Содержание, методы подбора компетентного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

При разработке и реализации стратегии управления персоналом организации в последнее время стали использовать технологии управления компетенциями.
Компетенции — это характеристики персонала, необходимые для успешной деятельности: совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения.
Компетентность личности специалиста проявляется в профессиональной деятельности и профессиональном общении, и, следовательно, включает способности, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления деятельности и общения в процессе этой деятельности. Конкретный выбор указанных показателей определяется сущностью профессиональной деятельности, ее содержанием.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
Основная часть……………………………………………………………………6
1.Понятие «компетентность» и этапы его развития........................................6
2. Содержание компетентного управления……………………………………9
3. Методы подбора компетентного управления………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемых источников…………………………………………….25

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 56.93 Кб (Скачать файл)

 

 

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ  ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М.ШИРОКОВА»

 

 

Кафедра культурологии

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Менеджмент, маркетинг в сфере культуры»

на тему: «Содержание, методы подбора  компетентного управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент гуманитарного факультета

4  курс, группа 3212409, ________         Галецкая Д. В.

   _______________         (подпись)        (фамилия, инициалы)

 

 

 

                                                                   (подпись)       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

 

 

 

Содержание:

Введение................................................................................................................3

Основная  часть……………………………………………………………………6

1.Понятие  «компетентность» и этапы его развития........................................6 

2. Содержание компетентного управления……………………………………9

3. Методы  подбора компетентного управления………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….24

Список используемых источников…………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           В ХХI веке стремительный рост информации,  технологический прогресс наряду с условиями неопределенности и риска предъявляют новые требования к руководителям и сотрудникам больших и малых организаций. При переходе экономики Беларуси к рыночным отношениям возникла необходимость использовать передовые традиции научного  управления, которое требует, как минимум, владение знаниями о:

   ·  предварительном  и текущем состоянии объекта управления;

   ·  целях управления;

   ·  управленческих методах достижения целей;

   ·  возможных последствиях принятых решений.

          Совокупность этих знаний дает основание говорить о модели управления. В зависимости от обстоятельств и факторов таких моделей может возникать много. Без специальной управленческой подготовки специалисту трудно сориентироваться в выборе наиболее эффективных решений - здесь помогает владение стандартами управленческих технологий.

       При разработке и реализации стратегии управления персоналом организации в последнее время стали использовать технологии управления компетенциями.

          Компетенции — это характеристики персонала, необходимые для успешной деятельности: совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения.

          Компетентность личности специалиста проявляется в профессиональной деятельности и профессиональном общении, и, следовательно, включает способности, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления деятельности и общения в процессе этой деятельности. Конкретный выбор указанных показателей определяется сущностью профессиональной деятельности, ее содержанием.

           Управление компетенциями представляет собой процесс сравнения потребности организации в кадрах с наличными трудовыми ресурсами и выбор форм воздействия для приведения их в соответствие с требованиями производства. Термин «компетентность» указывает на соответствие реального и необходимого в личности специалиста, на степень присвоения личностью содержания компетенций, то есть это, прежде всего, качественный показатель. При этом компетентность может характеризовать овладение личностью не одной, а несколькими компетенциями, в частности, профессиональная компетентность может определяться как овладение специалистом всеми профессиональными компетенциями.

           Технология управления компетенциями интегрирует технологии управления по целям, определения требований производства и предусматривает приведение персонала организации в соответствие этим требованиям.

           Модель компетенций лежит в основе системы работы с персоналом, когда все элементы и стороны этой системы ориентированы только на максимально возможный результат в данном бизнесе. Компетенции необходимы и для создания систем, которые будут помогать обучению и развитию персонала, с целью дальнейшего совершенствования их навыков, необходимых для карьерного роста и повышения вносимого ими вклада в компанию. Это еще один инструмент перехода от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами как развивающий возможности сотрудника, так и повышающий результативность компании.

           В результате, зная свои компетенции и возможности их развития, сотрудник может максимально рационализировать свою деятельность на данном рабочем месте (экономия рабочего времени), добавить себе дополнительные функции (увеличение объемов работ с изменением должностной инструкции), что влечет развитие компетенций сотрудника и предприятия в целом.

 

Цель работы: раскрыть сущность, содержание и методы компетентного управления.

         Задачи работы:

•  Объяснить  сущность понятия «компетентность», и этапами его развития.

• Раскрыть содержание компетентного управления.

• Ознакомиться с основными методами подбора компетентного управления в нашей стране и в развитых странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная  часть

  1. Понятие «компетентность» и этапы его развития.

             Компетентность – от латинского competens – способный. Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.  Компетентность - это, по сути, умение делать хорошо, то, что делаешь[4].

              В литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. - в отечественной науке зарождается специальное направление - компетентностный подход.  В его развитии  выделяют три этапа:

       1) Для первого этапа (1960-1970 гг.) характерно введение в научный аппарат категорий «компетенция» и «коммуникативная компетентность», а также создание предпосылок для разграничения понятий «компетенция» и «компетентность».

