Социально-экономическая эффективность деятельности предприятий торговли (общественного питания): сущность, показатели оценки, пути повы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ эффективности деятельности исследуемого предприятия и выявление резервов ее повышения.
Объект наблюдения – торговое предприятие ООО «ТНТ Компьютер».
Объектом исследования являются экономические процессы по повышению экономической эффективности деятельности организации ООО «ТНТ Компьютер».

Содержание работы

Введение
1. Сущность социально-экономической эффективности деятельности предприятий торговли (общественного питания) и необходимость ее анализа
2. Система показателей оценки социально-экономической эффективности деятельности предприятия
3. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ______
4. Оценка эффективности использования экономических ресурсов ______________
5. Комплексная оценка социально-экономической эффективности деятельности___
6. Пути повышения эффективности деятельности _______________
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРС Соц-эк эффективн ЭК ТОРГ.docx

— 137.87 Кб (Скачать файл)

Экономическая рентабельность (рентабельность совокупного капитала) показывает сколько денежных единиц потребуется фирме для получения единицы денежной прибыли, независимо от источников привлечения этих средств. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности со среднеотраслевыми коэффициентами.

,                   (1.15)

Фондорентабельность показывает эффективность использования основных средств и прочих оборотных активов.

,                           (1.16)

Рентабельность основной деятельности показывает, сколько прибыли  от реализации приходится на 1 руб. затрат.

,          (1.17)

Рентабельность перманентного  капитала показывает эффективность использования капитала, вложенного в фирму на длительный срок.

,                          (1.18)

Период окупаемости собственного капитала показывает число лет, в течение которых полностью окупятся вложения в данное предприятие.

,                           (1.19)

Выше перечисленные показатели зависят от многих факторов и существенно варьируют по торговым предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.

Показатели рентабельности капитала являются важными в структуре показателей рентабельности. Они характеризуют степень использования фирмой финансовых рычагов для повышения доходности. Они могут не совпадать между собой, так как отражают различные величины. Данные показатели специфичны еще и тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия: управляющих фирмой интересует доходность всего совокупного капитала; потенциальных инвесторов и кредиторов – доходность инвестируемого или заемного капитала; собственников – доходность собственного капитала [14, с. 157].

Показатели деловой активности характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности фирмы. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании динамики уровней разнообразных коэффициентов – показателей оборачиваемости.

Анализ деловой активности обычно осуществляется по двум направлениям [3, с. 56].

Первое направление –  отражение показателей деловой  активности через коэффициенты. Система  показателей применяемых при  анализе деловой активности состоит  из следующих коэффициентов.

Коэффициент общей оборачиваемости  капитала или коэффициент ресурсоотдачи показывает сколько раз за год совершает полный цикл обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая единица активов. Рост показателя в динамике – благоприятная тенденция, при этом, чем выше показатель – тем больше изношены основные средства:

,                                      (1.20)

Коэффициент оборачиваемости мобильных средств показывает скорость оборота всех оборотных средств предприятия.

,                          (1.21)

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала характеризует различные аспекты деятельности: c финансовой точки зрения – скорость оборота вложенного капитала; с экономической – активность денежных средств, которыми рискует вкладчик; с коммерческой – отражает или излишек продаж или их недостаток. Если показатель слишком высок (что означает превышение уровня реализации над вложенным капиталом), это влечет за собой рост кредитных ресурсов и возможность достижения такого уровня, за которым кредиторы начинают участвовать в деле больше, чем собственники.

Низкий показатель означает бездействие части собственных оборотных средств. В этом случае показатель указывает необходимость вложения собственных оборотных средств в другие более подходящие источники доходов.

,                                          (1.22)

КоэфОСК- коэффициент оборачиваемости собств. капитала

Коэффициент оборачиваемости материальных средств показывает число оборотов запасов и затрат за анализируемый период.

,                                          (1.23)

коэффициент оборачиваемости материальных средств 

Коэффициент оборачиваемости денежных средств показывает скорость оборота денежных средств.

