Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:17, курсовая работа
Целью применения социально-психологических методов является познание и использование психической деятельности людей в интересах личности, коллектива, общества. Они позволяют активизировать «человеческий фактор». Первенство в использовании этих методов принадлежит Японии. Человек в цивилизованном обществе всегда хочет оставаться человеком. Ему нужен не только хороший заработок, но и благоприятные условия труда, гуманные взаимоотношения в коллективе, особенно в системе «руководитель – подчиненный».
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Роль школы психологии и человеческих отношений в формировании социально-психологических методов управления …………………. 5
1.1. Исследования Мэри П. Фоллетт ………………………...… 6
1.2. Исследования Элтона Мэйо ………………………………….. 7
2. Сущность социально-психологических методов управления и мотивационная направленность …………………………………….. 10
2.1. Социологические методы управления ……………… 10
2.2. Психологические методы управления ……………… 13
3. Значение социально-психологических методов в управлении работниками организации на современном этапе ………………… 23
Заключение …………………………………………………………….. 25
Литература …………………………………………………………….. 26
…
План
Введение
……………………………………………………………………
3
1.
Роль школы психологии
и человеческих отношений
в формировании социально-психологических
методов управления
…………………. 5
1.1.
Исследования
Мэри П. Фоллетт ………………………...…
6
1.2.
Исследования Элтона
Мэйо ………………………………….. 7
2.
Сущность социально-психологических
методов управления
и мотивационная направленность
…………………………………….. 10
2.1.
Социологические методы
управления ……………… 10
2.2.
Психологические методы
управления ……………… 13
3.
Значение социально-психологических
методов в управлении
работниками организации
на современном этапе
………………… 23
Заключение
……………………………………………………………..
25
Литература
……………………………………………………………..
26
Приложение
……………………………………………………………
27
Введение
В настоящее время в условиях экономической нестабильности на предприятиях основной упор сделан на экономические методы управления, т.е. на создание материальных стимулов отдельных работников и коллектива в целом. Однако, не всегда производительность и качество труда, зависят только от материальных интересов. Осуществляя хозяйственную деятельность, люди вынуждены вступать в межличностные отношения.
Управление
межличностными отношениями и поведением
одного человека осуществляется с помощью
социально-психологических
Целью применения социально-психологических методов является познание и использование психической деятельности людей в интересах личности, коллектива, общества. Они позволяют активизировать «человеческий фактор». Первенство в использовании этих методов принадлежит Японии. Человек в цивилизованном обществе всегда хочет оставаться человеком. Ему нужен не только хороший заработок, но и благоприятные условия труда, гуманные взаимоотношения в коллективе, особенно в системе «руководитель – подчиненный».
Социальные методы управления используются для повышения социальной активности, для формирования стабильных трудовых коллективов, создания общих целей и интересов в коллективе. Они могут применяться:
• в масштабах всего общества (например, Государственная Дума принимает закон «О пенсионном обеспечении»);
• в масштабе региона (например, Волгоградская областная Дума принимает решение о выплате компенсаций беднейшим слоям общества, о бесплатном обеспечении молоком семей, имеющих детей до 2-х лет и др.);
• в масштабе предприятия (например, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом);
• по отношению к конкретному работнику (например, благодарность).
Субъектом
социальных методов на предприятии
может быть как руководитель, так
и коллектив или какой-либо работник
предприятия (например, наставник). Объектом
социальных методов является коллектив,
а также отдельные личности.
1.
Роль школы психологии
и человеческих
отношений в формировании
социально-психологических
методов управления.
Двух ученых - Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно Мери Паркер Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как « обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».
Лидером движения за внедрение новых форм и методов управления в промышленности, позднее получивших наименование «школы человеческих отношений», стал американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880 – 1949). Он полагал, что прежние управленческие методы направлены на достижение материальной эффективности, а не на утверждение сотрудничества. Школа «человеческих отношений» явилась реализацией нового стремления менеджмента рассматривать каждую промышленную организацию как определенную «социальную систему», что было несомненным достижением управленческой мысли. Речь шла о том, что сугубо технологический аспект эффективности производства, как и вопросы экономического дохода, надо рассматривать через призму взаимосвязи этих сторон промышленной организации с собственно человеческим, социальным фактором индустрии. Естественно, что каждому работнику присуще определенные физиологические и материальные потребности, удовлетворить которые в разумной мере при развитой экономике сравнительно просто. Здесь более важно учитывать то обстоятельство, что человеку свойственны и социальные потребности – общения, самоактуализации, признания – а их удовлетворить значительно сложнее.
Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе « Уэстерн Электрик» в Хоторне, открыли новое направление в теории управления. Э.Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает А.Маслоу, являются, в основном, неэкономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих выводах, исследователи
психологической школы полагали, что если
руководство проявляет большую заботу
о своих работниках, то и уровень удовлетворенности
работников должен возрастать, что будет
вести к увеличению производительности.
Они рекомендовали использовать приемы
управления человеческими отношениями,
включающие более эффективные действия
непосредственных начальников, консультации
с работниками и предоставление им более
широких возможностей общения на работе.
1.1.
Исследования
Мэри П. Фоллетт.