        2) На втором этапе (1970-1990 гг.) отмечается активное использование категорий «компетенция» и «компетентность» при анализе профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, общении. В этот период разрабатывается содержание понятий «социальные компетенции» и «социальная компетентность». Учеными приводятся 37 видов компетентностей, среди которых: тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели, эмоциональное отношение к деятельности, готовность и способность к самообучению, уверенность в себе и адаптивность, некоторые характеристики мышления (в частности, привычка к абстрагированию, критичность, реакция на существующую проблему), готовность к инновациям и способность к принятию решений, способность к коллективной деятельности и др.

        3) Наконец, начало третьего этапа в исследовании компетентности как научной категории в России связывается с выходом в свет работ А.К. Марковой (1993, 1996), где профессиональная компетентность всесторонне и целенаправленно рассматривается с позиций психологии труда. Анализируя профессиональную компетентность, автор выделяет в ее структуре четыре блока:

    а) профессиональные (объективно необходимые)  знания;

    б) профессиональные (объективно необходимые)  умения;

      в) профессиональные  позиции, установки, требуемые от него профессии;

      г) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями [1].

              Одни авторы характеризуют компетентность с точки зрения того, на что способен компетентный человек (то есть с позиции результата формирования компетентности), другие описывают ее структуру. Мнения относительно структуры компетентности, (и, в частности, профессиональной компетентности), также разделяются: от определения ее как совокупности знаний, умений и навыков, до практической синонимичности с понятием «профессионализм».

           Наиболее интересные определения объединяются в несколько групп:

    1. Определения, характеризующие компетентность через ее внешние проявления: компетентность - это способность человека действовать за пределом учебных сюжетов и ситуаций или способность к переносу знаний, умений и навыков за пределы условий, в которых эти знаний, умения и навыки изначально сформировались, способность выносить квалифицированные суждения, принимать адекватные решения в проблемных ситуациях, достигая, в результате, поставленных целей.

            Эти определения обусловливают необходимость включения в структуру компетентности определенных характеристик мышления, в частности, творческих характеристик, обеспечивающих, в том числе, способность экстраполировать знания и умения в новые области их применения, самостоятельность в принятии решений, способность к разрешению проблем.

    1. Определения, исходя из которых, можно выделить структурные компоненты компетентности: компетентность - это обладание компетенциями, охватывающими способности, готовность познания и отношения (образы поведения), необходимые для выполнения деятельности, наличие у человека способности и умения выполнять определенные трудовые функции, готовность и способность к деятельности, а так же ряд личностных качеств.
    2. Определения, в которых четко отражен авторский взгляд на структуру компетентности (относятся, преимущественно, к профессиональной компетентности): ни  характеризуют профессиональную компетентность как владение специалистом необходимой суммой знаний, умений и навыков, представляющих основу формирования профессиональной деятельности, общения и личности специалиста - носителя определенных ценностей, идеалов, сознания; определяют компетентность через совокупность знаний, умений, навыков, способов и приемов их реализации в деятельности, общении и развитии личности и указывает, что, например, компетентный руководитель должен знать еще и возможные последствия конкретного способа воздействия, иметь опыт практического использования разных методов руководства; называют ее интегральным качеством личности, сплавом опыта, знаний, умений и навыков.

            Но не смотря на большое разнообразие трактовок понятия «профессиональная компетентность», общепризнанными являются следующие ее сущностные характеристики:

        1. Эффективное использование индивидуальных способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность.

         2. Владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; гибкость при решении профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами.

         3. Интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения профессиональных функций.

 

2. Содержание компетентного управления

           Содержание компетентного управления тесно связано  с его структурой, которую можно охарактеризовать в терминах структуры личности. В частности, выделяют следующие компоненты структуры:

  - функциональный: представляет собой систему приобретенных в вузе знаний (гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных и специализирующих дисциплин), навыков творческой деятельности специалиста - с учетом их глубины, объема, стиля мышления, нормы этики, социальных функций,

  - мотивационный: включает мотивы, цели, потребности, ценностные установки актуализации в профессиональной деятельности,

  -рефлексивный: включает комплекс навыков самоконтроля, самоанализа, прогнозирования результатов своей деятельности,

  - коммуникативный: включает способности налаживать межличностные отношения, формулировать мысли, доходчиво излагать информацию, осуществлять профессиональное взаимодействие [5].

         Интегрируя приведенные мнения, целесообразна структура компетентности, которая представлена в двух видах:

      1) психологическом - как совокупность когнитивно-интеллектуальных (знания, умения и навыки, характеристики мышления) и деятельностно-поведенческих (опыт поведения, деятельности и общения) компонентов; данное структурирование позволит четко определить показатели и критерии сформированности компетентности;

     2) функционально-содержательном - как совокупность компетентностей, описанных в отношении сфер деятельности, общения и поведения (заданных относительно конкретного предмета деятельности, общения, поведения). Такими сферами являются отдельные виды профессиональной деятельности, предметные области социального взаимодействия и т.п.

             Когнитивно-интеллектуальные показатели включают знания, умения, характеристики мышления.

Информация о работе Содержание, методы подбора компетентного управления