,                                          (1.24)

оэф. оборач. денежных средств 

ДС - денежные средства

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого фирмой. По нему судят сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение периода.

,                         (1.25)

Средний срок оборота дебиторской  задолженности – отношение количества дней в году к числу оборотов задолженности за год, характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности.

,                  (1.26)

средний срок оборота дебиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию.

,                          (1.27)

средний срок оборота дебиторской задолженности

оэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Средний срок оборота кредиторской задолженности – отношение количества дней в году к числу оборотов за год, характеризует средний срок погашения кредиторской задолженности.

,                  (1.28)

Второе направление –  выявление динамики основных показателей, так как сделанные выводы формулируются  в результате сопоставления темпов их изменения. Оптимальное соотношение  темповых показателей выручки, прибыли  и совокупного капитала выглядит следующим образом:

 

100% < Т к <Т в <Т п, (2.25)

 

где Т – темп роста капитала, выручки и прибыли.

Данное неравенство имеет  следующий экономический смысл. Если 100%< Т к, следовательно, экономический потенциал фирмы возрастает, увеличивается масштаб ее деятельности. Если Т к < Т в, то по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами; ресурсы фирмы используются более эффективно, повышается отдача с каждого рубля вложенного в организацию. Если Т в < Т п, то прибыль возрастает опережающими темпами, это свидетельствует, как правило, об имеющимся в отчетном периоде относительном снижении издержек производства и обращения. Данные соотношения темповых показателей являются идеальными и в настоящих условиях не все фирмы смогут достигнуть их.

 

3 Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «ТНТ Компьютер»

ООО «ТНТ Компьютер», основано в 1994 в г. Омске. Организация занимается производственной, торгово-сбытовой и прочими видами деятельности.

Юридический адрес предприятия: г. Омск, ул. 10 Лет Октября, 187.

ТНТ специализируется на операциях связанных с торговлей вычислительной техникой, комплектующими, периферийными устройствами и сервисными услугами.

Целью анализа экономической  эффективности деятельности фирмы  является определение дальнейших путей  ее развития. При анализе используется бухгалтерская отчетность ТНТ. Анализ производится за 2 последних года (2011 г. – отчетный и 2010 г. – базисный).

Для общей экономической характеристики финансово-хозяйственной деятельности фирмы применим способы горизонтального (трендового) и вертикального (структурного анализа).

Горизонтальный анализ используется для определения абсолютных и  относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей  фирмы от базового, планового, среднеотраслевого  уровня, а также аналогичных показателей  других предприятий.

Вертикальный анализ изучает структуру  экономических явлений путем  расчета удельного веса частей в  общем целом, соотношение частей целого между собой, а также влияние  факторов на уровень результативных показателей путем сравнения  их величины до и после изменения  соответствующего фактора.

В горизонтальном и вертикальном анализе  используются основные технико-экономические  показатели деятельности фирмы. Они  подразделяются на количественные и  качественные показатели. Данные показатели представлены на базисный и на отчетный годы.

К количественным показателям относятся:

1) Объем реализации продукции  – сколько единиц продукции  в денежном выражении было  реализовано фирмой.

2) Себестоимость – затраты фирмы  на приобретение и реализацию  продукции.

3) Прибыль от реализации продукции  (валовая прибыль) – прибыль, полученная от сбыта продукции.

4) Чистая прибыль – прибыль оставшаяся в распоряжении фирмы, после уплаты всех налогов.

5) Численность работников фирмы.

6) Среднегодовая стоимость основных  средств – стоимость зданий, сооружений, оборудования и т.д.

К качественным показателям относятся:

7) Среднегодовой остаток оборотных  средств.

8) Затраты на 1 рубль объема реализации  продукции – сколько рублей  затрачивается на 1 рубль реализованной  продукции.

9) Экономическая рентабельность  – отражает конечные результаты  деятельности фирмы.

Результаты анализа основных показателей  деятельности ТНТ приведены в таблице 2.1 и на рисунке 2.1

По результатам анализа основных показателей деятельности фирмы  можно сделать следующие выводы.

