Социально-экономический аспект мероприятий по рационализации управления и обслуживания производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

В основном производстве любой организации осуществляется преобразование предметов труда в готовую продукцию. Здесь непосредственно сочетаются производственный и информационный процессы. Если первый из них представляет собой производственный труд, то результатом информационного процесса является выработка решений, обеспечивающих четкую организацию, согласованность в работе между цехами, производственными участками, бригадами и непосредственно рабочими. Эти решения, являясь сущностью управления, воздействуют на организованные коллективы людей для достижения поставленных целей.

Файлы: 1 файл

Глава I, редакт.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)


1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

1.1. Цели, задачи и функции процесса управления производством в системе социально-трудовых отношений

Ни одна организация  в мире не будет работать, если в ней не будет осуществляться процесс управления, который является основополагающим компонентом успеха любого предприятия: будь то организация производства, либо организация человеком своего рабочего дня.

В основном производстве любой организации осуществляется преобразование предметов труда в готовую продукцию. Здесь непосредственно сочетаются производственный и информационный процессы. Если первый из них представляет собой производственный труд, то результатом информационного процесса является выработка решений, обеспечивающих четкую организацию, согласованность в работе между цехами, производственными участками, бригадами и непосредственно рабочими. Эти решения, являясь сущностью управления, воздействуют на организованные коллективы людей для достижения поставленных целей.

Управление целенаправленно воздействует не только на коллективы, но и на производственные процессы, которые могут быть представлены в различных формах и осуществляются различными методами. На формы организации  производственного процесса влияет степень автоматизации производства и складывающиеся отношения между людьми в этом процессе. Независимо от форм организации и места протекания производственных процессов управление соединяет их в единый целенаправленный поток с охватом всех уровней производства: цехов, участков, поточных линий, бригад, рабочих мест. Непосредственно управление производством осуществляется на основе планирования (целеполагания), организации работ (распорядительства), координации, мотивации труда, контроля за исполнением решений и регулирования хода производства.  Для организации в целом характерна основная (стратегическая, глобальная) цель, определяющая направленность ее функционирования в соответствии с выбранным или установленным ассортиментом, объемом выпуска и качеством продукции. Реализация указанной цели требует четкого определения коллективам подразделений конкретных задач, а также соответствующих ресурсов, мероприятий для их выполнения.

Практическая реализация процесса управления выражается в периодически повторяющихся работах по формированию производственных программ цехам, оперативных сменно-суточных заданий участкам, бригадам и непрерывном слежении за их выполнением. Первая часть указанных работ относится к планированию производства, которая проводится в соответствии с установленными плановыми периодами (один раз в квартал, месяц, неделю, сутки, смену). Вторая связана с контролем выполнения плановых заданий, со сбором и использованием полученной информации для регулирования хода производства.

Работы по управлению имеют отношение к цехам и их структурным подразделениям, разнообразным по характеру, масштабу, типу, особенностям организации и уровню автоматизации производства, что требует использования ЭВМ, различных методов и способов решения задач планирования, учитывающих специфику и особенности организации производственных процессов в каждом из них. Кроме того, на процесс планирования оказывают влияние внутрипроизводственные и внешние связи цехов и организации в целом. Эти условия необходимо учитывать менеджерам в процессе управления производством.

Исходя из изложенного, в развернутом  виде процесс управления производством  можно представить как совокупность последовательных действий управленческого  персонала по определению целей  для объектов управления и их фактического состояния на основе регистрации и обработки соответствующей информации, формированию и утверждению (принятие решений) экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий.

Процедуры доведения принятых решений  до исполнителей, организация и координация работ всех участвующих в производственном процессе подразделений и при необходимости регулирование хода производства являются заключительной стадией процесса управления.

Функции управления характеризуют  разделение, специализацию труда в сфере управления и определяют основные стадии реализации воздействий на отношения людей в процессе производства. Основными (общими) функциями управления производством являются: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль и регулирование.

 Функция организации имеет отношение к системе управления, характеризуя присущие ей свойства, структуру, состав, взаимосвязь и процесс взаимодействия указанных элементов. Кроме того, эта функция имеет отношение к организации управления системой и организации работ по реализации каждой функции управления.

Организация и система управления производством тесно взаимосвязаны. В каждом подразделении совершенствование  организации производства сопровождается совершенствованием системы управления и, наоборот, необходимость совершенствования системы управления вызывает первоочередное проведение работ по совершенствованию организации производственного процесса. Если не придерживаться этого условия, может возникнуть диспропорция между уровнями организации производственного процесса и системы управления.

Организация управления – это совокупность приемов и методов рационального  сочетания элементов и звеньев  управляющей системы и ее взаимосвязи  с управляемым объектом и другими  управляющими системами во времени и в пространстве. В этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов.

Функцию нормирования следует рассматривать как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта, четкими и строгими нормами дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий, заделов деталей и др.) служат основой планирования, определяют продолжительность и порядок движения предметов труда в процессе производства.

Среди всех функций управления планирование занимает центральное место, так  как призвано строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.

