предприятие ООО «ТНТ Компьютер».
Объектом исследования являются экономические процессы по повышению экономической эффективности деятельности организации ООО «ТНТ Компьютер».

Содержание работы

Введение
1. Сущность социально-экономической эффективности деятельности предприятий торговли (общественного питания) и необходимость ее анализа
2. Система показателей оценки социально-экономической эффективности деятельности предприятия
3. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ______
4. Оценка эффективности использования экономических ресурсов ______________
5. Комплексная оценка социально-экономической эффективности деятельности___
6. Пути повышения эффективности деятельности _______________
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРС Соц-эк эффективн ЭК ТОРГ.docx

— 137.87 Кб (Скачать файл)

 

Тема 35. Социально-экономическая  эффективность деятельности предприятий  торговли (общественного питания): сущность, показатели оценки, пути повышения 

Введение 

1. Сущность социально-экономической  эффективности деятельности предприятий  торговли (общественного питания)  и необходимость ее анализа 

2. Система показателей оценки социально-экономической эффективности деятельности предприятия

3. Экономическая характеристика  финансово-хозяйственной деятельности ______

4. Оценка эффективности использования  экономических ресурсов ______________

5. Комплексная оценка социально-экономической  эффективности деятельности___

6. Пути повышения эффективности  деятельности _______________

Заключение 

Библиографический список

Приложения 

Литература: 5; 47; 71; 72; 89; 95; 123; 124; 149; 163.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

1 Сущность социально-экономической эффективности деятельности предприятий торговли (общественного питания) и необходимость ее анализа 6

2 Система показателей оценки социально-экономической эффективности деятельности предприятия 12

3 Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «ТНТ Компьютер» 23

4 Оценка эффективности использования экономических ресурсов ООО «ТНТ Компьютер» 27

5 Комплексная оценка социально-экономической эффективности деятельности ООО «ТНТ Компьютер» 36

6 Пути повышения эффективности деятельности ООО «ТНТ Компьютер» 44

Заключение 47

Список использованных источников 51

 

 

Введение

Современные условия рыночной экономики требуют развития экономического анализа в первую очередь на микроуровне, то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) и составляют основу рыночной экономики.

Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной деятельностью, как предприятия, так и его коллектива, менеджеров, владельцев-собственников.

Анализ эффективности деятельности предприятия необходим не только его руководителю для оценки финансового положения, но и ряду лиц, которые принимают непосредственное участие в хозяйственной практике:

1) инвесторам, которым необходимо  принять решение о формировании  портфеля ценных бумаг предприятия;

2) кредиторам, которые должны  выдать при необходимости кредиты  предприятию и быть уверенными, что их кредиты вернут вместе  с процентами, раньше, чем предприятие  обанкротится;

3) аудиторам, которым необходимо  проверить отчетность и хозяйственную  деятельность предприятия и дать  соответствующие рекомендации по  ведению бухгалтерского учета;

5) руководителям маркетинговых  и рекламных отделов, которые  на основе этой информации  создают стратегию продвижения  товара на рынки.

Кроме того, в настоящее  время, экономический анализ получил  новую форму представления – форму рекламного характера. Публикация результатов финансового анализа в виде отчетов показывает инвесторам и акционерам результаты работы предприятия за отчетный период времени, тенденции роста прибыли и развития предприятия на следующий год, и служит хорошим рекламным материалом для привлечения новых инвестиций.

Необходимость дальнейшего  совершенствования теории и практики анализа экономической эффективности  деятельности предприятий обуславливает  актуальность данной курсовой работы.

Целью работы является анализ эффективности деятельности исследуемого предприятия и выявление резервов ее повышения.

Объект наблюдения – торговое предприятие ООО «ТНТ Компьютер».

Объектом исследования являются экономические  процессы по повышению экономической  эффективности деятельности организации ООО «ТНТ Компьютер».