В отчетном году произошло увеличение объема реализации продукции на 1380 тыс. руб., немного увеличилась себестоимость  на 124,8 тыс. руб., но т. к. темпы роста объема реализации продукции значительно превышают темпы роста себестоимости, то произошел значительный рост прибыли от реализации продукции в 2011 году – на 1255,2 тыс. руб. по сравнению с базисным годом.

 

 

Таблица 2.1. Анализ основных показателей деятельности ТНТ

Показатели

Ед. изм.

2010 г.

2011 г.

Измен.

Темп

роста%

1

Объем реализации

продукции

тыс. руб.

10704

12084

+ 1380

112,9%

2

Себестоимость и издержки обращения

тыс. руб.

9559,2

9684

+ 124,8

101,3%

3

Прибыль от продаж

тыс. руб.

1144,8

2400

+ 1255,2

209,6%

4

Чистая прибыль

тыс. руб.

870

1824

+ 954

209,6%

5

Численность работающих

чел.

35

40

+ 5

114,2%

6

Среднегодовая стоимость основных фондов

 

тыс. руб.

 

11762,5

 

13012

 

+ 1249,5

 

110,6%

7

Среднегодовой остаток оборотных средств

 

тыс. руб.

 

3027

 

3332

 

+ 305

 

110%

8

Затраты на 1 рубль объема реализации продукции

 

тыс. руб.

 

0,89

 

0,80

 

– 0,09

 

89,8%

9

Экономическая

рентабельность

%

10,6

19,9

+ 9,3

-


Показатель затрат на 1 рубль реализации продукции снизился в отчетном году по сравнению с базисным на 9 копеек. Данный показатель характеризует деятельность фирмы и ее эффективность и показывает величину затрат, которая содержится в 1 рубле выручки.

Показатель рентабельности фирмы  в отчетном году достиг 19,9% по сравнению с 10,6% в базисном году.

Финансовые ресурсы фирмы формируются  как за счет собственных, так и  за счет заемных источников. В качестве собственных источников финансовых ресурсов рассматривается уставной капитал, добавочный капитал, резервный  капитал, прибыль, фонд накопления и  целевое финансирование.

Проведем анализ структуры собственного капитала, т.е. собственных средств которыми располагает ТНТ Компьютер для осуществления хозяйственной деятельности (таблица 2.2).

Таблица 2.2. Разница реального собственного и уставного капитала ТНТ, тыс. руб.

Показатели

01.01.11 г.

01.01.12 г.

Абсол.

изменен.

Относ.

изм.%

Добавочный  капитал

20100

20100

-

-

Резервный капитал

-

-

-

-

Целевые финансы и

поступления

 

4000

 

4800

 

+ 800

 

20%

Фонд  социальной сферы

-

-

-

-

Нераспределенная  прибыль

870

1824

+ 954

109,6%

Итого реальный собственный капитал

 

16870

 

18624

 

+ 1754

 

109,6%

Уставный  капитал

10000

10000

-

-

Разница собственного и

уставного капитала

 

6870

 

8624

 

+ 1754

 

25,5%


Из таблицы 2.2 можно сделать следующие  выводы: реальный собственный капитал  фирмы вырос в отчетном году на 954 тыс. руб. или на 109,6%. Величина уставного капитала осталась неизменной. Разница между собственным и уставным капиталом является положительной и говорит о том, что у фирмы есть собственные финансовые источники для текущей деятельности помимо уставного капитала. Собственный капитал фирмы за анализируемый период увеличился за счет увеличения прибыли, которая повлияла на рост фондов накопления. Их доля в структуре собственного капитала увеличилась на 20%. Разница реального собственного и уставного капитала является основным исходным показателем состояния финансовой устойчивости организации, и ее рост в ходе 2011 г. на 1754 тыс. руб. – положительный фактор.

Информация о работе Социально-экономическая эффективность деятельности предприятий торговли (общественного питания): сущность, показатели оценки, пути повы