Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:11, реферат
Социальная общность — это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных ориентаций и интересов. Общности разных видов и типов — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.
В отличие от социальных институтов и организаций общности не создаются людьми сознательно, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности.
Введение 3
1. Социальные общности 4
1.1. Социальные агрегации, категории, группы 4
1.2. Квазигруппы: их виды и отличительные признаки 5
1.3. Собственно социальные группы 7
2. Типология социальных групп 9
2.1. На рис. 6 графически изображены виды социальных групп. 9
2.2. Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от: 10
2.3. Рассмотрим этническую общность 10
3. Социология малых групп 11
4. Социальная группа: анализ внутренних связей 13
Признаки социальной группы как типа социальной общности: 13
4.1.Взаимодействия в группе и их регуляция отличаются многообразием, многослойностью. 13
4.2. В социальной группе возникают специфические моменты духовной регуляции социальных связей 13
4.3. Связи взаимопомощи, координации, солидарности в рамках социальной группы институализируются, приобретают предсказуемый, управляемый характер. 14
Заключение 15
ЛИТЕРАТУРА 16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Социальная общность — это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных ориентаций и интересов. Общности разных видов и типов — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.
В отличие от социальных институтов и организаций общности не создаются людьми сознательно, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности.
Разного вида общности образуются на различной объективной основе. Одни виды общностей непосредственно и исключительно порождаются общественным производством; иные вырастают на этнической основе (народности, нации), и наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и другими факторами; объективной основой третьих видов — социально-демографических общностей – выступают естественные демографические факторы — пол, возраст; имеются еще виды общностей, возникающие на различных, присущих им объективных основаниях.
Исторически первыми видами общностей были возникшие сразу же с образованием человеческого общества такие объединения, как семья, род, племя. Объективную основу их образования составляли и кровнородственное единство, и совместная производственная деятельность, и зародившиеся в тех условиях общие этнические признаки. С переходом от первобытнообщинного строя к общественному устройству, основанному на частной собственности, существенные изменения претерпевает семья, возникают новые общности: социальные классы и другие социальные группы, а на иной основе образуются общности социально-этнические — народности и затем нации.
1. Социальные общности
1.1. Социальные агрегации, категории, группы
Самой элементарной социальной
общностью можно считать «
Другой социальной общностью
можно назвать «социальную
Наиболее четкой разновидностью социальных общностей следует считать «социальные группы». Социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других.
Таким образом, основной
отличительной чертой социальной группы
является взаимодействие между ее членами.
Люди, находящиеся в вагоне метро, не будут
социальной группой до тех пор, пока какая-либо
внешняя причина не заставит их взаимодействовать
друг с другом.
Такие крупные группы людей как социальные «страты» и «классы», строго говоря, не являются социальными группами, они представляют собой статусные группы, которые по своей природе ближе к социальным категориям. Агрегации при наличии известных условий могут переходить в социальные группы только в условиях взаимодействия.
1.2. Квазигруппы:
их виды и отличительные
Квазигруппы представляют собой временные переходные образования от социальных общностей к социальным группам. Квазигруппы при этом обладают некоторыми особенностями социальных групп. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:
· спонтанность образования;
· неустойчивость взаимосвязей;
· отсутствие разнообразия во взаимодействиях;
· кратковременность совместных действий.
Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего-либо окончательно распадаются, либо образуют устойчивые социальные группы.
Существует три основных вида квазигрупп: аудитория, толпа, социальный круг. Рассмотрим их особенности.
Самой неустойчивой из всех видов квазигрупп следует считать «аудиторию». Аудитория представляет собой социальную общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до членов этой общности.
Таким образом, мы можем наблюдать своеобразный способ взаимодействия между членами данной общности. Аудитория распадается после того, как заканчивается передача информации со стороны коммуникатора. Однако могут быть случаи, когда аудитория распадается раньше из-за непонимания предоставленной информации.
Аудитории могут быть разными по количеству членов — от студенческой аудитории, собранной в одном зале, до аудитории газеты, журнала или телевизионного канала. Во многих случаях мы не можем точно определить количественный состав аудитории, но можем говорить о ее увеличении или уменьшении в зависимости от качества подаваемой от коммуникатора информации. В некоторых случаях подаваемая информация позволяет управлять поведением аудитории.
Вторым видом квазигрупп является «толпа». Толпа представляет собой активный вид квазигруппы. Под толпой мы будем понимать некоторую совокупность индивидов, объединенных в замкнутом физическом пространстве на основе общности интересов. При этом предполагается некоторая внутренняя общность членов толпы. Ощущение себя как целого, взаимодействие на уровне подсознания — именно эти признаки отличают толпу от социальной агрегации.
