Социально-психологический портрет руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современные управляющие. Однако сформулировать основные требования, предъявляемые к идеальному руководителю, оказалось довольно трудно, поскольку они различаются в зависимости от особенностей среды работы данной профессии. Так, например, для руководителей технических служб необходимым требованием является наличие глубоких технических знаний, а для начальника производственного отдела знаний организации производства и управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 3
1.Основные черты и личностные качества руководителя……………………… 4
2.Что нужно уметь, чтобы стать лидером в управлении? ................................. 14
3.Особенности российского лидерства………………………………………… 16
4.Роль руководителя в становлении коллектива ……………………………… 20
5.Создание в коллективе рабочей обстановки …………………………………23
6.Мотивация ………………………………………………………………………24
7.Значение нестандартных способов мотивации персонала в жизни российских организации ……………………………………………………………………………. 30
8.Основные нормы этикета в деятельности руководителя …………………... 32
Заключение ……………………………………………………………………… 36
Список литературы ……………………………………………………………... 37

Файлы: 1 файл

Организационное поведение, Курсовая работа, Липич В.А., УПН-313(2).doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Важно отметить, что в цивилизованном мире деловой этикет считается экономической категорией. И это действительно так. Если все сотрудники соблюдают деловой этикет, придерживаются высоких стандартов поведения, то в коллективе создается позитивная атмосфера, улучшается микроклимат, меньше конфликтов и болезней на нервной почве, выше производительность труда, выше качество принимаемых решений, более рационально используется рабочее время и проч.

Напомню управленческую аксиому: только довольный внутренний клиент может создать довольного внешнего клиента. Если внутри компании сотрудники (внутренние клиенты) испытывают дефицит хороших деловых манер своего руководителя, если их не устраивает стиль руководства и качество общения между сотрудниками, то не приходится удивляться, что такие недовольные внутренние клиенты проявляют холодность, безразличие, а подчас и хамство, в отношении внешних клиентов. Например, когда руководитель критикует подчиненного на глазах у других сотрудников, то такой подчиненный при обслуживании внешнего клиента, скорее всего также будет несдержанным.

Этикет – это правила поведения в той или иной социальной группе, профессиональной сфере, внешние формы поведения. Очень важно, чтобы сотрудники в компании одинаково понимали, что принято в их организации, а что нет, что приемлемо в поведении, а что недопустимо.

Поскольку существуют внутренние клиенты – это весь персонал компании и внешние клиенты – это те, кто потенциально приносит деньги в компанию, то необходимо создать документы, регламентирующие этикет для внутренних и внешних клиентов.

Например, в некоторых компаниях для регламентации этикета для внутренних клиентов создается «Кодекс поведения сотрудника» или документ «У нас так принято». А для того, что описать, каков этикет при работе с внешними клиентами, может быть создан «Стандарт обслуживания клиентов».

Бывает, что создается один документ, определяющий этикет для внутренних и внешних клиентов. Например, в «Книге сотрудника» одной московской торговой сети есть такие разделы:

  • Обращение к сотруднику генерального директора,
  • Миссия компании,
  • Философия компании,
  • Что компания ожидает от Вас?
  • Чего Вы вправе ожидать от компании?
  • Стандарты поведения на работе,
  • Желаемый образ будущего компании,
  • Принципы работы с покупателем,
  • Информационная безопасность,
  • Система мотивации и оплаты труда,
  • Система дисциплинарных взысканий и штрафов,
  • Организационные процедуры.

Целесообразно, чтобы этот документ регламентировал как можно больше сторон жизни компании. Таким образом, работающим сотрудникам не нужно каждый раз размышлять, как поступить в той или иной ситуации. А сотрудникам только что поступившим на работу в компанию, изучив этот документ, тоже становится понятно, что принято в поведении, а что нет. Поскольку жизнь зачастую непредсказуема и описать все ситуации, которые могут возникнуть в трудовой жизни работника, не представляется возможным, то необходимо, чтобы в документе были названы основные принципы. Например, по отношению к внутренним клиентам – уважение и тактичность на всех уровнях иерархии, а по отношению к внешним клиентам - принцип обслуживания каждого клиента как дорогого гостя, то есть принцип гостеприимства.

Современный этикет формировался тысячелетиями и вобрал в себя нормы, отобранные и проверенные временем. В деловом этикете нет ничего лишнего. Нет ничего такого, что затрудняло бы деловую коммуникацию и мешало вести дела. Напротив, деловой этикет – это инструмент, повышающий эффективность общения, дающий положительные эмоции и радость. Деловой этикет формирует лояльность внешних и внутренних клиентов. Многие преуспевающие компании, формируя свой фирменный стиль, сделали ставку на безупречные манеры сотрудников и таким образом создали себе конкурентное преимущество, выгодно отличающее их от конкурентов.

