Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 09:51, лекция
1. Сущность процесса управления
2. Цели и задачи управления организацией
3. Принципы управления
1. Сущность процесса управления
Теорию управления принято рассматривать как комплексную науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические и прикладные знания. Это объясняется многогранностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании природных законов и законов организации, экономических, социально-психологических законов и закономерностей, присущих объекту и субъекту управления. Теория управления, очевидно, должна быть ориентирована на решение практических задач.
Любая научная теория исследует определенную предметную область, под которой обычно понимается множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в данной теории. Предметную область теории управления производством как комплексной науки можно определить, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах общества и как конкретный производительный труд, возникший вместе с кооперацией труда и являющийся частью этого коллективного труда.
Предметная область теории управления в широком аспекте охватывает социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними. Система отношений конкретизируется в виде вертикальной иерархии и горизонтальной, сети. Данные категории - предмет исследования многих научных дисциплин: задача теории управления как комплексной науки — интеграция знаний, относящихся к управлению, с целью выработки научных принципов и методов эффективного управления.
Предметом
рассмотрения теории управления являются
управленческие (организационно-
Процесс управления представляет собой определенную совокупность управленческих действий, логически связанных друг с другом и имеющих протяженность во времени и пространстве.
В современной теории управления выделяют два основных подхода к определению процесса управления. С одним подходом мы уже ознакомились: процесс управления - это процесс последовательного выполнения функций управления, каждую из которых также можно рассматривать как самостоятельный процесс. В результате реализации функций управления управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления».
Содержание, а также набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от природы организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие в общем-то однородных видов деятельности. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции управления: (1) планирование, заключающееся в установлении целевых . показателей и выработке плана действий по их достижению; (2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями и работниками и установление взаимодействия между ними; (3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и решению поставленных задач; (4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с запланированными целевыми показателями.
Но для того чтобы выполнить только одну функцию управления, необходимо решить определенные проблемы и соответственно принять целый ряд управленческих решений. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными для организации решениями, без реализации которых функция не может быть выполнена. Таким образом, процесс управления можно представить как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском вариантов их разрешения и организацией выполнения принятых решений.
Этот
подход схематически показан на рис.
4.1, где управляемая производственная
подсистема представлена в виде «черного
ящика» с «входом» и «выходом», а процесс
управления (управляющая подсистема) —
тремя основными этапами:
1) М — моделирование состояния объекта управления на основании поступающей от него информации о проблемах, возникающих в процессе производства;
2) Р — разработка и принятие управленческих решений;
3) В - организация выполнения принятых решений.
Начальный
импульс процессу управления задается
информацией о состоянии
• проблема;
• решение проблемы;
• люди, участвующие в этом процессе на всех его этапах.
Практически ценное в подходе к управлению как к процессу (кибернетический подход) заключается в том, что им можно управлять даже при неполном знании объекта управления, можно формализовать процесс управления, а следовательно, и автоматизировать его с учетом социально-экономической целесообразности. Однако кибернетика изучает общие закономерности процесса управления преимущественно с количественной стороны, безотносительно к качественной сущности и содержанию управления. Следует также учитывать, что лишь незначительную часть управленческих функций можно полностью передать ЭВМ. При этом не только окончательное решение, по и объединение отдельных автоматизированных элементов в систему для принятия управленческого решения остается за человеком. Принятие решений — важная часть и теории менеджмента, и практической управленческой работы.
Управление производством (организацией) базируется на общих основах экономического развития, которые определяют цели, принципы, методы управления и другие категории, составляющие предметную область исследования теории управления.
При системном рассмотрении все категории управления связывают обычно с субъектом управления (человеком), находящимся в центре системы управления. Но человек — только часть, хотя и существенная, производительных сил, развивающихся по объективным законам, которые взаимосвязаны с законами развития природы и общества в целом. Лишь в неразрывном единстве со средой любая система проявляет свою целостность. Для управления производством такой средой являются производительные силы и производственные отношения. Противоречия в производстве, а также и между производством и окружающей средой становятся источником экономического развития. Разрешение этих противоречий составляет и сущность, и содержание управления, которые раскрываются в категориях управления.
Учет
взаимосвязи категорий
Общие
цели руководства и управления конкретизируются
в рамках отраслей народного хозяйства
с учетом технологии и условий выполнения
производственных процессов.
2. Цели и задачи управления организацией
Элементами управления как всеобщего вида человеческой деятельности являются цель управления и способ достижения цели, объект и субъект управления, взаимодействующие в определенной окружающей среде.
Управление невозможно без целевой деятельности управляющих субъектов.
Цель управления — это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления — организации. Вообще цель — мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, она является идеальным описанием результата деятельности.
Деятельность — процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий.
Средства достижения – это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации – ее структура, функции и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата.
Цели являются существенным элементом системы управления, выполняя следующие роли:
• организующую — организация и направление средств достижения целей на результат;
• мотивирующую — мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели; но и сами цели, определяя значимые для коллектива результаты, имеют мотивирующее значение;
• контролирующую — сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы.
Иерархия целей означает, что индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня, а цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и т.д. — до главной цели.
Классификация целей осуществляется по уровню (народнохозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия и т.д.), сроку действия (перспективные, текущие), охвату проблемы и масштабу действия (стратегические, тактические).
К целям предъявляются следующие требования:
• согласование и совместимость;
• реалистичность (достижимость);
• понятность для исполнителя;
• гибкость (обратная связь).
Управление в рыночной экономике характеризуется постоянной корректировкой или резкой сменой целей организации в связи с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т.е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия — это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост на основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех сторон деятельности.
Стратегическое управление использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др.
Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач.
Метод
дерева целей предусматривает
Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей, в свою очередь, разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Так, для увеличения объема производства надо либо ввести дополнительные мощности, либо их модернизировать и обеспечить необходимыми ресурсами. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной цели.