Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:59, контрольная работа
Актуальность темы возрастает:
с повышением роли персонала в современном производстве, принципиальными изменениями в содержание труда, вызванные применением новых техники, технологий и методов производственной деятельности;
с изменением возможностей контроля над сотрудниками и повышением значимости самоконтроля и самодисциплины;
с изменением ориентации и динамики спроса и направленного на его удовлетворение производства; с обострением конкуренции на мировом рынке; повышение значимости качества продукции.
Введение 2
Теории человеческого и социального капитала 5
Роль человеческого фактора в управлении 6
Классификация персонала 8
Изменение стиля, методов управления 13
Разработка стратегии управления человеческими ресурсами в организации 17
Заключение 20
Список литературы 22
Основой человеческого фактора является личность - психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе.
Впервые это понятие ввел
в научный обиход Тейлор, который
поставил перед собой задачу создать
систему повышения
Генри Файоль был первым, кто разработал довольно последовательную систему принципов учета закономерностей социального фактора в управлении. Файоль разработал вопросы стимулирования труда применительно к деятельности высшего звена управления.
В дальнейшем Мэйо открыл "хоторнский эффект" (Хоторн - городок близ Чикаго).
Хоторнские эксперименты показали, что производительность труда и качество продукции зависят не от условий работы, не от физиологического состояния рабочего и не от формы оплаты его труда, а от социальных и психологических факторов. Если рабочие экспериментальных групп сознавали, что являются предметом внимания со стороны руководства и своих непосредственных начальников, то они с удовольствием отзывались на намерение руководителей повысить эффективность труда. Причиной положительных реакций рабочих были не изменения материального порядка, а социальные и психологические аспекты ситуации.
Слагаемые человеческого фактора:
С помощью такого понимания
человеческого фактора
Как бы ни понимался человеческий фактор, с каких бы позиций ни подходили к нему, бесспорно: человеческий фактор есть активность людей.
Три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.
Эти факторы воздействия - понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации.
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др.
Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации. Безусловно, структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организаций, особенностями выпускаемой продукции. В зависимости от размеров организаций состав подразделений будет меняться: в мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.
Кадровая политика организации обосновывает необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов набора, расстановки и использования кадров, но не занимается детальным анализом их содержания и спецификой проведения практической работы с кадрами.
В целях зарождения энтузиазма, желания эффективно трудиться есть наиболее ответственная и сложная задача менеджера. В этой связи, имеет значение способность менеджера акцентировать внимание на достижении каждого сотрудника, умение выразить благодарность за достигнутый результат, создать материальные и моральные стимулы к труду. Все это требует специальной системы подготовки и переподготовки менеджеров.
При ведении кадровой политики приоритеты отдаются интересам производства. Интересы работника почти не учитываются. Индивидуальный подход к работникам предприятия не является приоритетом кадровой политики. Однако это имеет как отрицательные, так и положительные черты.
В первичных трудовых коллективах помимо руководителя на поведение работников влияет лидер.
Лидерство - это процесс стихийного, спонтанного руководства коллективом изнутри, со стороны наиболее авторитетных членов коллектива. Лидерами становятся наиболее инициативные, энергичные, общительные, информированные работники. В различных ситуациях жизнедеятельности коллектива лидерами могут быть разные работники.
Наибольшей эффективности работы и сплоченности достигают те коллективы, где руководитель одновременно является лидером. В этом случае он может воздействовать на коллектив не только административными мерами, но и использовать социально - психологические санкции. Однако сочетания в одном лице руководителя и лидера не всегда удается достичь.
Воздействовать на коллектив следует, прежде всего, через лидеров. Однако руководители, по каким - либо признакам не соответствующие занимаемой должности, боятся появления в коллективах лидеров, считая их своими соперниками. Противопоставление и скрытое противоборство руководителя и лидера может привести к конфликтам в коллективе.
Особенности взаимодействия
членов коллектива по поводу принятия,
осуществления решений и
Стиль руководства определяется особенностями властно - распорядительных отношений и складывается из ряда элементов.
Стиль управления |
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
Природа стиля |
Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Личное установление целей и выбор средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху |
Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера Принятие решений разделено по уровням на основе участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях |
Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали |
|
Сильные стороны |
Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата |
Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении |
Позволяет начать дело так,
как это видится без |
|
Слабые стороны |
Сдерживается индивидуальная инициатива |
Требует много времени на принятие решений |
Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера |
|
Различают три основных типа стилей руководства: административный; демократический; попустительствующий.
Для административного стиля
руководства характерно отображение
подчиненных от участия в выработке
и принятия решений, отсутствие возможности
у подчиненных проявить инициативу
и самостоятельность, отсутствие взаимопонимания
между руководителем и
Демократический стиль руководства
- полная противоположность
Попустительствующий стиль означает, что руководитель, по существу, самоустраняется от процесса руководства, пускает его на самотек, в основном всю работу ведут заместители.
Влияние стилей управления на эффективность работы групп в течение продолжительного времени исследовали и немецкие ученые. Было установлено, что результативность труда постоянно повышалась у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности - у коллектива с либеральным и авторитарным стилем.
Каждый стиль подбирается
под конкретную ситуацию. Невозможно
выделить «универсальный» стиль. Можно
лишь подобрать наиболее подходящий
стиль руководства для
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику.
Кадровая политика - это главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
Кадровая политика - это
целенаправленная деятельность по созданию
трудового коллектива, который наилучшим
образом способствовал бы совмещению
целей и приоритетов
Главным объектом кадровой политики предприятия является - персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры - это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.
Кадровая политика должна
увеличивать возможности
Свойства кадровой политики:
Задачи кадровой стратегии включают:
Кадровая политика должна
увеличивать возможности
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.
Стратегия является основным элементом, инструментом стратегического управления организацией.
Стратегия управления персоналом - это планы, направления действий, последовательность принимаемых решений и методы, позволяющие дать оценку, провести анализ и разработать эффективную систему воздействия на персонал для реализации стратегии развития организации.
Стратегия управления персоналом вырабатывается с учетом, как интересов руководства организации, так и интересов ее персонала.
Ее суть заключается в следующем:
Создание и функционирование системы управления персоналом, обеспечивающей эффективное и гибкое управление человеческим ресурсом организации на основе реализации современных научных подходов к управлению этим видом ресурса:
Информация о работе Социальные факторы в управлении организациями