Социально-психологические аспекты управления персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является исследование и анализ социально-психологических методов управления, а затем на основе полученных исследований создать свои рекомендации по эффективному использованию социально-психологических методов управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Социально-психологические аспекты управления персоналом на предприятии 6
1.1. Личность как субъект управления 6
1.2. Социально-психологические методы управления 11
1.3. Рекомендации по использованию социально-психологических методов управления на предприятии по типу темперамента. 20
Методы психологического воздействия в системах управления 24
2.1 Школы методов управления 24
2.2 Социально-психологические методы управления, используемые на предприятии. 28
2.3 Исследование существующих социально-психологических методов управления персоналом 36
Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АВТОВАЗ» 40
3.1 Общая характеристика ОАО «АВТОВАЗ» 40
3.2 Анализ персонала предприятия 43
3.3 Рекомендации по использованию социально-психологических методов управления. 45
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложение 1 49

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 96.69 Кб (Скачать файл)

Разряд работников достаточной высокий, средний разряд по бригаде равен 4. Люди, работающие в бригаде достаточно компетентны в своей области, но для них это не является пределом, возможно дальнейшее совершенствование своих способностей.

Стаж работы на предприятии невелик, в основном, не считая одного работника, колеблется от 1 года до 3 лет. Это говорит о том, что люди только начали свою трудовую деятельность, большая вероятность того, что многие уволятся или переведутся, если не будет мотивации и стимулирования их труда.

Возраст руководителя коллектива (мастера) равен 24 годам. Он имеет высшее техническое образование, стаж работы на предприятии приблизительно равен четырем годам, в области термической обработки материала около года. Мастер постоянно проходит курсы повышения квалификации. За свою трудовую деятельность проработал на многих  производствах завода, что говорит о его компетентности во многих областях.

В целом коллектив мужской, но естественно имеется своя корпоративная культура, отмечаются различные дни рождения и праздники.

На ОАО «АВТОВАЗ» разработана своя система социально-психологических методов. На предприятии в специальных пособиях для руководителей прописаны рекомендации по общению и воздействию на каждого работника, несмотря к какой психологической или социальной группе он относится. [6 c 94]

 

    1. Рекомендации по использованию социально-психологических методов управления.

 

Для анализа использования социально-психологических методов была взята одна из бригад цеха термической обработки материала Механосборочного производства ОАО «АВТОВАЗ». Три работника бригады, а также два мастера были протестированы на определение типа темперамента и степени конфликтности.

По результатам тестирования было выявлено, что один из мастеров является самым конфликтным человеком в коллективе, то есть придирчивым, склонным к критике, способным обострить сложившуюся ситуацию в зависимости от настроения. В отличие от него другой мастер оказался общительным, более лояльным и способным противостоять обострениям в коллективе.

В противовес этому большая часть рабочих, а это 50%  оказалась совсем бесконфликтной частью коллектива, можно даже сказать пассивной, безынициативной и ничем не интересующейся. 

По типу темперамента один мастер относится холерическому типу, а другой – к флегматическому. Два работника оказались флегматиками, а другой работник – сангвиник.

В соответствии с результатами анализа можно выделить следующие рекомендации по более эффективному использованию социально-психологических методов управления персоналом:

1. Проведение психологических  тренингов с руководящим составом  предприятия;

2. Создание и развитие  службы психологической поддержки  и помощи персонала, которой необходимо  сотрудничать с руководством  предприятия;

3. Мотивация и стимулирование  персонала к активной работе;

4. Введение в часть  корпоративной культуры таких  дней, как «День Этикета», «День  вежливости»

5. Повышение эффективности общения между сотрудниками, это создаст атмосферу равновесия в коллективе.

6. Снижение уровня конфликтности, это снизит вероятность возникновения непонимания.

7. Возможность официально  закрепить моральные принципы  и правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современных условиях претерпела существенные мотивация руководства персоналом: преобладающее значение приобрели социально-экономические и социально-психологические методы управления персоналом над административными; руководство теперь направлено на осуществление сотрудничества персонала и администрации для достижения намеченных целей; получил развитие принцип коллегиальности в управлении.

Целью управления персоналом стало побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Считается, что руководитель должен не приказывать своим подсиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников.

Для каждого руководителя необходимо разработать специальные брошюрки по грамотному управлению коллективом.

В теоретической части курсовой работы проводилось изучение личности как объекта управления, особенности личности, индивидуальные характеристики. Были подробно рассмотрены социальные и психологические методы воздействия на персонал.

