Социально-психологические аспекты управления персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является исследование и анализ социально-психологических методов управления, а затем на основе полученных исследований создать свои рекомендации по эффективному использованию социально-психологических методов управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Социально-психологические аспекты управления персоналом на предприятии 6
1.1. Личность как субъект управления 6
1.2. Социально-психологические методы управления 11
1.3. Рекомендации по использованию социально-психологических методов управления на предприятии по типу темперамента. 20
Методы психологического воздействия в системах управления 24
2.1 Школы методов управления 24
2.2 Социально-психологические методы управления, используемые на предприятии. 28
2.3 Исследование существующих социально-психологических методов управления персоналом 36
Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 40
3.1 Общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ» 40
3.2 Анализ персонала предприятия 43
3.3 Рекомендации по использованию социально-психологических методов управления. 45
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложение 1 49

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 96.69 Кб (Скачать файл)

Примером социально-психологических методов управления  может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников, следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.

 

1.3. Рекомендации  по использованию социально-психологических  методов управления на предприятии по типу темперамента.

 

Для успешного управления персоналом, его распределения по психологическим группам, предсказания поведения каждого из сотрудников необходимо знать работника как отдельную личность и как часть трудового коллектива. Для того, чтобы определить характер человека, стиль работы, отношение человека к окружающим, выявить особенности и предпочтения, а затем и сформировать грамотное отношение и воздействие на сотрудника, необходимо определить тип его темперамента. В приложении 1 представлен тест на определение типа темперамента человека, пройдя который можно достаточно точно  представить картину человека с его характеристиками.

Сангвиником обычно называют человека живого, подвижного, стремящегося к частой смене впечатлений, быстро отзывающегося на все происходящее вокруг, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Сангвиник – человек горячий, очень продуктивный работник, но только тогда, когда относится к делу с интересом и находится в состоянии сильного возбуждения.

Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижно деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений, сангвиник целеустремлен, настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случаях таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет безразличие к делу и даже апатию.

Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения, быстро истощаемый.

Увлекшись каким-нибудь делом, холерик расточительно расходует свои силы и в результате истощается больше, чем следует.

Холерик наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех.

Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует возникновению напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускается те или иные неточности.

Поэтому очень важно побуждать и укреплять уверенность холерика в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач он может принять опрометчивые решения. Самообладанию холерика может способствовать спокойное, но впечатляющее замечание руководителя по поводу его несдержанности, ни в коем случае не унижающее при этом его достоинство.

Флегматик – медлителен, невозмутим, с устойчивыми стремлениями и настроением, слабым внешним выражением своего внутреннего психологического состояния. Он всегда внешне спокоен и уравновешен в делах и поступках, настойчив и упорен в работе и поведении. Его медлительность компенсируется повышенной деловой прилежностью.

Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская их поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы невысок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости, производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе.

Флегматика приходится поторапливать. И при этом его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Меланхоликом называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные события, но внешне вяло реагирующего на окружающих.

Меланхолик в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности – полная противоположность флегматику. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки. Поэтому он врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы его непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой – при подавленном.

Все типы темпераментов равноценны. У каждого из них есть достоинства и недостатки. Поэтому руководителю нужно знать их особенности при установлении контактов, распределение работ, воздействии на подчиненных. Критическое замечание, например, может вызвать раздражение у холерика, подтолкнуть к активным действиям сангвиника, оставить равнодушным флегматика и выбить из колеи меланхолики.

Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются. Однако значительное преобладание черт какого-нибудь одного типа позволяет относить, с известной степенью условности, темперамент людей к тому или иному типу.

 

2. Методы психологического воздействия в системах управления

2.1 Школы методов управления

 Синтезируя множество направлений научного поиска, в эволюции управленческой мысли можно выделить пять школ управления:

Классическая (традиционная) школа.

Ее родоначальником считается Ф.Тейлор, а последователями - Г.Форд, А.Файоль, М.Вебер, Г.Эмерсон, Л.Гьюдик, Дж.Муни и др. Школа рассматривает организацию как закрытую систему, которая никак не связана с внешней средой.

Приверженцы классической школы не рассматривали  социальные аспекты управления. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Анри Файоль выделял 14 принципов управления, многие из которых до сих пор практически полезны:

1. Разделение труда. Эта функция  распространяется не только на  исполнительские работы, но и  управленческие.

2. Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать  приказы и т.д., сила, которая требует  повиновения. Ответственность - это  взятие на себя обязательства  за выполнение чего-либо.

3. Дисциплина. Уважение к установленным  на организации порядкам, послушание  и повиновение.

4. Единоначалие. Работник должен  получать приказы только от  одного начальника.

5. Единство направления. Каждая  группа должна преследовать единую  цель и должна быть объедена  единым планом.

6. Подчиненность личных интересов  общим. Цели каждого отдельного  работника не должны преобладать  над целями всей организации.

7. Вознаграждение персонала. Чтобы  получить отдачу от работников  они должны получать справедливое  вознаграждение за свой труд.

