Социально-психологические методы управления персоналом туристического предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование и анализ применения социально-психологических методов в управлении организацией на примере ЧУП «ХХХ».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить понятие социально-психологических методов управления персоналом;
изучить специфику социально-психологических методов управления;
рассмотреть зарубежный опыт управления персоналом;.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……. 5
Сущность и методы управления персоналом туристического предприятия……………………….................................................... 5
Социально-психологические методы управления …………8
Создание оптимального социально-психологического климата в коллективе ……………………………………………………….11
Зарубежный опыт создания комфортного психологического климата в коллективе………………………………………………15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЧУП «ХХХ»…………………………………………………………………………18
2.1 Краткая характеристика ЧУП «ХХХ»…………………….18
2.2 Организационная структура ЧУП «ХХХ»………………..21
2.3 Анализ социально-психологического климата в ЧУП «ХХХ»……………………………………………………………24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

osnova.docx

— 61.60 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...  3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…….  5

    1. Сущность и методы  управления персоналом туристического предприятия……………………….................................................... 5
      1. Социально-психологические методы управления …………8
    1. Создание оптимального социально-психологического климата в коллективе ……………………………………………………….11
    2. Зарубежный опыт создания комфортного психологического климата в коллективе………………………………………………15

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЧУП «ХХХ»…………………………………………………………………………18

2.1 Краткая характеристика  ЧУП «ХХХ»…………………….18

2.2 Организационная структура  ЧУП «ХХХ»………………..21

2.3 Анализ социально-психологического  климата в ЧУП «ХХХ»……………………………………………………………24

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….36

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях конкурентной борьбы между организациями за лидерство  на рынке, все большее число руководителей  понимают важность грамотного управления персоналом, что непосредственно  сказывается на экономическом показателе работы организации.

Любая организация нуждается  в совершенствовании системы  управления персоналом. С каждым годом  появляется много различных технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что  каждый работник – это, прежде всего  человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями. Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный  подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические  методы управления на эффективность  работы всех подразделений организации.

Таким образом, необходимость  использования в практике управления организацией социально-психологических  методов руководства очевидна, поэтому  тема курсовой работы является актуальной.

Целью работы является исследование и анализ применения социально-психологических  методов в управлении организацией на примере ЧУП «ХХХ».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

    • определить понятие социально-психологических методов управления персоналом;
    • изучить специфику социально-психологических методов управления;
    • рассмотреть зарубежный опыт управления персоналом;
    • проанализировать социально-психологические методы управления персоналом на  предприятии ЧУП «ХХХ»;
    • выявить основные проблемы и противоречия по управлению персоналом на ЧУП «ХХХ»;
    • разработать основные направления совершенствования социально-психологических  методов управления.

Объектом исследования является ЧУП «ХХХ».

Предметом исследования является система социально-психологических  методов управления персоналом в  организации.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды  отечественных и зарубежных авторов  в области менеджмента, мотивационного менеджмента, психологии управления, общей  психологии, социальной психологии.

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.

Актуальность управления персоналом обусловлена тем, что  процессы трансформации, в которые  включена организация, невозможны без  изменения требований к сотрудникам  и в первую очередь к его  способностям, способностям к разрешению конфликтов; умениям создавать сплоченную команду и организовывать групповую  работу. 

 

 

 

 ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Сущность и  методы  управления персоналом  туристического предприятия

 

Туристская деятельность — это непрерывная работа с  людьми. С одной стороны, это общение  с клиентами — потребителями  туристских услуг, а с другой —  это управление человеческим ресурсом турфирмы. Эти аспекты взаимосвязаны, так как качество работы менеджеров и персонала турфирмы непосредственно  отражается на удовлетворенности туриста, приобретающего турпакет. Поэтому вопросам управления персоналом в менеджменте  туризма уделяется особенное  внимание.

Управление персоналом входит в цикл управленческих дисциплин  и одновременно является специализированной областью управления человеком, заключенным  в рамки организации.

Управление человеком  для достижения определенных целей  не является каким-то новшеством в рамках истории человечества. На протяжении исторического развития происходило  постепенное эволюционное развитие и трансформация человечества как  совокупности индивидов. И в соответствии с этими изменениями должны были изменяться методы управления людьми [15].