Предметом исследования являются тенденции, закономерности и направления  повышения социально-экономической  эффективности работы предприятия, экономические и финансовые результаты его деятельности, складывающиеся под  воздействием объективных и субъективных факторов, получившие отражение через  систему экономической информации.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих  задач:

  • определить сущность экономической эффективности;
  • исследовать методику оценки экономической эффективности торгового предприятия;
  • выявить основные показатели экономической эффективности;
  • проанализировать эффективность деятельности ТНТ;
  • оценить имущество предприятия и источники его формирования, платежеспособность и финансовую устойчивость;
  • провести анализ эффективности использования ресурсов;
  • разработать направления повышения экономической эффективности работы организации.

В процессе подготовки курсовой работы анализировались отчеты деятельности ООО «ТНТ Компьютер» за 2010–2011 годы и другие материалы бухгалтерской и статистической отчетности. Кроме того, обобщались методические рекомендации, по повышению экономической эффективности деятельности предприятий, монографическая научная литература, публикации в периодической печати. При этом изучались научные труды следующих авторов: З.А. Капелюк, К.А. Раицкого, А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина, М.И. Баканова, А.Ю. Денисова, Г.В. Савицкой и др.

Методология экономического анализа производственной и хозяйственной  деятельности представляет собой комплексное  изучение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем  обработки специальными методами системы  показателей статистической и бухгалтерской  отчетности, а также других источников информации с целью выявления направлений повышения экономической эффективности работы предприятия. Кроме того, исследование основывается на методологии программно-целевого подхода, в основе которой лежит системный анализ, изучающий поведение рассматриваемого объекта в системе внешних и внутренних связей.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 6 глав, заключения, библиографического списка.

В заключение работы представлены выводы и рекомендации. Список литературы включает 47 источников.

 

1 Сущность социально-экономической эффективности деятельности предприятий торговли (общественного питания) и необходимость ее анализа

Социально-экономическая эффективность – сложная категория экономической науки. Она пронизывает все сферы практической деятельности человека, все стадии общественного производства, является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений, используется для формирования материально-структурной, функциональной и системной характеристики хозяйственной деятельности. Можно сказать, что такие наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности, как целостность, многосторонность, динамичность, многомерность и взаимосвязанность ее различных сторон, находят свое адекватное отражение через категорию эффективности.

Анализ общей эффективность  хозяйственной деятельности является прерогативой высшего звена управленческих структур организации.

Эффективность или неэффективность  частных управленческих решений, связанных  с определение цены продукта, размера  партии закупок или поставок продукции, замене оборудования или технологии и другие решения должны пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста  и роста общей эффективности.

Основными задачами анализа  эффективности являются:

  • оценка хозяйственной ситуации;
  • выявление факторов и причин достигнутого состояния;
  • подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;
  • выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Результаты анализа способствуют росту информированности администрации  предприятия и других пользователей  экономической информации – субъектов  анализа – о состоянии интересующих их объектов.

При помощи принципа эффективности  могут быть сформулированы критерии для всех видов целей (экономических, социальных, технических, экологических).

Каждая организация  принимает решение по большой  совокупности вопросов: определение  номенклатуры выпускаемой и реализуемой  продукции; на какой рынок или  его сегмент выходить с этим товаром; какие технологии использовать для  производства и реализации товаров; какая структура ресурсов необходима и как распределять трудовые, материальные и финансовые ресурсы; каких показателей должно достичь предприятие за определенный период, особенно по качеству и техническим характеристикам товара, по эффективности производства и сбыта и т.д.

Из многих направлений  деятельности предприятия необходимо установить, какие можно считать  стратегическими. Они могут определяться той конечной целью, которую предприятие  ставит перед собой.

На основе обобщения  опыта отечественных и зарубежных предприятий, различных литературных источников сформулированы и на практике используются следующие основные системы  целей деятельности хозяйствующих  субъектов:

  • экономические цели, которые предусматривают завоевание и удержание определенной доли на рынке для отдельных товаров и по всему ассоООО «ТНТ Компьютер»енту, максимизацию прибыли, возмещение за счет доходов затрат, снижение убытков, увеличение объема продаж и др. Для оценки достижения этих целей необходимо выбирать показатели, которые выражают экономическую рациональность деятельности предприятия. Важнейшим выражением относительных показателей эффективности в этих случаях является отношение результата к совокупным ресурсам или затратам.
  • технические цели, которые ориентируют предприятие на улучшение качества продукции, повышение технического уровня оборудования, машин и технологий и др.;
  • социальные цели, которые предусматривают сокращение рабочего времени, улучшение социального обеспечения в старости, дают гарантии занятости и др.;
  • экологические цели, которые нацеливают предприятия на предотвращение ущерба окружающей среде путем снижения уровня загрязнения воды и воздуха, уменьшения количества отходов и их переработки, устранения шума и др.