В аналитической части было подробно проанализировано предприятие ОАО «АВТОВАЗ», его роль и место в экономике страны. Был проведен тщательный анализ персонала, точнее одна из бригад предприятия, а также рассмотрены и проанализированы социально-психологические методы предприятия, рекомендуемые для работы с персоналом.

На основе рассмотренного материала были разработаны рекомендации по более эффективному использованию социально-психологических методов управления персоналом.

 

Список использованной литературы

  1. Воробьев П.В. Основы менеджмента.  2003.

  1. Психология управления персоналом.: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. – М.: Издательство Института психотерапии, 2005.

  1. АВТОВАЗ на рубеже эпох. Монография под ред. Абалкина Л. И. – Москва, Институт экономики РАН, 2006.

  1. Каданников В. В. Крупная автомобильная промышленность в условиях современной российской экономики (на примере ОАО «АВТОВАЗ» и отечественной автомобильной промышленности) // Сборник статей «Автомобильная промышленность на новом витке модернизации экономики России. – 2004.

  1. История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность. Материалы II Всероссийской научной конференции. 26-27 октября 2005г. Тольятти, издание ОАО «АВТОВАЗ», 2005.

  1. Желнина Е. ОАО «АВТОВАЗ»: школа организаторов труда // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2007. - №2.

  1. Практическое руководство по работе линейных руководителей. Под ред. Калигина Н. А. Тольятти, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Основные характеристики собеседников и методы общения с ними

№ п/п

Тип собеседника

Характеристика

Методы общения

1

Человек, лишенный чувства юмора

  • Не улавливает комический смысл разговора и анекдота
  • Принимает шутки и юмор общего плана на свой счет, обижаясь, если они хоть отдаленно намекают на его персону
  • Очень болезненно, до озлобления реагируют на шутки в свой адрес
  • В беседе с ним говорить только серьезно
  • Избегать в его присутствии применения шуток

2

Вздорный человек

  • Часто выходит за профессиональные рамки беседы
  • Выражает нетерпение, несдержанность при общении
  • Проявляет признаки возбуждения
  • Всегда оставаться хладнокровным
  • Выяснить истинные причины его негативной позиции
  • В экстремальных случаях настоять на том, чтобы беседа была приостановлена, а позднее, когда атмосфера станет менее напряженной, продолжить ее

3

Человек с нарушенным чувством самокритики

  • Постоянно винит за свои ошибки других
  • Во всех проблемах обвиняет других, в том числе руководителей
  • Терпеливое разъяснение причин возникающих проблем
  • Акцентирование в конкретной форме внимания на недоработках самого работника

4

Застенчивый человек

  • Теряется, если на него обращается внимание при коллективных обсуждениях
  • Проявляет неуверенность в публичных выступлениях
  • Боится сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо
  • Обращаться очень деликатно
  • Задавать ему несложные информационные вопросы
  • Помогать ему формулировать мысли
  • Решительно пресекать любые попытки насмешек в его адрес

5

«Болтун»

  • Любит рассказывать что-либо, не относящееся к работе
  • Оставляет рабочее место для разговоров с другими
  • Старается завладеть разговором, переводя его на посторонние темы
  • Когда он начинает отклоняться от темы, его нужно тактично остановить
  • Попросить объяснить связь его высказываний с темой беседы

6

Всезнайка

  • Считает, что все знает наилучшим образом
  • Обо всем у него есть свое мнение
  • Считает, что он всегда прав и идет на обострение при несогласии с ним
  • Старается завладеть разговором и навязать свое мнение
  • Время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться
  • Дать ему возможность сформулировать промежуточные заключения
  • Иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые ответить сможете только вы

7

«Важная птица»

  • Не выносит критики – ни прямой, ни косвенной
  • Обладает большим самомнением
  • Нужно найти возможность привести его в равноправное положение с остальными участниками беседы
  • Очень полезно в диалоге с таким собеседником обрабатывать метод: «да – но»

8

Хвастун

  • Стремится полностью овладеть вашим вниманием
  • Подробно  повествует о достижениях на профессиональном поприще
  • Рассказывает о своих победах на личном фронте
  • Имеет скрываемую заниженную самооценку
  • Дать возможность такому человеку нахвастаться досыта
  • Старайтесь не подчеркивать собственные успехи
  • Когда он иссякнет, перейти к делу, которым стоит заняться

