Содержание процесса управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 09:51, лекция

Описание работы

1. Сущность процесса управления
2. Цели и задачи управления организацией
3. Принципы управления

Файлы: 1 файл

М_Лекция_6.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

    Лекция 6: Содержание процесса управления

 

    1. Сущность процесса  управления

    Теорию  управления принято рассматривать  как комплексную науку или  научное направление, опирающееся на многие теоретические и прикладные знания. Это объясняется многогранностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании природных законов и законов организации, экономических, социально-психологических законов и закономерностей, присущих объекту и субъекту управления. Теория управления, очевидно, должна быть ориентирована на решение практических задач.

    Любая научная теория исследует определенную предметную область, под которой обычно понимается множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в данной теории. Предметную область теории управления производством как комплексной науки можно определить, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества и как конкретный производительный труд, возникший вместе с кооперацией труда и являющийся частью этого коллективного труда.

    Предметная  область теории управления в широком  аспекте охватывает социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними. Система отношений конкретизируется в виде вертикальной иерархии и горизонтальной, сети. Данные категории - предмет исследования многих научных дисциплин: задача теории управления как комплексной науки — интеграция знаний, относящихся к управлению, с целью выработки научных принципов и методов эффективного управления.

    Предметом рассмотрения теории управления являются управленческие (организационно-управленческие, организационно-экономические) отношения, реализующиеся как информационные связи при организации производства и управлении им. Организационно-экономические (и их часть — управленческие) отношения отражают единство объективного и субъективного. И поскольку управление — производительный труд, постольку эти отношения относятся к производственным. Таким образом, отношения управления изучаются и в экономике (как производственные), и в социальной психологии (как проявление сознания человека).

    Процесс управления представляет собой определенную совокупность управленческих действий, логически связанных друг с другом и имеющих протяженность во времени и пространстве.

    В современной теории управления выделяют два основных подхода к определению процесса управления. С одним подходом мы уже ознакомились: процесс управления - это процесс последовательного выполнения функций управления, каждую из которых также можно рассматривать как самостоятельный процесс. В результате реализации функций управления управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления».

    Содержание, а также набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от природы организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие в общем-то однородных видов деятельности. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции управления: (1) планирование, заключающееся в установлении целевых . показателей и выработке плана действий по их достижению; (2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями и работниками и установление взаимодействия между ними; (3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и решению поставленных задач; (4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с запланированными целевыми показателями.

    Но  для того чтобы выполнить только одну функцию управления, необходимо решить определенные проблемы и соответственно принять целый ряд управленческих решений. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными для организации решениями, без реализации которых функция не может быть выполнена. Таким образом, процесс управления можно представить как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском вариантов их разрешения и организацией выполнения принятых решений.

    Этот  подход схематически показан на рис. 4.1, где управляемая производственная подсистема представлена в виде «черного ящика» с «входом» и «выходом», а процесс управления (управляющая подсистема) — тремя основными этапами: 

    

    1)  М — моделирование состояния объекта управления на основании поступающей от него информации о проблемах, возникающих в процессе производства;

    2)  Р — разработка и принятие управленческих решений;

    3)  В - организация выполнения принятых решений.

    Начальный импульс процессу управления задается информацией о состоянии контролируемых параметров объекта управления, и  после выработки соответствующего решения оно в виде приказа, распоряжения и т.д. подается на вход управляемого объекта, т.е. доводится до исполнителей. Таким образом, происходит корректировка состояния производственной подсистемы и разрешение возникшей проблемы. Процесс принятия управленческих решений носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия контролируемых параметров плановым или нормативным заданиям и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответствие устранить. В центре этого процесса находятся три основных элемента:

    •    проблема;

    •    решение проблемы;

    •    люди, участвующие в этом процессе на всех его этапах.

    Практически ценное в подходе к управлению как к процессу (кибернетический  подход) заключается в том, что им можно управлять даже при неполном знании объекта управления, можно формализовать процесс управления, а следовательно, и автоматизировать его с учетом социально-экономической целесообразности. Однако кибернетика изучает общие закономерности процесса управления преимущественно с количественной стороны, безотносительно к качественной сущности и содержанию управления. Следует также учитывать, что лишь незначительную часть управленческих функций можно полностью передать ЭВМ. При этом не только окончательное решение, по и объединение отдельных автоматизированных элементов в систему для принятия управленческого решения остается за человеком. Принятие решений — важная часть и теории менеджмента, и практической управленческой работы.

    Управление  производством (организацией) базируется на общих основах экономического развития, которые определяют цели, принципы, методы управления и другие категории, составляющие предметную область исследования теории управления.

    При системном рассмотрении все категории управления связывают обычно с субъектом управления (человеком), находящимся в центре системы управления. Но человек — только часть, хотя и существенная,  производительных сил, развивающихся по объективным законам, которые взаимосвязаны с законами развития природы и общества в целом. Лишь в неразрывном единстве со средой любая система проявляет свою целостность. Для управления производством такой средой являются производительные силы и производственные отношения. Противоречия в производстве, а также и между производством и окружающей средой становятся источником экономического развития. Разрешение этих противоречий составляет и сущность, и содержание управления, которые раскрываются в категориях управления.

    Учет  взаимосвязи категорий управления с окружающей средой позволяет выделить системообразующие общие категории теории управления и связи между отдельными категориями (рис. 3.1). Для удобства восприятия на схеме указаны только существенные связи между категориями теории управления. Например, очевидно, что функции управления в значительной степени зависят от типа производства, а информация, циркулирующая в системе управления, влияет на информационную и функциональную структуры, процесс и технологию управления;

    Общие цели руководства и управления конкретизируются в рамках отраслей народного хозяйства с учетом технологии и условий выполнения производственных процессов. 

 

    2. Цели и задачи  управления организацией

    Элементами  управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде.

    Управление  невозможно без целевой деятельности управляющих субъектов.

    Цель  управления — это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления — организации. Вообще цель — мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, она является идеальным описанием результата деятельности.

    Деятельность — процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий.

    Средства  достижения – это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации – ее структура, функции и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата.

    Цели являются существенным элементом системы управления, выполняя следующие роли:

    •    организующую — организация и  направление средств достижения целей на результат;

    •    мотивирующую — мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели; но и сами цели, определяя значимые для коллектива результаты, имеют мотивирующее значение;

    •    контролирующую — сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы.

    Иерархия  целей означает, что индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня, а цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и т.д. — до главной цели.

    Классификация целей осуществляется по уровню (народнохозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия и т.д.), сроку действия (перспективные, текущие), охвату проблемы и масштабу действия (стратегические, тактические).

    К целям предъявляются следующие  требования:

    •    согласование и совместимость;

    •    реалистичность (достижимость);

    •    понятность для исполнителя;

    •    гибкость (обратная связь).

    Управление  в рыночной экономике характеризуется  постоянной корректировкой или резкой сменой целей организации в связи с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т.е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия — это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост на основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех сторон деятельности.

    Стратегическое  управление использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др.

    Обязательную  процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач.

    Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей(рис. 3.2).

    Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей, в свою очередь, разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Так, для увеличения объема производства надо либо ввести дополнительные мощности, либо их модернизировать и обеспечить необходимыми ресурсами. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной цели.

Информация о работе Содержание процесса управления