Соответственно указанным  целям осуществление хозяйственно-финансовой деятельности подчинено требованиям  не только экономической, технической, социальной и экологической рациональности, но и их совокупности.

В большинстве предприятий (в основном коммерческих) принцип  экономической рациональности выступает  как доминирующий фактор. Эти предприятия  считают своей главной целью  максимизацию прибыли. Однако в этом случае наряду с экономической эффективностью (рациональностью) находят свое отражение  социальная, техническая и экологическая  рациональности, но как критерии второго, третьего и четвертого порядка. Из комплекса  четырех описанных типов рациональности принцип эффективности используется при оценке достижения всех целей, который  включает в себя все четыре разновидности  рациональности. На предприятии нужно  принимать решения всегда с таким  расчетом, чтобы с помощью имеющихся  ограниченных средств обеспечить оптимальное  достижение всех видов поставленных целей.

Несмотря на то, что  обеспечение прибыльной работы предприятия  является первоочередной среди многих целей, это не означает, что остальные  малозначительны. Достижение каждой цели должно быть просчитано и предусмотрено  решением соответствующих задач  в ближайшее время и в долгосрочной перспективе. При этом необходимо помнить, что другие задачи (цели развития) будут решены (достигнуты), если предприятие обеспечит получение прибыли от хозяйственной деятельности. Именно за счет прибыли, в основном, формируются средства для развития предприятия.

Приведенные положения  позволяют раскрыть понятие трех разных видов эффективности:

1. Эффективность хозяйственной деятельности предприятия определяется полученными результатами (в процессе этой деятельности), которые отражают достижение целей развития (повышение доли на рынке в виде достигнутого объема реализованной продукции или получение прибыли как эффекта и т.п.), и конкурентным успехом на рынке (выражаемом в качестве продукции и цене, по которой стала возможна реализация), представленным в виде объема реализованной продукции или эффекта и соотнесенным с величиной совокупных, примененных и потребленных ресурсов.

2. Эффективность использования отдельных видов ресурсов характеризуется соотношением объема выпуска продукции или прибыли от хозяйственно-финансовой деятельности с соответствующей величиной ресурсов (отдельных видов или отдельными видами затрат, связанными с рабочей силой, с использованием основных фондов или оборотных средств). Так, конечные результаты деятельности предприятия представляют собой объем выпуска или объем реализованной продукции и эффект в виде прибыли.

Примененные ресурсы  – это реальный капитал, который измеряется в стоимостной форме и включает величину (основных фондов и оборотных средств.

Потребленные ресурсы  – это текущие затраты живого и овеществленного труда в виде расходов на производство и продажи.

Ресурсный и затратный  методы построения системы показателей экономической эффективности не противоречат один другому, наоборот, при таком подходе к их определению возможно более глубоко исследовать движение эффективности, определить резервы и наметить конкретные пути ее повышения.

3. Эффективность производства товаров состоит в использовании минимального количества ресурсов для производства данного объема товаров и оказания услуг и в снижении расходов на единицу продукции (работ, услуг).

Второй показатель эффективности (из трех названных выше) является сквозным, который используется при ее оценке по отрасли, различным сферам и в целом по экономике страны.

Эффективность в сфере  экономики – воспроизводственная категория. В результате движения продукции через фазы воспроизводства имеют место экономические отношения по поводу эффективного использования ресурсов для достижения конечных результатов.

Информация о работе Социально-экономическая эффективность деятельности предприятий торговли (общественного питания): сущность, показатели оценки, пути повы