Действительно, в ситуации рыночной экономики и усиливающейся конкуренции, когда многие компании предлагают похожий ассортимент и цены, возникает вопрос, чем отличаться от других, как победить в конкурентной борьбе? Отвечая на этот вопрос, многие успешные компании отдают приоритет обучению персонала на всех уровнях в компании деловому этикету и эффективному деловому общению.

Завершая, подчеркну, что современная российская деловая культура, включающая деловой этикет, представляет на сегодняшний день пеструю смесь стереотипов поведения: остатки командно-административной системы, заимствования из западноевропейского бизнес-этикета и формирующиеся специфические российские нормы делового поведения.

Кроме того, в России на протяжении десятков лет не существовало специального обучения этикету в школах и ВУЗах. Некоторым гражданам повезло, в их семьях обращали внимание на правильное поведение, учили «как себя вести», показывали примеры этикетного поведения. Другим повезло меньше и тема «приличного поведения» присутствовала в их жизни лишь поверхностно.

Возможно поэтому, сейчас в обществе в целом и в бизнес-организациях в частности зачастую наблюдается дефицит хороших манер. Именно поэтому необходимо специальное обучение персонала деловому этикету. Мало написать Стандарт делового поведения для сотрудников компании и ввести его приказом Генерального Директора. Чтобы Стандарты поведения реально работали и применялись в повседневной профессиональной деятельности, целесообразно осуществлять систематическое обучение персонала хорошим деловым манерам.

Важно в ходе бизнес-тренингов и интерактивных семинаров показать сотрудникам смысл и роль этикета в деловой жизни, познакомить с правилами этикета, объяснить их значение, указать на последствия нарушений этих правил. Кроме получения теоретических знаний в ходе такого обучения у сотрудников формируются навыки необходимого этикетного поведения и закрепляются полезные привычки.

В долгосрочной перспективе такой подход наиболее эффективен. Поскольку хорошие деловые манеры персонала прибыльны для компании.

Обучение деловому этикету сотрудников бизнес-организаций – это сложный, а подчас и болезненный процесс. Я как бизнес-тренер неизменно встречаю сильное сопротивление у участников обучения. Например, темы дресс-кода, телефонного этикета, речевого поведения подчас вызывают у участников бизнес-тренингов по деловому этикету споры, критику, отторжение, желание обесценить роль и смысл этикетных правил. Межу тем, эти правила давным-давно очевидны для сотрудников западных бизнес-организаций. Поскольку Россия стремится интегрироваться в мировую экономику и стать равноправным деловым партнером, то у персонала российских компаний нет выбора. Чтобы быть достойным деловым партнером, необходимо усвоить цивилизованный деловой этикет и придерживаться общепринятых правил игры в деловом мире.

 

Заключение

Существует определенный набор человеческих качеств, которые были перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера.

Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.

Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам. Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не "завалить" дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.

 

 

 

 

 

Список литературы

          Андреева Г.М. Социальная психология; М.: Аспект Пресс, 2006.

          Бауэр М. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2008

          Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха, Питер, 2008

          Блог о саморазвитии и мотивации, достижении целей и успеха. (http://improve-me.ru/?p=2501)

          Брэддик У. Менеджмент в организации: М., 2007.

          Вера Кобзева (бизнес-тренер, коуч, кандидат социологии). «Деловой этикет» (http://rokf.ru/)

          Википедия. Свободная энциклопедия. «Мотивация персонала».

          Журавлев А.Л., Рубахин В.Ф., Шорин В.Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом; М., 1976.

          Ильин Е.П. Мотивация и мотивы; СПб.: Из-во Питер, 2000.

         Карпов А.В. Психология менеджмента; М., 2005.

          Киллен К. Вопросы управления; М., 2001.

          Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме; М., 2007.

          Маркус Бэкингем Шаг к успеху: успешное руководство, эффективное лидерство и стабильный личный успех Издательство: Вильямс ИД, 2007

          Менеджмент организации под ред. З.П. Румянцевой; М., 2005.

          Мескон М., Альберт М., Хедури Ф. Основы менеджмента; М., 2002.

          Михаил Магура. Сайт Элитариум.

          Немов Р.С. Психология, т.3; М.: Владос, 2003, с. 379.

          Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности; СПб., 2006.

          Петровский А.В., Ярошевский Основы теоретической психологии М.Г.-М.: ИНФРА-М, 2008.

          Позняков В П. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование// Психология и бизнес М ,2007

           Психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н. Лавриненко (http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=534)

          Сайт учебного центра «Лидер». Юлия Петросян. Статья «Создание рабочей атмосферы в коллективе».

          Статья с сайта ЛенЮст. (http://www.lenust.ru/articles/10158/)

          Становление нового российского предпринимательства / Отв. ред, В.В. Радаев М.: Институт экономики РАН, 2003.248с.

          Столяренко Л.Д. Психология управления; Ростов-на-Дону, 2004.

          Филонович С.Л. Лидерство и практические навыки менеджера; М.: Инфра-М; 2009.

 

 


 



Информация о работе Социально-психологический портрет руководителя