8. Централизация. В любой организации  должен быть управленческий центр.

9. Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения)

10. Порядок. Означает, что должно  быть рабочее место для каждого  работника, и каждый работник  должен быть на своем месте.

11. Справедливость. Сочетание доброты  и правосудия.

12. Стабильность рабочего места  для персонала.

13. Инициатива. Означает разработку  проекта или плана и обеспечение  его реализации.

14. Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.

Школа "человеческих отношений".

Наиболее яркими представителями этой школы являются Э.Мэйо, М.Фоллет, А.Маслоу, Ф.Герцберг, Р.Лайкерт, К.Арджирис, Д.Макгрегор и др. Основное внимание школа уделяла мотивам поведения людей, роли неформальных организаций, изучению природы конфликтов и сотрудничества, анализу групповой динамики и лидерства.

"Эмпирическая" школа.

Представители этой школы - П.Друкер, А.Чандлер, Р.Дэвис, Э.Дейл и другие - в своих научных и практических изысканиях объединяли концепции классической школы и школы "человеческих отношений".

У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:

- определение целей предприятия, возможных путей их достижения  и в зависимости от этого  доведение конкретных задач до  работников предприятия;

- в основе деятельности предприятия  лежит классификация работ, их  распределение, создание оптимальной  структуры, подбор и расстановка  кадров;

- использование меры поощрения  и принуждения для стимулирования  и координации деятельности работников, установление контроля на основе  постоянных связей между руководителями  и подчиненными;

- установление норм выработки, оценка деятельности предприятия  и отдельных работников на  основе анализа;

- установление мотивации работников  в зависимости от результатов  их деятельности.

Школа "социальных систем".

Видными представителями этой школы являются Ч.Барнард, Г.Саймонс, И.Ансофф и др. Школа рассматривает организацию как единую, целостную систему, что подразумевает системный подход к ее изучению. Основные элементы, составляющие систему, и воздействующие на них постоянные и переменные факторы рассматриваются как оказывающие влияние друг на друга и на систему в целом, включая возможность изменения целевых установок, адаптационные преобразования, обеспечения динамического равновесия, приспособления и интеграции.

"Новая школа науки управления".

В школу вошли несколько направлений, в частности, исследование операций, общая теория систем, эконометрика, опирающиеся на математические методы и использование компьютерных технологий для повышения обоснованности принятия управленческих решений. Наиболее яркими представителями этой школы являются Л.Берталанфи, В.Леонтьев, К.Боулдинг, А.Рапопорт, Р.Аккоф.

На современном этапе развития управленческой мысли идет поиск более совершенной модели управления, направленной на повышение адаптивных возможностей организации и приспособление к быстро меняющимся условиям внешней среды. Одним из перспективных направлений трансформации является гуманизация и усиление социальной составляющей менеджмента, что предусматривает решительное смещение акцентов в управлении с технологических и технократических подходов на развитие интеллектуального потенциала работника, на управление поведением человека в организации и формирование эффективной мотивационной среды. Общая тенденция в развитии управления такова, что автократическая и экономическая модели управления, применяемые в чистом виде, всё чаще дают сбои, а то и просто не "работают". Эти модели поэлементно и системно насыщаются и вытесняются более прогрессивными моделями управления, основанными на человекоцентристской идеологии.

Эффективность управления во многом определяется применяемыми методами управления,которые представляют собой  совокупность способов воздействия на управляемый объект.

В управлении различают следующие методы:

1. Экономические методы руководства – проявляются в организации планирования, материального поощрения, финансирования затрат и кредита, политики ценообразования.

2. Административно-правовые методы – обусловлены необходимостью централизованного руководства, управление осуществляется путем издания административно-правовых актов, регулирующих производство, распределение и потребление. Административные методы заключаются в выдаче определенных заданий, распоряжений, установлении путей и методов выполнения этих заданий. Правовые методы выражаются в различного рода законодательных актах, инструкциях, положениях, приказах, распоряжениях, хозяйственных договорах.

3. Организационные методы – распространяются на определенные организационные структуры управленческого аппарата, установление круга прав и обязанностей, методы организационной работы (подбор и расстановку кадров, оперативный контроль и анализ и др.), определение системы управленческих решений (их подготовка, принятие и реализация).

4. Социально-психологические методы – связаны с изучением социальных состава и условий работы целых коллективов и индивидуальных особенностей работников. Метод выражается в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства.

 

2.2 Социально-психологические методы управления, используемые на предприятии.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов как отдельных работников, так и коллектива в целом.

Роль социально - психологических методов постоянно возрастает. Это обусловлено тремя моментами:

- повышением образовательного  и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны  ожидание в применении методов  управления их деятельностью, основанных  на учете их интересов, интересов  коллективов, в которых они работают, методов, которые не подавляют  их как личность, вызывают рост  их творческой активности;

- развитием демократических начал  в управлении;

- значительная часть коллективов  является не только наемными  работниками, но и акционерами  предприятия, что вызывает необходимость  некоторого насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия.

Информация о работе Социально-психологические аспекты управления персоналом на предприятии