Социально-психологические методы управления и их значение на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью применения социально-психологических методов является познание и использование психической деятельности людей в интересах личности, коллектива, общества. Они позволяют активизировать «человеческий фактор». Первенство в использовании этих методов принадлежит Японии. Человек в цивилизованном обществе всегда хочет оставаться человеком. Ему нужен не только хороший заработок, но и благоприятные условия труда, гуманные взаимоотношения в коллективе, особенно в системе «руководитель – подчиненный».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3


1. Роль школы психологии и человеческих отношений в формировании социально-психологических методов управления …………………. 5

1.1. Исследования Мэри П. Фоллетт ………………………...… 6

1.2. Исследования Элтона Мэйо ………………………………….. 7



2. Сущность социально-психологических методов управления и мотивационная направленность …………………………………….. 10

2.1. Социологические методы управления ……………… 10

2.2. Психологические методы управления ……………… 13


3. Значение социально-психологических методов в управлении работниками организации на современном этапе ………………… 23


Заключение …………………………………………………………….. 25


Литература …………………………………………………………….. 26


Файлы: 1 файл

Социально-психологические методы управления и их значение на современном этапе.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)
 

План 

Введение  …………………………………………………………………… 3 
 

1. Роль школы психологии и человеческих отношений в формировании социально-психологических методов управления …………………. 5 

     1.1. Исследования    Мэри П. Фоллетт ………………………...… 6 

     1.2. Исследования Элтона Мэйо ………………………………….. 7 
 
 

2. Сущность социально-психологических методов управления и мотивационная направленность …………………………………….. 10 

     2.1. Социологические методы управления ……………… 10 

     2.2. Психологические методы управления ……………… 13 
 

3. Значение социально-психологических методов в управлении работниками организации на современном этапе ………………… 23 
 

Заключение  …………………………………………………………….. 25 
 

Литература  …………………………………………………………….. 26 
 

Приложение  …………………………………………………………… 27 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В настоящее время в условиях экономической нестабильности на предприятиях основной упор сделан на экономические методы управления, т.е. на создание материальных стимулов отдельных работников и коллектива в целом. Однако, не всегда производительность и качество труда, зависят только от материальных интересов. Осуществляя хозяйственную деятельность, люди вынуждены вступать в межличностные отношения.

     Управление  межличностными отношениями и поведением одного человека осуществляется с помощью  социально-психологических методов  управления. Они базируются на достижениях общей - социальной, возрастной психологии; психологии личности и психологии управления.

     Целью применения социально-психологических  методов является познание и использование  психической деятельности людей  в интересах личности, коллектива, общества. Они позволяют активизировать «человеческий фактор». Первенство в использовании этих методов принадлежит Японии. Человек в цивилизованном обществе всегда хочет оставаться человеком. Ему нужен не только хороший заработок, но и благоприятные условия труда, гуманные взаимоотношения в коллективе, особенно в системе «руководитель – подчиненный».

     Социальные методы управления используются для повышения социальной активности, для формирования стабильных трудовых коллективов, создания общих целей и интересов в коллективе. Они могут применяться:

     • в масштабах всего общества (например, Государственная Дума принимает закон «О пенсионном обеспечении»);

     • в масштабе региона (например, Волгоградская областная Дума принимает решение о выплате компенсаций беднейшим слоям общества, о бесплатном обеспечении молоком семей, имеющих детей до 2-х лет и др.);

     • в масштабе предприятия (например, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом);

     • по отношению к конкретному работнику (например, благодарность).

     Субъектом социальных методов на предприятии  может быть как руководитель, так  и коллектив или какой-либо работник предприятия (например, наставник). Объектом социальных методов является коллектив, а также отдельные личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Роль школы психологии  и человеческих  отношений в формировании  социально-психологических  методов управления. 

     Двух  ученых - Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно Мери Паркер Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как « обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

     Лидером движения за внедрение новых форм и методов управления в промышленности, позднее получивших наименование «школы человеческих отношений», стал американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880 – 1949). Он полагал, что прежние управленческие методы направлены на достижение материальной эффективности, а не на утверждение сотрудничества. Школа «человеческих отношений» явилась реализацией нового стремления менеджмента рассматривать каждую промышленную организацию как определенную «социальную систему», что было несомненным достижением управленческой мысли. Речь шла о том, что сугубо технологический аспект эффективности производства, как и вопросы экономического дохода, надо рассматривать через призму взаимосвязи этих сторон промышленной организации с собственно человеческим, социальным фактором индустрии. Естественно, что каждому работнику присуще определенные физиологические и материальные потребности, удовлетворить которые в разумной мере при развитой экономике сравнительно просто. Здесь более важно учитывать то обстоятельство, что человеку свойственны и социальные потребности – общения, самоактуализации, признания – а их удовлетворить значительно сложнее.

     Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе « Уэстерн Электрик» в Хоторне, открыли новое направление в теории управления. Э.Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает А.Маслоу, являются, в основном, неэкономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

     Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.  

1.1. Исследования    Мэри П. Фоллетт. 

