5. Повышение эффективности
общения между сотрудниками, это создаст
атмосферу равновесия в коллективе.
6. Снижение уровня конфликтности,
это снизит вероятность возникновения
непонимания.
7. Возможность официально
закрепить моральные принципы
и правила.
Для каждого руководителя необходимо
разработать специальные брошюрки по
грамотному управлению коллективом.
В теоретической части курсовой
работы проводилось изучение личности
как объекта управления, особенности личности,
индивидуальные характеристики. Были
подробно рассмотрены социальные и психологические
методы воздействия на персонал.
В аналитической части было
подробно проанализировано предприятие
ОАО «АВТОВАЗ», его роль и место в экономике
страны. Был проведен тщательный анализ
персонала, точнее одна из бригад предприятия,
а также рассмотрены и проанализированы
социально-психологические методы предприятия,
рекомендуемые для работы с персоналом.
На основе рассмотренного материала
были разработаны рекомендации по более
эффективному использованию социально-психологических
методов управления персоналом.
№ п/п |
Тип собеседника |
Характеристика |
Методы общения |
1 |
Человек, лишенный чувства
юмора |
- Не улавливает комический
смысл разговора и анекдота
- Принимает шутки и юмор общего
плана на свой счет, обижаясь, если они
хоть отдаленно намекают на его персону
- Очень болезненно, до озлобления
реагируют на шутки в свой адрес
|
- В беседе с ним говорить только
серьезно
- Избегать в его присутствии
применения шуток
|
2 |
Вздорный человек |
- Часто выходит за профессиональные
рамки беседы
- Выражает нетерпение, несдержанность
при общении
- Проявляет признаки возбуждения
|
- Всегда оставаться хладнокровным
- Выяснить истинные причины
его негативной позиции
- В экстремальных случаях настоять
на том, чтобы беседа была приостановлена,
а позднее, когда атмосфера станет менее
напряженной, продолжить ее
|
3 |
Человек с нарушенным чувством
самокритики |
- Постоянно винит за свои ошибки
других
- Во всех проблемах обвиняет
других, в том числе руководителей
|
- Терпеливое разъяснение причин
возникающих проблем
- Акцентирование в конкретной
форме внимания на недоработках самого
работника
|
4 |
Застенчивый человек |
- Теряется, если на него обращается
внимание при коллективных обсуждениях
- Проявляет неуверенность в
публичных выступлениях
- Боится сказать что-нибудь
такое, что, по его мнению, может выглядеть
глупо
|
- Обращаться очень деликатно
- Задавать ему несложные информационные
вопросы
- Помогать ему формулировать
мысли
- Решительно пресекать любые
попытки насмешек в его адрес
|
5 |
«Болтун» |
- Любит рассказывать что-либо,
не относящееся к работе
- Оставляет рабочее место для
разговоров с другими
- Старается завладеть разговором,
переводя его на посторонние темы
|
- Когда он начинает отклоняться
от темы, его нужно тактично остановить
- Попросить объяснить связь
его высказываний с темой беседы
|
6 |
Всезнайка |
- Считает, что все знает наилучшим
образом
- Обо всем у него есть свое мнение
- Считает, что он всегда прав
и идет на обострение при несогласии с
ним
- Старается завладеть разговором
и навязать свое мнение
|
- Время от времени напоминать
ему, что другие тоже хотят высказаться
- Дать ему возможность сформулировать
промежуточные заключения
- Иногда задавать ему сложные
специальные вопросы, на которые ответить
сможете только вы
|
7 |
«Важная птица» |
- Не выносит критики – ни прямой,
ни косвенной
- Обладает большим самомнением
|
- Нужно найти возможность привести
его в равноправное положение с остальными
участниками беседы
- Очень полезно в диалоге с
таким собеседником обрабатывать метод:
«да – но»
|
8 |
Хвастун |
- Стремится полностью овладеть
вашим вниманием
- Подробно повествует о
достижениях на профессиональном поприще
- Рассказывает о своих победах
на личном фронте
- Имеет скрываемую заниженную
самооценку
|
- Дать возможность такому человеку
нахвастаться досыта
- Старайтесь не подчеркивать
собственные успехи
- Когда он иссякнет, перейти
к делу, которым стоит заняться
|
9 |
Нытик |
- Всегда чем-нибудь недоволен,
независимо от того, как идут его дела
- Подробно и постоянно муссирует
свои и чужие неприятности
