Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявить основные особенности управления конфликтом в организации.
Задачи курсовой работы:
1. выявить специфические особенности, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях;
2. определить и охарактеризовать способы управления конфликтом и этапы процесса управления в ходе конфликтных ситуаций;
3. дать характеристику основным методам профилактики и предупреждения конфликтов.
Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Организационный конфликт и его сущность………………………………………6
1.1 Понятие конфликта………………………………………………………………………...6
1.2 Структура и особенности организационного конфликта………………………………11
1.2.1 Типы конфликтов в организации……………………………………………………….22
1.3 Причины возникновения конфликтов в организации…………………………………..26
Глава 2 Влияние конфликта на организационное поведение………………………………31
2.1 Варианты возникновения конфликтов в организациях…………………………………31
2.2 Общая характеристика внутриличностных конфликтов………………………………...34
2.3 Последствия внутриличностных конфликтов……………………………………………37
Глава 3 Управление конфликтами в организации…………………………...……………….39
3.1. Способы разрешения организационного конфликта……………………………………39
3.2. Методы профилактики организационного конфликта………………………………….48
Заключение……………………………………………………………………………………...50
Список использованной литературы………………………………………………………….53
Итак, поскольку конфликты в жизни организации неизбежны, нужно научиться управлять ими, основываясь на опыте, на усвоении теоретических и практических знаний по этой проблематике. Кроме того, необходимо научиться предупреждать конфликты, совершенствуя организационную структуру и межличностные отношения в ней. Тогда возникающие конфликты будут не негативным явлением, а стимулом для движения и развития организации вперед.
Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.
Конфликт также ставит служащих перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чуткими к проблемам других людей[11, с. 46].
Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.
В разрешении конфликтных ситуаций менеджерам рекомендуется идти по пути организованного внесения изменений в ценностные ориентации организации (нормы поведения), разрабатывать механизмы учета различных интересов, вводить процедуры для выработки единства во взглядах (вести переговоры с группами, использовать методы убеждения, проводить консультации, идти на уступки) и т.д.
При этом менеджерам не следует ограничиваться изучением, выслушиванием мнения лишь одной стороны, участвующей в конфликте, и на основе этого делать выводы и принимать решение. Необходимо изучить доводы и аргументы обеих сторон.
Следует заметить, что важнейшим условием бесконфликтного взаимодействия является умение встать на позицию другого человека, взглянуть на возникшую проблему его глазами. Очевидно, в этом состоит поразительная психологическая интуиция гениальных руководителей, организаторов, бизнесменов, политиков и воспитателей, их умение с первого взгляда и первых слов понять человека и его желания. Это необходимо учитывать как менеджерам, так и всем сотрудникам организации.
Таким образом, конфликтные ситуации в трудовых коллективах управляемы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.- М., 2001;
2. Бородкин Ф.М. Внимание, конфликт!»- Новосибирск, 2002;
3. Выханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент.-М.,2000;
4. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов.- Л., 2007;
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. - М., 2006.
6. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта.- СПб, 2005.
7. Дебольский М. Психология делового общения.- М., 2008;
8. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов.- М. 2000;
9. Донцов А.И., Полозова
Т.А. Проблема конфликта в
10. Ершов А.А. Личность и коллектив.- Л., 2006;
11. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - М., 2000.
12. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М., 2005;
13. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выигратъ может каждый. - М., 2002.
14. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель… . - М., 2001;
15. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликте.- СПб., 2000;
16. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2002.
17. Петровская Л.А. О
понятийной схеме социально-
18. Свеницицкий А.Л. Социальнная психология управления.- Л.,2006;
19. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления.- Киев, 2001;
20. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента.- М., 2002;
21. Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров. - М., 2006.
22. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент.- М.,2007;
23. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения .-М., 1999;
24. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения.- Новосибирск, 2008;