9

Нытик

  • Всегда чем-нибудь недоволен, независимо от того, как идут его дела
  • Подробно и постоянно муссирует свои и чужие неприятности
  • Упоминание об успехах и радостях других вызывает неприязненную реакцию
  • Старайтесь не упоминать в разговоре о радостях бытия
  • Терпеливо слушать, подводя к выводу о необязательности загонять себя в угол
  • Доброжелательная шутка и терпимость к странностям его характера 

10

Хладнокровный неприступный собеседник

  • Выглядит замкнутым и неприступным
  • Чувствует себя вне времени и пространства
  • Тема беседы представляется недостойной его внимания и усилий
  • В перерывах и паузах беседы выяснить причины такого поведения
  • Попытаться вывести его в непринужденной форме на обсуждение
  • Заинтересовать его в пределах опыта

11

«Остряк»

  • Неудержимо стремится острить
  • Неутомимо «выдает на гора» шутки, мало заботясь о реакции окружающих
  • Теряет всякую меру в остротах, нигде не может обойтись без остроты или каламбура, даже в неподходящих ситуациях
  • Тактично перевести разговор на тему обсуждения
  • Корректно напомнить о теме обсуждения, ради которой организована встреча

12

«Законник»

  • В разговоре переводит обсуждение на несовершенство законов
  • Подробно обсуждает несоблюдение другими, в том числе руководителями, своих обязанностей
  • Акцентировать внимание на его собственных недоработках
  • Отношения с ним строить на строгом следовании законодательным актам
  • Не допускать никакой критики в адрес других лиц

13

Незаинтересованный собеседник

  • Тема беседы вообще не интересует такого собеседника
  • Он безучастен при обсуждении
  • Он охотнее бы «проспал» беседу
  • Задавать ему вопросы информативного характера
  • Придать беседе интересную и привлекательную форму
  • Попытаться выяснить, что интересует лично его

14

Позитивный человек

  • Наиболее привлекательный тип собеседника
  • Позитивно относится к теме обсуждения и активно предлагает конструктивные идеи
  • Способствует проведению доброжелательного обсуждения и подведению итогов беседы
  • Обеспечить поддержку его позитивного подхода
  • В спорных и трудных ситуациях искать поддержку у собеседников этого типа

15

Ломака

  • Такому человеку процесс обхаживания, уламывания столь же важен, как и нахождение решения
  • Его приходится долго уговаривать на желательный вариант решения
  • При первой беседе не требуйте от них ответить «да» или «нет»
  • Беседу необходимо разбить на несколько промежуточных встреч

16

Почемучка

  • Задает всевозможные вопросы независимо от темы обсуждения
  • Создается впечатление, что собеседник согласился принять участие в беседе, чтобы задавать вопросы
  • На вопросы информационного характера отвечать сразу
  • Заданный им вопрос переадресовать ему самому
  • Без промедления признать правомочность вопроса, если нет возможности дать ему нужный ответ

17

Любитель решать все с ходу

  • Такой собеседник намерен непременно достигнуть решения
  • Этому типу собеседника присуще стремление получить однозначный ответ «да» или «нет» обязательно на первой встрече
  • Если вы хотите уклониться от окончательного решения на первой встрече, воспользуйтесь каким-либо предлогом, чтобы перенести принятие решения на другое время

18

Разведчик

  • Этот тип собеседника ставит своей целью выуживание интересующих его сведений, сам ничего существенного взамен не сообщая
  • Факты и мысли, которыми вы с ним поделились, он способен использовать против вас
  • Остерегайтесь каждого, кто задает слишком много вопросов
  • Смените тему разговора или начните интересоваться его делами

19

Манипулятор

  • Такому собеседнику надо во что бы то ни стало завладеть ситуацией
  • Способен навязать свою волю всем, начиная от темы беседы
  • В ходе обсуждения пытается манипулировать любой фразой
  • Сохраняйте спокойный и уверенный тон
  • Внимательно следите за ходом обсуждения, контролируя развитие ситуации

20

Работоголик

  • Его привязанностью и предназначением является работа
  • Во время беседы будет постоянно напоминать, что он перегружен работой
  • Больше нуждается в том, чтобы рассказывать о своей работе, нежели узнать о вашей
  • Относитесь к нему сочувственно и выразите восхищение его преданностью делу
  • Наберитесь терпения и приготовьтесь выслушать, прежде чем подойти к теме разговора

 

 


Информация о работе Социально-психологические аспекты управления персоналом на предприятии