Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:46, курсовая работа
Целью работы является исследование и анализ применения социально-психологических методов в управлении организацией на примере ЧУП «ХХХ».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить понятие социально-психологических методов управления персоналом;
изучить специфику социально-психологических методов управления;
рассмотреть зарубежный опыт управления персоналом;.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……. 5
Сущность и методы управления персоналом туристического предприятия……………………….................................................... 5
Социально-психологические методы управления …………8
Создание оптимального социально-психологического климата в коллективе ……………………………………………………….11
Зарубежный опыт создания комфортного психологического климата в коллективе………………………………………………15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЧУП «ХХХ»…………………………………………………………………………18
2.1 Краткая характеристика ЧУП «ХХХ»…………………….18
2.2 Организационная структура ЧУП «ХХХ»………………..21
2.3 Анализ социально-психологического климата в ЧУП «ХХХ»……………………………………………………………24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….36
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТИЧЕСКОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ ЧУП «ХХХ»………………………
2.1 Краткая характеристика ЧУП «ХХХ»…………………….18
2.2 Организационная структура ЧУП «ХХХ»………………..21
2.3 Анализ социально-
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В условиях конкурентной борьбы
между организациями за лидерство
на рынке, все большее число
Любая организация нуждается в совершенствовании системы управления персоналом. С каждым годом появляется много различных технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что каждый работник – это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями. Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений организации.
Таким образом, необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Целью работы является исследование и анализ применения социально-психологических методов в управлении организацией на примере ЧУП «ХХХ».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Объектом исследования является ЧУП «ХХХ».
Предметом исследования является
система социально-
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента, мотивационного менеджмента, психологии управления, общей психологии, социальной психологии.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Актуальность управления персоналом обусловлена тем, что процессы трансформации, в которые включена организация, невозможны без изменения требований к сотрудникам и в первую очередь к его способностям, способностям к разрешению конфликтов; умениям создавать сплоченную команду и организовывать групповую работу.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и методы управления персоналом туристического предприятия
Туристская деятельность — это непрерывная работа с людьми. С одной стороны, это общение с клиентами — потребителями туристских услуг, а с другой — это управление человеческим ресурсом турфирмы. Эти аспекты взаимосвязаны, так как качество работы менеджеров и персонала турфирмы непосредственно отражается на удовлетворенности туриста, приобретающего турпакет. Поэтому вопросам управления персоналом в менеджменте туризма уделяется особенное внимание.
Управление персоналом входит в цикл управленческих дисциплин и одновременно является специализированной областью управления человеком, заключенным в рамки организации.
Управление человеком для достижения определенных целей не является каким-то новшеством в рамках истории человечества. На протяжении исторического развития происходило постепенное эволюционное развитие и трансформация человечества как совокупности индивидов. И в соответствии с этими изменениями должны были изменяться методы управления людьми [15].
Сложилась целая система подходов к управлению человеком в рамках организации. Основные подходы:
1) управление трудом, когда
предполагается использование
2) управление человеком,
когда предполагается
3) управление человеком
как личностью, индивидом, как
полноправным членом
Управление персоналом является теоретико-методологической базой, позволяющей управлять человеком, заключенным в рамки организации с помощью вышеперечисленных подходов. Причем выбор определенного подхода актуален применительно лишь к данному конкретному этапу развития человеческого общества.
Рассматривая сущность управления
персоналом, нельзя не учитывать тот
факт, что на данный момент существования
человечества основным фактором устойчивости,
конкурентоспособности и
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей [1, c. 89].
Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
По сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.
Рассматриваемые методы менеджмента
применяются по отношению к трудовым
коллективам в целом и
Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям.
Все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии Направленность методов управления всегда одна и та же - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.
Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
- административные;
- экономические;
- социально-психологические [6, c. 265].
1.2 Социально-психологические методы управления
Социально-психологические
Социально-психологические
- социологические методы;
- психологические методы.
Первые призваны воздействовать на весь коллектив (социальное планирование, создание оптимального психологического климата, изучение общественного мнения и др.), а вторые - на отдельных работников (методы психологического отбора, изучения и оценки кадров и т.д.) [2, c. 145].
Такое разделение достаточно условно,
так как в современном
Недостаточное внимание к социальным
и психологическим аспектам управления
вызывает нездоровые взаимоотношения
в коллективе, что снижает производительность
труда. Как показывает практика, формирование
здорового морально-
Качества работы с людьми определяются также характером подчиненных. Выделяют следующие типы характеров, которые руководитель может наблюдать у подчиненных:
- гипертимный (люди с таким
характером общительны, доброжелательны,
но к трудностям относятся
слишком легко, вследствие
- аустический (люди с этим
типом характера
- мобильный (характеризуется
- демонстративный (для такого
человека вся жизнь – игра.
Он стремится к успеху и
зачастую не может критически
относиться к себе, объективно
оценивать свои способности и
действия, любит, чтобы на него
обращали внимание. Люди с таким
характером незаметно