Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:01, реферат
Как в научном сообществе, так и среди экспертов и практиков социальной политики и социального обслуживания сегодня растет интерес к развитию представлений о социальном управлении, начиная от определения понятий и далее – к формулированию конкретных технологий социального менеджмента. Развитие рыночной, но при этом социально ориентированной экономики в условиях современной России напрямую связано с осуществлением адекватной социальной политики. Благополучие в постиндустриальном обществе более не рассматривается в качестве личного дела граждан или программ предупреждения рисков, связанных исключительно с бедностью, плохим здоровьем, возрастом, в форме благотворительности или поддержки только пожилых, инвалидов, детей. Динамично развивающиеся диверсифицированные рынки выдвигают по отношению к современному государству все более разнообразные требования в отношении качества человеческого капитала. Рост
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Особенности развития управленческой социальной науки
в России XVII- XIX в…………………………………………………………..... 5
2. Особенности развития управленческой социальной науки
в России в начале XX –XXI в……………………………………………………. 8
Заключение………………………………………………………………………. 15
Список использованной литературы…………………………………………… 16
К их числу следует отнести:
а) нарастающую социальную дифференциацию, как между странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы может привести к текущим локальным конфликтам и повлечь за собой высокую угрозу глобального потрясения;
б) происходящие планетарные изменения в природной среде (нарастание «парникового эффекта» и грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, нарастающее загрязнение почвы, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);
в) стремительный рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;
В результате возрастает противоречие между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возможности нарастающих социальных взрывов и катастроф. Углубление этого противоречия ведет к деградации личности, укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является, в конечном счете, причиной антисоциального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов.9
Под влиянием социального менеджмента формируется новая культура управления. В ней особое значение приобретают рациональное начало, знания, современные концепции, научное проектирование и программирование, математическое и социальное моделирование. Эти методы научного управления направляются на более полное использование социальных ресурсов, «человеческого фактора». Формирование управленческих знаний, управленческих концепций, проектов и программ перестает быть привилегией руководящего центра и становится достоянием местных сообществ, быстро развивается муниципальный менеджмент. Последний затронул, прежде всего, органы местного самоуправления, муниципальные образования, где коренным образом изменил качество взаимоотношений между жителями территорий, промышленными финансовыми группами и органами местного самоуправления. В кризисных ситуациях, в период моделирования общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на плавных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их достижения.
Таким образом, чтобы достойно ответить на вызовы ХХI века, необходимы инновационный метод освоения социального пространства, поиск средств, которые способны не только изучать и предсказывать различные социальные перемены, но так же активно воздействовать на практическую жизнь, оказывать воздействие на развитие сложных социальных систем и получать прогнозируемый социальный результат.
Менеджмент в социальной сфере с практической точки зрения базируется на социально-экономических исследованиях.
Целями исследований условий являются разработка проблем социально-трудовой сферы и уровня жизни людей, их вклад в социальную и экономическую стороны жизни государства.
К основным проблемам, на которых базируется социальный менеджмент, относятся следующие:
1) значительное изменение состава народонаселения, практические способы увеличения его численности, оптимизация половозрастной, социальной и профессиональной групп;
2) территориальное и природно-климатическое размещение людей;
3) возможность свободного перемещения, независимость выбора местожительства и работы;
4) создание благоприятных экономических условий, обусловливающих наличие рабочих мест и возможность заработков для экономически активного населения;
5) поддержание и развитие образовательно-культурной сферы, которая включает в себя:
а) воспитание;
б) образование;
в) создание рабочих мест для преподавателей и студентов;
6) изыскание способов снижения общей и профессиональной заболеваемости, травматизма, несчастных случаев на производстве в рамках сферы:
а) здравоохранения;
б) спорта;
в) туризма;
г) охраны труда;
7) значительное повышение уровня эффективности экономики, труда и социального развития;
8) формирование мировоззрения сплоченности у людей на уровне предприятий и территорий. В соответствии с данными проблемами управление в социальной сфере имеет определенные направления, такие как:
1) борьба с бедностью;
2) социальная защита населения;
3) обеспечение здоровья нации;
4) развитие экономики знаний (вложение средств в развитие человеческих способностей);
5) обеспечение занятости и достойного уровня жизни людей за счет трудовых доходов.
В целом следует сказать, что социальное управление как самостоятельное научное направление и особая учебная дисциплина пока только складывается, не имеет единого статуса и стандарта, а логика и методология предмета пока не выстроены на уровне тех требований, которые предъявляются к этой отрасли знаний и учебной дисциплине.
Заключение
В заключение отметим, что процесс управления вмещает все многообразие человеческой жизнедеятельности: психика человека и технические изделия; внутренние побудительные мотивы и внешние принудительные регуляторы; интерес и информацию; эвристические способности и элементарные физические усилия; научные знания и персональный опыт; интуицию и математический расчет; правовое регулирование и свободу поиска; современный компьютер и обыкновенную грамотность; космические системы связи и умение слушать и слышать друг друга; навыки командовать и готовность подчиняться и т.д.
Начало развития управленческой науки в России относится к XVII в., когда она формируется преимущественно в рамках теории и практики совершенствования российского государства. В 30-е годы XIX столетия в России появились различные школы и институты, которые развивали идеи управления производством, общей теории управления и государственного строительства.
Однако и сегодня мы не можем сказать, что наука социального управления как самостоятельное научное направление и учебная дисциплина окончательно сформировалась, обрела свой независимый статус в обществе и дает тот результат, который получен от ее эффективного использования в странах Запада.
Список использованной литературы
1. Акинфиева Н.В., Беликова Т.В. Социальный менеджмент: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.
2. Афонин Ю. А., Жабин А. П., Панкратов А. С. Социальный менеджмент: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2004.
3. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Социальный менеджмент Учебно-методический комплекс: – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008.