Поведение толпы может
существенно различаться в
Третьим видом квазигрупп являются «социальный круг». Социальный круг представляет собой социальную общность, создаваемую людьми с целью обмена информацией. Каждый социальный круг предполагает более пли менее повторяющееся взаимодействие, осуществляемое только с целью обмена информацией между членами этой социальной общности. Социальный круг изучается социологами, так как именно в нем формируется общественное мнение. Важность социальных кругов состоит в том, что они являются самыми устойчивыми квазигруппами. По своей природе социальные круги представляют собой свободные союзы, основанные на контактах обмена, все внимание в них обращается на обмен информацией между членами.
Социальные круги есть один из видов квазигрупп, характеризуемый критериями вхождения в них, каковыми являются заинтересованность к определенной субкультуре, что часто выражается в сходных социальных статусах. Этот вид квазигрупп подразделяется на несколько типов в зависимости от типа критериев вхождения индивидов в социальный круг. Например, это могут быть профессиональные или статусные социальное круги.
1.3. Собственно социальные группы
Одной из основных проблем изучения собственно социальных групп является вопрос их классификации. Подобная классификация проводится по двум признакам: по принадлежности индивидов к социальной группе и по характеру отношений внутри социальной группы.
Рассмотрим классификацию по первому признаку.
В ходе социальной практики каждый индивид выделяет те социальные группы, которые он считает своими, членов которых он расценивает как «мы». Такие группы называют «ингруппами». Находясь в любой неопределенной ситуации, индивид всегда пытается определить членов ингрупп и наладить с ними более тесные отношения. Обычным для поведения членов ингрупп является их взаимная поддержка, которая осуществляется вне зависимости от правильности действий.
Вместе с тем, существуют такие социальные группы, с членами которых индивид себя не отождествляет. Индивид говорит об этих группах «другие», «не мы», «не наши». Такие группы называются «аутгруппами». Ориентируясь в социальной среде, каждый член общества оценивает аутгруппы. При этом он всегда ощущает некоторую социальную дистанцию, которая может принимать самые разные значения. Кроме того, индивид может оценивать аутгруппы отрицательно (может относиться к ним с недоверием, неприязнью или враждебностью) и положительно (может относиться к ним с приязнью, симпатией или восхищением).
Особое значение имеют для индивида «референтные группы». Это те аутгруппы, на мнения и оценки которых индивид ориентируется. Фактически такие группы служат эталонами в деятельности индивида и его ориентирами в оценках окружающей реальности.
Рассмотрим второй признак классификации: характер отношений внутри групп. В этой связи важно выделить «первичные социальные группы», где взаимоотношения между членами группы основаны на восприятии других индивидов как личностей и индивидуальностей. Именно в этих группах осуществляется первичная социализация индивидов. Следовательно, в первичных группах взаимоотношения между их членами носят доверительный характер. На первый план в общении между членами таких групп выходят чувства удовлетворенности или неудовлетворенности в общении, чувства приязни или неприязни. В организациях первичные группы являются основой формирования неформальных структур. «Вторичные группы» объединяют индивидов, прежде всего, в отношении общих целей. Для этих видов социальных групп характерной чертой является однонаправленность совместных действий, деловой характер взаимоотношений между членами группы.
2. Типология социальных групп
2.1. На рис. 6 графически изображены виды социальных групп.
Рис. 6. Виды социальных групп
2.2. Все многообразие
социальных групп можно
· размеров групп;
· социально значимых критериев;
· типа идентификации с группой.
Так, с точки зрения социального значимых критериев выделяют «реальные группы». Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существенные признаки:
• пол — мужчины и женщины;
• доход — богатые, бедные и зажиточные;
• национальность — русские, англичане, эвенки, турки;
• возраст — дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;
• родство и брак — холостые, женатые, родители, вдовые;
• профессия (род занятий) — водители, учителя, военнослужащие;
• место жительства — горожане, сельские жители.
У представителей одной и той же «реальной группы» схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации. В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют два типа и называют их «главными»:
· стратификационные — рабство, касты, сословия, классы;
· этнические — расы, нации, народы, народности, племена, кланы;
· территориальные — выходцы одной местности (земляки), горожане, селяне.
2.3. Рассмотрим этническую общность
Этническая общность – группа людей, связанная общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности у нее выработались общие устойчивые признаки: язык, бытовая культура, обычаи и традиции. Данные признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего, общность происхождения и тем самым – этническое родство.
Виды:
1) Древнейшая этническая общность – племя. Основано на родовых и социальных связях. Обладало признаками этнической общности, этническим самосознанием и этнонимом (названием).
2) В ходе цивилизации
на первый план вышли
3. Социология малых групп
Социология малых групп — область социологии, изучающая малые социальные группы и контактные коллективы. Предметом ее исследования являются формирование, функционирование и развитие малых групп на разных исторических этапах общественного развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой (коллективной) деятельности.
У социологии малых групп
появился синоним— «микросоциология»,
на которую приходилась основная
доля эмпирических исследований. За полувековую
историю исследований малых групп
сложились три главных