Планирование оказывает непосредственное влияние на уровень активизации  деятельности руководства и аппарата управления. Высокое качество разработанных  программ, особенно с помощью ЭВМ  и экономико-математических методов, их строгая увязка по всем подразделениям организации и цехов, согласованность с располагаемыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами позволяет наиболее эффективно управлять производством. Чем грамотнее рассчитаны плановые показатели, тем нагляднее виден результат экономической деятельности, тем проще выявить резервы роста производительности труда.

Функция координации  осуществляется в целях обеспечения согласованной и отлаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений организации и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб организации и цехов, которые регулярно и оперативно координируют их деятельность.

Функция мотивации оказывает  влияние на коллектив цеха в форме  побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных  мер и т. д. Указанные формы  воздействия активизируют работу органов  управления, повышают эффективность всей системы управления производством.

Функция контроля проявляется  в форме воздействия на коллектив  людей посредством выявления, обобщения, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения  их до руководителей подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе информации о ходе выполнения плановых заданий (данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета), выявления отклонений от установленных показателей работы (контроля исполнения заданий) и анализа причин отклонений.

Перечисленные функции  дополняют и проникают друг в  друга, в совокупности и взаимосвязи  они образуют цикл управления и отражают содержание повседневного управления производством (см. рис. 1).

Для функциональной подсистемы управления производством аппарат  управления организуется на уровне организации  и каждого цеха. Так как подсистема управления производством является решающей в реализации целей организации, то к ней имеют непосредственное отношение практически все другие функциональные подсистемы.

Для каждого из основных цехов можно выделить четыре основные функциональные подсистемы:

1. Управление экономической деятельностью. 

2. Управление технологической подготовкой  производства.

Рис. 1.1 Схема цикла управления производством1

3. Оперативное управление  производством. 

4. Управление техническим обслуживанием  производства.

 

1.2. Основные направления обслуживания производства

 

Организация комплексного обслуживания производства на любом  предприятии включает в себя:

    1. организацию материально-технического обеспечения производства;
    2. организацию энергетического хозяйства;
    3. организацию инструментального хозяйства;
    4. организацию ремонтного хозяйства;
    5. организацию транспортного и складского хозяйства;
    6. организацию обслуживания рабочих мест.2

Процесс материально-технического обеспечения производства направлен  на своевременную поставку на склады предприятия или сразу на рабочие места требуемых в соответствии с бизнес-планом материально-технических ресурсов. К ним относятся: сырье, материалы, комплектующие изделия, покупное технологическое оборудование и технологическая оснастка (приспособления, режущий и мерительный инструменты), новые транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, вычислительная техника и другое оборудование, а также покупное топливо, энергия, вода и т.д. В целом, это все то, что поступает на предприятие в вещественной форме и в виде энергии, относится к элементам материально-технического обеспечения производства.

Основным назначением  энергетического хозяйства предприятия  является бесперебойное снабжение  производства всеми видами энергии  при соблюдении техники безопасности, выполнении требований к качеству и экономичности энергоресурсов. Выбор наиболее экономичных энергоресурсов должен осуществляться на основе комплексного решения вопросов энергетики, технологии, организации производства и экономики, на основе сравнительного анализа расходов на энергию

Инструментальное хозяйство  предприятия представляет собой  совокупность отделов и цехов, занятых  проектированием, приобретением, изготовлением, ремонтом и восстановлением технологической  оснастки, а так же ее учетом, хранением и выдачей в цехи и на рабочие места

Ремонтное хозяйство  предприятия представляет собой  совокупность отделов и производственных подразделений, занятых анализом технического состояния технологического оборудования, надзором за его состоянием, техническим обслуживанием, ремонтом и разработкой мероприятий по замене изношенного оборудования на более прогрессивное и улучшению его использования. Это направление обслуживания производства необходимо грамотно планировать, потому что на сегодняшний день износ основных фондов в промышленности России достигает почти 70%, большинство предприятий используют устаревшие методики планирования ремонтов: ремонты по останову и графики планово-предупредительных ремонтов (ППР), в результате чего материальные потери могут составлять компаниям от 1 до 3% от оборота или потенциально 30- 40% от прибыли3.

Транспортное и складское  хозяйство предприятия создаются  для доставки, складирования и  перемещения до потребителя  различных  грузов в соответствии с условиями  договоров, в установленные сроки и по оптимальным маршрута. Основополагающими задачами функционирования транспортного и складского хозяйства являются качественное и своевременное предоставление услуг по минимально возможное цене.

Организация обслуживания рабочих мест предполагает своевременное обеспечение рабочих мест всем необходимым, включая

— техническое обслуживание - наладку, смазку, регулировку;

— ремонтное и межремонтное обслуживание;

— обеспечение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом;

— подачу необходимых видов энергии - тепла, электроэнергии, сжатого воздуха;

— межоперационный и финишный контроль качества продукции;

— хозяйственное обслуживание - уборку, чистку оборудования; транспортное обслуживание и т.д.

Чтобы организовать обслуживание рабочих мест, необходимо решить следующие  вопросы:

— определить, в каких видах обслуживания нуждается каждое рабочее место;

— по каждому виду обслуживания установить его норму, т.е. обосновать объем обслуживания в смену, месяц, год;

— установить регламент обслуживания, т.е. график, периодичность и последовательность;

— закрепить выполнение обязанностей по обслуживанию за строго определенными исполнителями.

Информация о работе Социально-экономический аспект мероприятий по рационализации управления и обслуживания производства