Сложилась целая система  подходов к управлению человеком  в рамках организации. Основные подходы:

1) управление трудом, когда  предполагается использование труда  человека для реализации целей  и задач организации. Основной  целью при этом является максимально  полное использование труда. Наукой, использующей рассматриваемый подход  в качестве основного, является  менеджмент;

2) управление человеком,  когда предполагается целенаправленное  воздействие на человека в  рамках организации. При данном  подходе в качестве основных  методов воздействия используются  административные. Наукой, основанной  на данном подходе, является  непосредственно управление персоналом;

3) управление человеком  как личностью, индивидом, как  полноправным членом организации,  когда предполагается активное  взаимодействие человека и организации  при реализации первостепенных  целей и задач. Данный подход  является основой такой науки,  как управление человеческими              ресурсами [3, c. 158].

Управление персоналом является теоретико-методологической базой, позволяющей  управлять человеком, заключенным  в рамки организации с помощью  вышеперечисленных подходов. Причем выбор определенного подхода  актуален применительно лишь к данному  конкретному этапу развития человеческого  общества.

Рассматривая сущность управления персоналом, нельзя не учитывать тот  факт, что на данный момент существования  человечества основным фактором  устойчивости, конкурентоспособности и процветания  предприятия является вопрос формирования человеческого фактора. От осведомленности  людей, знания ими всех мелочей работы и особенностей фирмы зависят  в полной мере перспективы развития и эффективного функционирования компаний на рынке. Вложениями в оборудование или в обновление производства нельзя в полной мере улучшить ситуации, если методы управления персоналом останутся  без внимания.

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией           целей [1, c. 89].

Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

По сути, способы осуществления  управленческой деятельности, применяемые  для постановки и достижения целей  организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического  управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени  и других ресурсов на постановку и  реализацию целей.

Рассматриваемые методы менеджмента  применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным  работникам в частности. Поэтому  их следует интерпретировать как  способы управленческого воздействия  на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного  воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают  предприятия, организации, объединения  и коллективы трудящихся [18].

Множественность методов менеджмента  и разные подходы к их классификации  усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа  и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям.

Все методы управления органически  дополняют друг друга, находятся  в постоянном динамическом равновесии Направленность методов управления всегда одна и та же - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Следует исходить из того, что в  конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи  с этим можно выделить следующие  методы управления:

- административные;

- экономические;

- социально-психологические [6, c. 265].

 

1.2 Социально-психологические методы управления

 

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

Социально-психологические методы – это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия  эти методы можно разделить на две основные группы:

- социологические методы;

- психологические методы.

Первые призваны воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального психологического климата, изучение общественного мнения и др.), а вторые - на отдельных  работников (методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и  т.д.) [2, c. 145].

Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует  не изолированно, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное  управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как  социологических, так и психологических  методов [16].

Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения  в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более  активно идет в коллективах рыночного  типа.

Качества работы с людьми определяются также характером  подчиненных. Выделяют следующие типы характеров, которые  руководитель может наблюдать у  подчиненных:

- гипертимный (люди с таким  характером общительны, доброжелательны,  но к трудностям относятся  слишком легко, вследствие чего  часто не доводят начатое до  конца),

- аустический (люди с этим  типом характера малообщительны, держат себя обособленно, холодно,  официально. Окружающие с трудом  понимают их, хотя и уважают  как специалистов),

- мобильный (характеризуется частыми  сменами настроения, которое меняется  в зависимости от обстоятельств.  Грубость приводит таких людей  в уныние, похвала окрыляет. Поэтому  с ними нужно вести себя  крайне осторожно и деликатно),

- демонстративный (для такого  человека вся жизнь – игра. Он стремится к успеху и  зачастую не может критически  относиться к себе, объективно  оценивать свои способности и  действия, любит, чтобы на него  обращали внимание. Люди с таким  характером незаметно манипулируют  окружающими и могут легко  вовлечь их в какую-нибудь авантюру),

Информация о работе Социально-психологические методы управления персоналом туристического предприятия