         Мэри П. Фоллетт (1868 – 1933) изучала социальные отношения в малых группах. Свои взгляды она изложила в книгах, некоторые из которых были опубликованы только после ее смерти: «Творческий опыт» (1924), «Энергичное администрирование» (1941), «Свобода и соподчинение» (1949). С ее точки зрения, конфликт в трудовых коллективах не всегда деструктивен; в некоторых условиях он может быть и конструктивным. Власть принятая как подчинение одного человека другому, оскорбляет человеческие чувства и не может быть основой эффективной индустриальной организации. Демократия – вот та огромная сила, которая использует каждого и компенсирует несовершенство отдельных индивидов тем, что сплетает и в жизни общества. Лидерство не есть удел личности, привыкшей господствовать; лидерами становятся не только по рождению, но и благодаря соответствующему обучению. Подлинный лидер должен не только предвосхищать будущую ситуацию, но и творить  ее. В статье «Менеджмент, как профессия» (1925), она выделяла следующие факторы возрастания потребности в менеджменте:

- эффективный менеджмент замещает собой эксплуатацию природных ресурсов, дни которых сочтены;

- менеджмент обусловлен – острой конкуренцией;

- недостатком трудовых ресурсов;

- более широкой концепцией этики человеческих отношений;             -растущим осознанием бизнеса как общественной службы, с  чувством                                                                                                            ответственности за ее эффективное проведение.

     Исходно теоретики «человеческих отношений» в своих трудах придерживаются следующей аргументации: в доиндустриальном обществе человек знал свое место, свое будущее и в нем царила социальная солидарность; патриархальная система, возникшая на базе семьи и отношений родства, давала человеку удовлетворенность в труде и до некоторой степени в общественной жизни. Фабричная система и сопутствующий ей процесс обособления личности разрушили былую общественную солидарность, оторвав индивида от его естественной социальной основы. В первую очередь из-за роста крупномасштабных организаций, в которых характер социальных отношений сместился от персонифицированных к формально-безличностным зависимостям. В итоге сформировался образ жизни, лишенный нравственных ценностей, без корней, с утраченной индивидуальной самобытностью людей, канувшей в Лету заодно с традиционными узами и святынями, столь долго и безотказно обеспечивающих целостность и целеустремленность человеческого существования. Получившая широкое распространение социальная анонимность, в конце концов, привела к деформации, как личной жизни людей, так и к дезорганизации производственных коллективов, отчетливо проявившейся в чувстве никчемности, в ощущении невосполнимых утрат и в глубоком разочаровании достижениями индустриальной цивилизации. Ухудшение социального климата на предприятиях негативно отражалось на экономических показателях их деятельности. Все это вызывало тревогу среди предпринимателей и менеджеров. 

1.2. Исследования Элтона Мэйо. 

  По мнению Э.Мэйо,  любая трудовая организация обладает единой и интегрированной социальной структурой, основные тезисы которой сводятся к следующему:

- люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают собственную индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми;

- в результате промышленной революции и рационализации процесса труда работа как таковая в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях;

- люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равным им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;

- работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных и их желания быть понятыми.

     Задача менеджмента на этом этапе состояла также в том чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организаций, значение которых было выявлено при исследовании бюрократической модели управления, развить плодотворные неформальные контакты. Они, как показали проведенные Э.Мэйо и его сотрудниками эксперименты, весьма существенно влияют на результаты совместной производственной деятельности людей. Исследования Хоторнском заводе (штат Иллинойс), принадлежащем компании « Вестерн Электрик», продолжавшиеся 12 лет (1924 – 1936), выявили феномен неформальной группы в структуре производственного процесса, отношения между членами которой оказывали ощутимое воздействие на ритмику и производительность труда. Выяснилось, например, что группе присуще стремление разрабатывать свои собственные нормы, ценности и позиции, устанавливать строгий социальный контроль над поведением отдельных членов коллектива в процессе труда.     Исследования показали далее, что неформальные группы – это естественно сложившиеся социальные образования, переросшие  поведенческие рамки, созданные формальной структурой организации. По утверждению Э.Мэйо, фактор сотрудничества в группе является чрезвычайно важным обстоятельством, по своей значимости сопоставимым с самим менеджментом. Иными словами, неформальные отношения в процессе производства были признаны за весомую организационную силу, способную либо бойкотировать распоряжения менеджмента, либо способствовать проведению его установок в жизнь. Поэтому неформальные отношения ни в коем случае нельзя пускать на самотек, ими следует научиться управлять на базе сотрудничества между рабочими и администрацией.

     В этом контексте ясно, почему основные усилия Э.Мэйо были направлены на поиск средств установления сотрудничества рабочих как друг с другом, так и с администрацией. Он осуждал утрату «духа солидарности» и «чувства общности» в современных ему организациях, стремился разработать конкретные пути замены безличностных производственных отношений более тесными человеческими контактами. Согласно концепции мэйоизма, каждый менеджер должен стремиться к равновесию между технической  и социальной сторонами предприятия, содействовать устойчивости социальной организации таким образом, чтобы индивиды, сотрудничая друг с другом для достижения общей цели, могли получать личное удовлетворение составляющее основу их стремления к кооперации. Тем самым формальная организация как бы подкреплялась неформальными структурами, причем последние уже не расценивались как ущербные, а, напротив, признавались необходимым компонентом эффективной деятельности всего предприятия.

Информация о работе Социально-психологические методы управления и их значение на современном этапе