Мэри П. Фоллетт (1868 – 1933) изучала социальные отношения в малых группах. Свои взгляды она изложила в книгах, некоторые из которых были опубликованы только после ее смерти: «Творческий опыт» (1924), «Энергичное администрирование» (1941), «Свобода и соподчинение» (1949). С ее точки зрения, конфликт в трудовых коллективах не всегда деструктивен; в некоторых условиях он может быть и конструктивным. Власть принятая как подчинение одного человека другому, оскорбляет человеческие чувства и не может быть основой эффективной индустриальной организации. Демократия – вот та огромная сила, которая использует каждого и компенсирует несовершенство отдельных индивидов тем, что сплетает и в жизни общества. Лидерство не есть удел личности, привыкшей господствовать; лидерами становятся не только по рождению, но и благодаря соответствующему обучению. Подлинный лидер должен не только предвосхищать будущую ситуацию, но и творить ее. В статье «Менеджмент, как профессия» (1925), она выделяла следующие факторы возрастания потребности в менеджменте:
- эффективный менеджмент замещает собой эксплуатацию природных ресурсов, дни которых сочтены;
- менеджмент обусловлен – острой конкуренцией;
- недостатком трудовых ресурсов;
- более
широкой концепцией этики человеческих
отношений;
-растущим осознанием бизнеса как общественной
службы, с чувством
Исходно
теоретики «человеческих отношений» в
своих трудах придерживаются следующей
аргументации: в доиндустриальном обществе
человек знал свое место, свое будущее
и в нем царила социальная солидарность;
патриархальная система, возникшая на
базе семьи и отношений родства, давала
человеку удовлетворенность в труде и
до некоторой степени в общественной жизни.
Фабричная система и сопутствующий ей
процесс обособления личности разрушили
былую общественную солидарность, оторвав
индивида от его естественной социальной
основы. В первую очередь из-за роста крупномасштабных
организаций, в которых характер социальных
отношений сместился от персонифицированных
к формально-безличностным зависимостям.
В итоге сформировался образ жизни, лишенный
нравственных ценностей, без корней, с
утраченной индивидуальной самобытностью
людей, канувшей в Лету заодно с традиционными
узами и святынями, столь долго и безотказно
обеспечивающих целостность и целеустремленность
человеческого существования. Получившая
широкое распространение социальная анонимность,
в конце концов, привела к деформации,
как личной жизни людей, так и к дезорганизации
производственных коллективов, отчетливо
проявившейся в чувстве никчемности, в
ощущении невосполнимых утрат и в глубоком
разочаровании достижениями индустриальной
цивилизации. Ухудшение социального климата
на предприятиях негативно отражалось
на экономических показателях их деятельности.
Все это вызывало тревогу среди предпринимателей
и менеджеров.
1.2.
Исследования Элтона
Мэйо.
По мнению Э.Мэйо, любая трудовая организация обладает единой и интегрированной социальной структурой, основные тезисы которой сводятся к следующему:
- люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают собственную индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми;
- в результате промышленной революции и рационализации процесса труда работа как таковая в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях;
- люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равным им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;
- работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных и их желания быть понятыми.
Задача менеджмента на этом этапе состояла также в том чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организаций, значение которых было выявлено при исследовании бюрократической модели управления, развить плодотворные неформальные контакты. Они, как показали проведенные Э.Мэйо и его сотрудниками эксперименты, весьма существенно влияют на результаты совместной производственной деятельности людей. Исследования Хоторнском заводе (штат Иллинойс), принадлежащем компании « Вестерн Электрик», продолжавшиеся 12 лет (1924 – 1936), выявили феномен неформальной группы в структуре производственного процесса, отношения между членами которой оказывали ощутимое воздействие на ритмику и производительность труда. Выяснилось, например, что группе присуще стремление разрабатывать свои собственные нормы, ценности и позиции, устанавливать строгий социальный контроль над поведением отдельных членов коллектива в процессе труда. Исследования показали далее, что неформальные группы – это естественно сложившиеся социальные образования, переросшие поведенческие рамки, созданные формальной структурой организации. По утверждению Э.Мэйо, фактор сотрудничества в группе является чрезвычайно важным обстоятельством, по своей значимости сопоставимым с самим менеджментом. Иными словами, неформальные отношения в процессе производства были признаны за весомую организационную силу, способную либо бойкотировать распоряжения менеджмента, либо способствовать проведению его установок в жизнь. Поэтому неформальные отношения ни в коем случае нельзя пускать на самотек, ими следует научиться управлять на базе сотрудничества между рабочими и администрацией.
В этом контексте ясно, почему основные усилия Э.Мэйо были направлены на поиск средств установления сотрудничества рабочих как друг с другом, так и с администрацией. Он осуждал утрату «духа солидарности» и «чувства общности» в современных ему организациях, стремился разработать конкретные пути замены безличностных производственных отношений более тесными человеческими контактами. Согласно концепции мэйоизма, каждый менеджер должен стремиться к равновесию между технической и социальной сторонами предприятия, содействовать устойчивости социальной организации таким образом, чтобы индивиды, сотрудничая друг с другом для достижения общей цели, могли получать личное удовлетворение составляющее основу их стремления к кооперации. Тем самым формальная организация как бы подкреплялась неформальными структурами, причем последние уже не расценивались как ущербные, а, напротив, признавались необходимым компонентом эффективной деятельности всего предприятия.
Информация о работе Социально-психологические методы управления и их значение на современном этапе