- Упоминание об успехах и радостях
других вызывает неприязненную реакцию
|
- Старайтесь не упоминать в
разговоре о радостях бытия
- Терпеливо слушать, подводя
к выводу о необязательности загонять
себя в угол
- Доброжелательная шутка и
терпимость к странностям его характера
|
10 |
Хладнокровный неприступный
собеседник |
- Выглядит замкнутым и неприступным
- Чувствует себя вне времени
и пространства
- Тема беседы представляется
недостойной его внимания и усилий
|
- В перерывах и паузах беседы
выяснить причины такого поведения
- Попытаться вывести его в непринужденной
форме на обсуждение
- Заинтересовать его в пределах
опыта
|
11 |
«Остряк» |
- Неудержимо стремится острить
- Неутомимо «выдает на гора»
шутки, мало заботясь о реакции окружающих
- Теряет всякую меру в остротах,
нигде не может обойтись без остроты или
каламбура, даже в неподходящих ситуациях
|
- Тактично перевести разговор
на тему обсуждения
- Корректно напомнить о теме
обсуждения, ради которой организована
встреча
|
12 |
«Законник» |
- В разговоре переводит обсуждение
на несовершенство законов
- Подробно обсуждает несоблюдение
другими, в том числе руководителями, своих
обязанностей
|
- Акцентировать внимание на
его собственных недоработках
- Отношения с ним строить на
строгом следовании законодательным актам
- Не допускать никакой критики
в адрес других лиц
|
13 |
Незаинтересованный собеседник |
- Тема беседы вообще не интересует
такого собеседника
- Он безучастен при обсуждении
- Он охотнее бы «проспал» беседу
|
- Задавать ему вопросы информативного
характера
- Придать беседе интересную
и привлекательную форму
- Попытаться выяснить, что интересует
лично его
|
14 |
Позитивный человек |
- Наиболее привлекательный
тип собеседника
- Позитивно относится к теме
обсуждения и активно предлагает конструктивные
идеи
- Способствует проведению доброжелательного
обсуждения и подведению итогов беседы
|
- Обеспечить поддержку его
позитивного подхода
- В спорных и трудных ситуациях
искать поддержку у собеседников этого
типа
|
15 |
Ломака |
- Такому человеку процесс обхаживания,
уламывания столь же важен, как и нахождение
решения
- Его приходится долго уговаривать
на желательный вариант решения
|
- При первой беседе не требуйте
от них ответить «да» или «нет»
- Беседу необходимо разбить
на несколько промежуточных встреч
|
16 |
Почемучка |
- Задает всевозможные вопросы
независимо от темы обсуждения
- Создается впечатление, что
собеседник согласился принять участие
в беседе, чтобы задавать вопросы
|
- На вопросы информационного
характера отвечать сразу
- Заданный им вопрос переадресовать
ему самому
- Без промедления признать
правомочность вопроса, если нет возможности
дать ему нужный ответ
|
17 |
Любитель решать все с ходу |
- Такой собеседник намерен
непременно достигнуть решения
- Этому типу собеседника присуще
стремление получить однозначный ответ
«да» или «нет» обязательно на первой
встрече
|
- Если вы хотите уклониться
от окончательного решения на первой встрече,
воспользуйтесь каким-либо предлогом,
чтобы перенести принятие решения на другое
время
|
18 |
Разведчик |
- Этот тип собеседника ставит
своей целью выуживание интересующих
его сведений, сам ничего существенного
взамен не сообщая
- Факты и мысли, которыми вы
с ним поделились, он способен использовать
против вас
|
- Остерегайтесь каждого, кто
задает слишком много вопросов
- Смените тему разговора или
начните интересоваться его делами
|
19 |
Манипулятор |
- Такому собеседнику надо во
что бы то ни стало завладеть ситуацией
- Способен навязать свою волю
всем, начиная от темы беседы
- В ходе обсуждения пытается
манипулировать любой фразой
|
- Сохраняйте спокойный и уверенный
тон
- Внимательно следите за ходом
обсуждения, контролируя развитие ситуации
|
20 |
Работоголик |
- Его привязанностью и предназначением
является работа
- Во время беседы будет постоянно
напоминать, что он перегружен работой
- Больше нуждается в том, чтобы
рассказывать о своей работе, нежели узнать
о вашей
|
- Относитесь к нему сочувственно
и выразите восхищение его преданностью
делу
- Наберитесь терпения и приготовьтесь
выслушать, прежде чем подойти к теме разговора
|